Сколько человек заразилось коронавирусом? Сколько погибло или вылечилось? Где очаги заражения? Сегодня ответы на эти вопросы можно найти практически в каждом новостном медиа. Читателям недостаточно этой информации, они хотят знать, что будет дальше, ориентироваться в ситуации и получать прогнозы. Артём Лисс, редакционный советник Internews, в недавнем прошлом — глава Европейского региона Всемирной службы BBC, и Нина Курьята, экс-глава украинской службы BBC, кандидат биологических наук по специальности «Микробиология», автор университетского курса «Научная журналистика», по инициативе Internews провели вебинар для медиаспециалистов, на котором рассказали, как изменятся или должны меняться медиа в условиях пандемии. «Новый репортёр» записал основные тезисы вебинара.
Читателям важно ориентироваться в контексте
Мы должны думать о том, чтобы не множить новости «сколько человек погибло», а помогать читателям строить планы на будущее.
Первые дни пандемии люди безвылазно сидели в интернете. За счёт этого популярность многих веб-ресурсов выросла в полтора раза. Самые читаемые новости, конечно, о коронавирусе. Значит ли это, что другие новости не читают?
Материалы в BBC классифицируются по шести категориям: вдохновить, удивить, научить, показать перспективу, рассказать о трендах, держать в курсе последних событий (апдейт). Все эти направления важны читателю и также работают в условиях пандемии. Статьи, в которых аудитории рассказывали, что делать и какая у всего этого перспектива, посещались лучше, чем обычные новостные ленты. Исключением, пожалуй, стали лишь горячие новости.
Приводить статистику важно, это информирование, но читатели не могут по одним цифрам понять, что происходит. С калькулятором новости вряд ли кто-то читает. Только контекст и бэкграунд дает человеку понимание: эта цифра страшная или не страшная? ситуация становится лучше или хуже? Тогда, понимая контекст, он начинает ориентироваться в ситуации.
Для дизайнеров сейчас отличная возможность развиваться и креативить, ведь лучшим форматом в этом случае станут графики и инфографики, которые наглядно покажут цифры, позволят сравнить их с другими странами или заболеваниями, дадут возможность сделать выводы. Подкасты, вопреки прогнозам, теряют популярность — обычно их слушали по дороге на работу и с работы, теперь у слушателей нет необходимости тратить на это время.
Чем мы можем быть полезны читателю, кроме новостей?
- Фактчек. Редакции не просто опровергают ложные сообщения, но и берут комментарии у учёных и врачей.
- Интервью. Хорошо подготовьтесь к нему заранее, ведь ваша цель — не задать общие вопросы, а дать своему читателю новую информацию.
- Советы. Что делать? Куда бежать? К кому обращаться? Кто может помочь?
- Мануалы. Как сшить маску своими руками? Как не сойти с ума в самоизоляции? Как изготовить дезинфицирующий гель в домашних условиях? Как правильно обработать смартфон, чтобы не испортить его?
- Информация о заболеваемости. Её лучше брать из официальных источников. Если вы хотите подготовить расширенные материалы — какие варианты выхода, что за вирус, что будет дальше, — лучше обращаться к экспертам, учёным, вирусологам.
- Человеческий аспект. Сторителлинг, интервью с первым заболевшим / первым выздоровевшим, как живёт страна на карантине. Поговорите с людьми, узнайте, с какими локальными проблемами они сталкиваются.
- Развитие ситуации. Наступает стадия адаптации. Наша задача показать, как общество учится жить в новой ситуации.
- Экономические прогнозы. Как коронавирус ударит по мировой экономике?
- Интерактивные карты. Разные типы реагирования властей, распространение заболевания и другая актуальная информация.
Может быть и другая ситуация: люди могут устать от коронавируса и не будет больше сил об этом читать. Один из российских сайтов предложил своим читателям «выключить коронавирус». Как вы уже догадались, с помощью этой функции можно убрать из ленты все новости о коронавирусе.
Как нежелательно делать?
Тем не менее, медиа пробуют привлечь внимание именно к своим публикациям. Иногда это получается не совсем удачно. Несколько ошибок из реальных медиа, которые лучше не повторять:
- «Смертельный вирус, смертельная болезнь, вирус из Китая» — избегайте подобных фраз. Не нужно проводить параллели между коронавирусом и чумой или эболой — заболеваниями с действительно высоким уровнем летальности. Лишнее указание Китая в материалах и вовсе провоцирует синофобию среди читателей.
- Избегайте громких заголовков, вроде «У такой-то знаменитости подтвердился коронавирус». Это одна из форм нагнетания ситуации. Эти люди могут находиться дома на домашнем карантине.
- Проверяйте фотографии: соответствуют ли они тому, что написано в материале? Фотографии врачей в защитных костюмах рядом с людьми, лежащими на земле, наталкивают на мысль, что болезнь якобы настолько тяжёлая, что люди прямо на улице падают без сознания. Нужно мыслить логически: вряд ли человек, находящийся на последней стадии коронавируса, спокойно ходил бы по улицам города.
- Если вы пишете о том, сколько людей умерло, не иллюстрируйте эти сообщения фотографиями живых людей в больницах. Вряд ли они бы хотели, чтобы их изображения были частью такой информации.
- В одном издании рассказ мужа о погибшей от коронавируса супруге проиллюстрировали фотографией улыбающейся жены. У многих это вызвало диссонанс. Раз это рассказ об эмоциях мужа, лучше было бы поставить его фотографию.
- Остерегайтесь материалов на тему «сколько человек заразилось коронавирусом на самом деле?». Этой информации нет даже у ВОЗ, поскольку у каждой страны свои способы подсчёта заболевших, контактных и вылечившихся.
Этика удалённой работы
Работая онлайн, важно соблюдать этические правила, которые помогут сотрудникам избегать конфликтов и эффективно выполнять свои задачи:
- Следите за эмоциями. Текстовые сообщения не передают эмоции так же чётко, как речь. В некоторых случаях, возможно, следует прописывать их: шутка, плачу, смеюсь. Иногда неправильно понятое сообщение может привести к серьёзному конфликту.
- Решите, какой язык приемлем в онлайн-общении. Есть ли в нём место экспрессивной лексике? Табуированные обществом выражения могут считаться нормой в общении, но те же слова, написанные буквами, воспринимаются иначе.
- Разделяйте рабочее и личное. Важно работать в обычные офисные часы, возможно, даже одетым в привычную для работы одежду — так психологически легче. Старайтесь не есть перед ноутбуком за работой. Не происходит момента отвлечения, вы не замечаете, что едите, и работа тоже страдает.
- Выделяйте различные темы в разные каналы. Разделяйте задачи на срочное, важное, не срочное и не важное. Это поможет вам успешно выполнять следующий пункт.
- Подумайте, кому из ваших сотрудников и какие нужны оповещения. К примеру, во Франции запрещено беспокоить сотрудников в нерабочее время. Иначе эмоциональное выгорание наступит гораздо быстрее.
- Любое приглашение на любую встречу лучше подтверждать через e-mail или оповещением Google-календаря. По итогам встречи нужно прописывать результаты с дедлайнами и именами — страдает концентрация, внимательность.
Инструменты и сервисы для удалённой работы
- Некоторые редакции перенесли свою работу в онлайн ещё по пандемии. Meduza «подсела» на Slack пять лет назад, но советы, которые издание давало тогда, актуальны и сегодня. Лучший способ узнать, как это работает, — прочитать заметку Meduza и попробовать самостоятельно.
- Zencaster — инструмент для записи аудиоинтервью онлайн. Спикер получает ссылку, переходит по ней, нажимает буквально на одну кнопку, говорит в микрофон — и вы получаете mp3-файл. Программа бесплатная для малых объёмов.
- Snagit — программа для записи видеоинтервью. Конечно, можно использовать и более простые методы, вроде привычного скайпа, но у Snagit качество картинки и звука значительно выше. Программа платная.
- У удалённой редакции обязательно должен быть общий сервис для хранения файлов. GoogleDrive или OneDrive — выбирайте по своему усмотрению. Google немножко менее безопасен, чем Microsoft, но в нём удобнее функция онлайн-редактирования.
Безопасность журналистов при коронавирусе
Как всё-таки выполнять свою главную функцию — собирать информацию и задавать острые вопросы власти? Никто не готов отправить журналиста в зону, где много заражённых коронавирусом. Из-за этого повышается интерес к работе блогеров, которые уже волей обстоятельств находятся в такой зоне. Подумайте — может быть, у вас есть знакомые, коллеги, которые находятся в зоне поражения и что-то могут вам об этом рассказать? Если вы получите такой материал, не забывайте и об ответственности, которая на вас ляжет: ведь проверить то, что вам рассказал инсайдер, вы вряд ли сможете.
Если вы всё-таки принимаете решение отправить журналиста в опасную зону, оцените риски. Комитет по защите журналистов опубликовал список рекомендаций, как работать журналистам в таких условиях. Многие рекомендации очевидны и совпадают с советами для всех людей, но некоторые касаются именно медиаспециалистов. Например, отказаться от использования микрофона-петлички и использовать «пушки». Все рекомендации можно прочитать здесь.
Сотрудники на удалёнке тоже находятся в группе риска, только не в медицинской, а в психологической. У тех, кто долгое время описывает трагические ситуации, накапливаются психологические травмы. Что можно с этим сделать? Ограничить время, которое журналисты тратят на написание этих материалов, найти психолога, который сможет удалённо поддерживать сотрудников, рассказать своим коллегам о том, что такая опция есть.