Карантинные ограничения наложили свой отпечаток и на телевизионные рейтинги, которые в марте — благодаря значительно увеличившемуся количеству потенциальных телезрителей — уверенно поползли вверх. Радостнее всего сейчас, надо думать, новостникам, ведь вечерние выпуски редко могут соперничать с популярностью Леонида Якубовича. В сериальных предпочтениях сдвиг констатировать пока рано: криминальная драма российского производства в минувшем месяце благополучно соседствовала с индийской мелодрамой. Предлагаем обзор десяти самых популярных телепродуктов марта*.
1. Главные новости на Евразии (6,56**). 27 марта — когда госкомиссия по обеспечению режима ЧП объявила об ужесточении карантина в Алматы и Нур-Султане — у телеэкранов собралось рекордное число зрителей. Диктор «Евразии» хладнокровно отнял у жителей двух мегаполисов последнюю надежду: «Выйти из дома можно только в трёх случаях — на работу, в аптеку или магазин». Однако уже спустя несколько минут последовали духоподъёмные международные новости: афганских осуждённых старше 55 лет выпустят на свободу, стороны йеменского конфликта согласились прекратить войну, а в китайских городах заработали спортивные залы. Благие вести нашлись, в конечном счёте, и на родине: заёмщики ЖССБ получат 90-дневную отсрочку по платежам, а остальным, видимо, стоит по совету главы государства поскорее насладиться двухчасовым онлайн-концертом Розы Рымбаевой.
2. Новости КТК (6,51). Выпуск в преддверии отмены массовых мероприятий по всей стране в минувшем месяце стал для канала самым рейтинговым. Больше пяти минут длился репортаж с большой пресс-конференции, на которой главы четырёх министерств и один вице-премьер пытались убедить взволнованных казахстанцев в том, что речь не об общенациональном карантине, а о «профилактических ограничениях». Но усилия чиновников разбились о креатив журналистов КТК: в видеоверсии сюжет был обозначен как «Режим тревоги», а на сайте и вовсе озаглавлен как «Пятница, 13-е — точка отсчёта тотальных запретов». Последующие новости позитива тоже не добавляли: «кина не будет» и «тои подождут», сообщали безутешным зрителям корреспонденты канала. Лучиками света в выпуске стали только директор сети Magnum и глава управления общественного здоровья Алматы.
3. Новости КТК (6,41). 19 марта после традиционных «коронавирусных» новостей корреспонденты канала напомнили зрителям, что ровно год назад в этот день «в Казахстане сменилось высшее руководство». Кадры дипломатической хроники сменялись под закадровый голос Светланы Булатовой, сообщавшей, что за 30 лет республика прошла путь от «полной разрухи» до «острова стабильности». После минутного сюжета о роли Назарбаева в истории последовал другой — о выходе на свободу после 11 лет заключения Мухтара Джакишева. Та же минута понадобилась авторам, чтобы дать зрителям услышать его первые слова после освобождения, показать первое фото в кругу друзей и озвучить ту фантастическую сумму, которую экс-глава нацкомпании всё ещё должен вернуть государству. О вероятной политической составляющей дела на канале решили не упоминать.
4. «Подсудимый» (6,27). В марте зрители «Евразии» высоко оценили очередную детективную драму НТВ. Вышедший на экраны в 2019 году многосерийный триллер является адаптацией одноимённого южнокорейского фильма трёхлетней давности. Главный герой российской версии — «жёсткий и неподкупный» следователь — однажды просыпается в тюремной камере и узнает, что его обвиняют в убийстве жены и дочери. При этом он не может вспомнить, что происходило с ним в течение предыдущих четырёх месяцев. Последние воспоминания следователя связаны с делом об убийстве президента солидной компании. Создатели сериала утверждают, что постарались привнести в оригинальный корейский сценарий российские «краски, стилистику, интригу». Обилие отзывов в Сети намекает на то, что старания команды как минимум не остались незамеченными.
5. «Поле чудес» (6,14). Глобальная пандемия коронавируса, останавливающая экономики и подвергающая риску благополучие десятков наций, не смогла вытеснить из сердец казахстанских телезрителей любимое капитал-шоу. В марте программа заняла своё законное место в топе предпочтений с выпуском о пожарных. Любимец публики Леонид Якубович на протяжении эфирного часа занимался своими привычными делами — угощал детей конфетами, одаривал женщин цветами, принимал от игроков соленья-варенья и изображал удовольствие при виде своего «шоколадного» портрета. Игроки тем временем угадывали слова, чьи определения забывали ровно в тот момент, когда ведущий заканчивал зачитывать задание. «Воспалённый» карантином мозг выхватил из происходящего на экране лишь одну деталь: надетое на Якубовича одеяние сталевара подозрительно напоминало противочумный костюм.
6. Новости КТК (5,81). 25 марта главной новостью выпуска стало известие о двоих казахстанцах, которым удалось победить коронавирус. Показав, как министр информации и общественного развития Даурен Абаев от лица всех соотечественников благодарит медиков, информационная дирекция канала продолжила развивать «коронавирусную» тематику. Последняя — судя по некоторым сюжетам выпуска — начинает себя исчерпывать. «66 морских пехотинцев травят тараканов в Актау» — именно в такой анекдотичной манере на канале озаглавили сюжет о состоянии некоего городского медучреждения, куда поместили на карантин наших сограждан. Какое отношение к медорганизации имеют пехотинцы, опрыскивающие скамейки на набережной, так и осталось невыясненным. Представитель местной власти и вовсе заявил корреспондентам, что тараканы есть и дома у недовольных.
7. Главные новости на Евразии (5,5). Выпуск от 17 марта ожидаемо начался с новостей вокруг ситуации с коронавирусом в республике. Ознакомив зрителей со всеми «обновлениями» по теме и заверив, что ажиотажа в магазинах известной продовольственной сети нет, диктор обратился к другим проблемам. На 25-й минуте выпуска он, в частности, напомнил, что сейчас законодатели обсуждают с общественниками поправки в закон о митингах. Сюжет, к слову, вышел довольно неказистым: по какой-то причине авторы решили не раскрывать позиции сторон, а сделать акцент на самом факте диалога. В содержание беседы зрителей не посвятили и в духе образцового пресс-релиза лишь привели восторженные отзывы некоторых действующих лиц. «Как всегда, мы совместно с гражданским обществом постараемся учесть максимальный спектр замечаний», — заверил спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин.
8. «Аналитика» (5,22). Итоговые информационно-аналитические программы в месячных топах — редкие гости. В этот раз такой успех информационной службы «Первого канала Евразия» обусловлен, разумеется, царящей в стране неопределённостью на фоне распространения коронавируса. Уже на пятой минуте выпуска ведущая Альмира Кульмухамедова попыталась успокоить аудиторию: «На фоне общемировой статистики по заболеваемости и смертности от коронавируса текущие показатели Казахстана, на наш взгляд, говорят о том, что многие упреждающие меры в нашей страны были приняты вовремя и в нужном объёме». Подробности этого самого «объёма» были проанализированы в последующих сюжетах, однако телевизионный формат едва ли позволил зрителям за несколько минут по-настоящему разобраться в специфике принимаемых правительством мер по разным направлениями.
9. «Мир Юрского периода» (5,07). Не прошло и полугода с последнего раза, когда этот художественный фильм с подачи НТК попадал в десятку самых рейтинговых телепродуктов месяца. В этот раз американская научная фантастика 2015 года собрала у экранов больше зрителей, нежели в октябре прошлого года — видимо, в карантинных условиях интерес к альтернативным мирам естественным образом возрастает. «Мир Юрского периода» — четвёртая картина об оживлённых человеком динозаврах. Как писал для «Медузы» кинокритик Антон Долин, фильм представляет собой «идеальный аттракцион, роскошную виртуальную симуляцию приключений, где много динамики, но практически отсутствует какой-то собственный смысл». Начало этому циклу фильмов положил в начале 1990-х Стивен Спилберг, взяв за основу бестселлер Майкла Крайтона «Парк Юрского периода».
10. «Кулфи» (5,03). Индийский сериал о маленькой талантливой девочке Кулфи показал (и продолжает это делать) своей аудитории телеканал «Астана». Драма вокруг главной героини закручивается из-за нежелания матери развивать тягу дочери к музыке, а виной всему — обида на бросившего семью отца, который тоже прославился своим вокальным даром. Тем временем, жена брата Кулфи намеревается любым способом обогатиться за счёт подающей большие надежды девочки, а та лишь мечтает познакомиться с собственным отцом вопреки нежеланию всех окружающих. Мелодраматические хитросплетения, растянувшиеся почти на 500 серий, — именно то, что наверняка способно заставить вынужденных сидеть в четырёх стенах казахстанцев окончательно отрешиться от пугающей реальности. Для «Астаны» же популярный индийский сериал в марте стал билетом в клуб каналов-лидеров телесмотрения.
* ТОП-10 основан на данных Kantar (TOO «TNS Central Asia»).
** Рейтинг — потенциальная аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа жителей страны, имеющих телевизор. Имеет принципиальное значение для рекламодателей.
Все использованные иллюстрации — скриншоты программ с официальных сайтов телеканалов и YouTube.