Как создать образовательную игру

0
511

С каждым годом количество образовательных настольных, компьютерных и мобильных игр растёт. В их разработку вовлекаются не только эксперты, но и дети, школьники, студенты. Ведь в игры интересно не только играть, разработка — тоже очень увлекательный процесс.

О чём важно помнить при создании образовательной игры? С чего начать? Как узнать, что игра действительно удалась? «Новый репортёр» записал советы Ирины Чистяковой, медиатренера, медиаконсультанта, эксперта по развитию эмоционального интеллекта, тренера-методолога.

Какие бывают игры?

В первую очередь важно определиться с форматом, целями и тематикой вашей будущей игры. Образовательные игры разделяются по формату, типу взаимодействия и конечному результату.

По формату:

  • Геймификация — использование игровых механик в неигровых процессах.
  • Геймификация дистанционного обучения — использование игровых механик в дистанционном обучении.
  • Деловые игры — отличаются от симуляций большей метафоричностью. Игроков вводят в игровую метафору, происходит игра и выгрузка, проведение параллелей с рабочими ситуациями.
  • Моделирование бизнес-процессов (организационных или любых других), задач в игровом формате.
  • Квесты.

По типу взаимодействия:

  • Конкурентно-командное
  • Игроки против игры
  • Игроки друг против друга
  • Команда на команду
  • Против ведущего

По результату:

  • WOW-эффект
  • Проверка навыков
  • Изменения в проекте
  • Рефлексия

Тренд геймификации: играть без отрыва от занятий

Один из трендов геймификации сегодня — разработка так называемых фоновых игр. Flow Games (фоновая ивент-игра) — это сквозная игра, которая встраивается в основное мероприятие. Один из примеров такой игры — «Орден цифрового джедая», который проводится в перерывах и на кофе-брейках, не отвлекая участников от основных лекций, семинаров, тренингов. Необычный формат, задания, которые включают креатив, нестандартное и критическое мышление, визуализация — всё это особенности игры, которые отмечают участники, однажды в неё поигравшие. Используется принцип «от простого к сложному» — для вовлечения.

Особенности фоновых игр:

  • не отвлекают участников от содержания основного мероприятия;
  • выполняют сервисную функцию — поддерживают эмоциональный фон (создают фан), переключают внимание участников, «прокачивают» тему и др.;
  • работают на основную цель организатора;
  • создают вирусный эффект;
  • быстро реализуются (от идеи до готовой игры).

Алгоритм создания игры:

  • ШАГ 1. Снятие запроса и ТЗ. Какая у нас цель? Что мы хотим изменить? Какую идею закладываем? К какому выводу должен прийти игрок?
  • ШАГ 2. Аватар игрока. Кто будет играть в нашу игру? Какой это человек? Если это организация, какая она, и что ей будет близко?
  • ШАГ 3. Библиотека ситуаций. Процедуры и процессы — снимаем экспертные знания, прогнозируем, как может развернуться игра и что из этого выйдет.
  • ШАГ 4. Дизайн игры. Механика, игровые удовольствия, динамика, эстетика игры. Чем наша игра будет привлекать?
  • ШАГ 5. Прототип и тест. Разрабатываем прототип, тестируем результаты.

О чём важно помнить при создании эффективной игровой стратегии:

  1. При разработке игры нужно сформулировать тему, в которой вы — эксперт. По сути, это игровая реализация вашей экспертности. Если вы не эксперт в теме, на которую хотите разработать игру, есть выход: пригласите эксперта в напарники. Тогда он закроет экспертную зону.
  2. Вам самому должно быть интересно. Без фана никакой игры не будет. Чем игра отличается от других форм обучения или продвижения? В любой нашей деятельности обличение в игру возможно только тогда, когда ты сам залипнешь, будешь вовлечённым и не сможешь оторваться. На этом, в принципе, все игры и работают.
  3. Разрабатывая игру, нужно всегда идти с конца. Нужно понять, какой вывод сделает человек, поигравший в вашу игру. В теории игры это называется «ключевой вывод игрока». Например, вы делаете игру по медиаграмотности, участник которой сделает вывод: самый первый способ оградить себя от фейков — всегда обращаться к первоисточнику информации. Даже на этом маленьком примере можно сделать уже какую-то игру. Может, небольшую, игровой компонент.

Примеры игр, разработанных в Центральной Азии

  • Обучающая карточная игра Be Ready («Будь готов»). Игра состоит из нескольких типов карточек — «Каналы информации», «Угрозы и риски» — «Названия» и «Определения». Способов использовать карточки много. Например, участники могут искать подходящие друг другу названия и определения. Игру можно трансформировать — в зависимости от аудитории, времени и так далее.
  • Настольная игра по медиаграмотности MediaJungle. В неё могут играть от четырёх человек. Участники по очереди бросают кости и, в зависимости от выпавшего значения, попадают на один из шести разделов. В каждом — карточки с вопросами, правильно ответив на которые можно заработать эдукоины (игровая валюта) или баллы знаний. Подробнее об игре можно прочитать здесь.
  • Мемори по медиаграмотности. Любимая многими игрушка, связанная с запоминанием расположения изображений и поиском совпадающих картинок. Формат адаптирован под тематику медиаграмотности, разработан информационной кампанией Три точки. Знай, что смотришь.

В странах Центральной Азии геймификация образования только начинает развиваться, однако первые проекты уже доказали, что направление очень эффективно. Процесс разработки игры может показаться сложным, но результат определённо того стоит.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь