От темы коронавируса ощутимо устали все — в том числе и журналисты. Материалы про пандемию становятся всё формальнее, даже на КТК. Хотя итоговые телепрограммы всё ещё ищут «фишки» и новые повороты.
Так, на этой неделе мы могли наблюдать за страданиями владельцев салонов красоты и их нестриженых клиентов. «Аналитика» рассказала про людей, которые не могут работать на удалёнке. «7 кун», «расправившись» с темами про президентов и их борьбой с инфекцией, показал живые истории про паводки, а Apta обратила внимание зрителей на проблемы квартиросъёмщиков, которым во время карантина некуда идти и нечем платить за жильё.
В нашем обзоре — традиционно программы КТК, «Хабара», «Первого канала Евразия» и QAZAQSTAN.
«Большие новости», КТК
По-прежнему один ведущий в студии и сводки с «фронта» в начале программы. В Мангистауской области заразилось несколько полицейских. В Нур-Султане выздоровела 93-летняя бабушка. Первый и главный сюжет выпуска: почему в Казахстане не готовят эпидемиологов? Информационный повод — тест на коронавирус оказался положительным у бывшего вице-министра здравоохранения Камалжана Надырова, а он исправно ходил на работу и общался с коллегами. В том числе и с министром. Но у того пока тесты отрицательные. Так вот, об эпидемиологах. Оказывается, их в наших медвузах не готовят уже последние 15 лет — выяснил мажилисмен Азат Перуашев. В сюжете много информации и очень много цифр, зато ни одного героя, поэтому как для первого материала выпуска смотрится слишком академично и сухо. На КТК могут лучше.
Любопытная информация между сюжетами: ведущий объяснил, что такое «индекс самоизоляции Яндекса». Не все понимали: пятёрка — это хорошо, в Алматы и Нур-Султане о сейчас в районе трёх с небольшим, а в Караганде люди дисциплинированнее всех остальных казахстанцев: там четвёрка.
Сюжет про то, как от карантина страдают салоны красоты и их клиенты, почти полностью построен на героях и их историях. Обросший парень, владельцы маникюрных салонов и парикмахерских, девушка, которая теперь сама умеет покрывать себе ногти гель-лаком, и девушка, которая не умеет и страдает без маникюра — и так далее. Есть и чиновник, и позиция властей по этому поводу — почему салоны пока не открывают. В конце — симпатичный и креативный стендап, корреспондент сама красит себе волосы.
В программе опять стали появляться блоки «не про коронавирус» (не считая традиционных вставок «а вот о чём пишут сегодня новостные ленты) — так, небольшой материал (не сюжет) был посвящён проблеме Tengri bank и его вкладчиков.
Получится ли съездить в отпуск этим летом, и как изменится туристская отрасль после пандемии? Ответ на этот вопрос искали авторы финального сюжета программы. Поговорили с туроператорами и людьми, чей отдых «накрылся» из-за введения режима ЧП. Сейчас туроператоры настроены оптимистично и надеются, что этим летом уже смогут отправлять людей за границу. А клиенты пока свои отпуска просто переносят (деньги им вернуть операторы не могут, у них денег нет). Однако после карантина цены всё равно вырастут, и поток туристов неминуемо сократится. Но, может быть, станет популярнее внутренний туризм.
«7 кун», «Хабар»
На этой неделе программа начинается с главной темы уходящей недели — коронакризиса. Это новый термин в мировых экспертно-аналитических кругах, которому посвятили отдельный сюжет. Елбасы провёл онлайн-заседание Совета безопасности, первый президент «констатирует тревожные факты»: доход на душу населения сократился во многих странах, ожидается самый глубокий экономический спад со времён Второй мировой войны, кризис пандемии совпадёт с финансовым. Несмотря на то, что в сюжете говорили о проблемах, у зрителя складывается впечатление, что мы к ним готовы — наши лидеры обсуждают, как занять достойное место в новом мире. Стандартный сюжет для «Хабара» в докризисные времена — длинные синхроны Нурсултана Абишевича с комментариями корреспондента и никаких людей-героев (которых вообще-то эти кризисы сразу и коснутся).
Следом — материал про госпиталь, который построили в рекордный срок. Строители обещают, что он будет стоять минимум 50, а то и все 100 лет. Анна Цепке — врач — рассказывает президенту Токаеву, что самое важное в этой больнице — особое устройство вентиляции: воздух из палат не выходит в коридор, это дополнительно защищает от заражения. Другой врач-инфекционист просит рассмотреть возможность оставить надбавки инфекционистам и после пандемии, на что Токаев рассказывает про кризис, бюджет и тяжёлые финансовые условия. Но при этом обещает не оставить просьбу без внимания. Вообще в сюжете скачут с темы на тему — больница, заражённые врачи, надбавки, снова про больницу, планы строительства в стране. И минимум негатива.
Ещё один сюжет про президентский пакет мер поддержки в период пандемии начинается с самого волнующего людей вопроса: правильность получения 42 500 не будут проверять, деньги не заберут, никого не накажут. Сюжет строится на синхронах с официальных брифингов. Впрочем, героиня была: жительница Талдыкоргана, которая получила пособие, — её бизнес пострадал из-за пандемии. На камеру девушка благодарит государство за помощь. Опять подняли тему надбавок для врачей и работы волонтёров. А тему тех, кому помощь положена, но её не дали, не подняли. Как и тему — как в этом случае подать жалобу.
Один материал не про коронавирус — паводки. Просидевший две недели на карантине Амир Саменбетов снова вышел на улицу снимать сюжет. Он побывал в домах героев, о которых рассказывали в феврале, — все эти люди опасались паводков. У кого-то они не случились, кого-то всё-таки затопило, кто-то ещё ждёт. Есть и те, кто говорит о снижении уровня воды в реках — могут и пересохнуть. В общем, получился живой сюжет про стихию с людьми и историями (жаль, единственный такой на весь выпуск).
Оригинальное завершение выпуска уже становится доброй традицией — на этой неделе нам показали, как ведущий Александр Трухачёв на велосипеде гуляет со своим псом Марсом. Непонятно, зачем по пустой дороге ехать в маске, а не дышать свежим воздухом, но будем считать, что маска здесь — как символ эпохи.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
«Аналитика» начинает выпуск с темы коронавируса, в первом материале рассказали о строительстве инфекционного госпиталя в столице (цену озвучили, но не уточняли, много это или мало), мерах поддержки врачей. Главный спикер материала — президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Во втором материале говорили о мерах поддержки всех — и граждан, и бизнеса. Здесь главный спикер — Нурсултан Назарбаев, он дал поручения по посткризисным мерам.
«Аналитика» собрала истории тех, кто работает в карантин — водители троллейбуса и такси, доставщик еды, полицейский и продавец. В материале подробно рассказали о том, как люди обрабатывают свои рабочие места. А личных историй не хватило. «Я же тоже чья-то мать», — говорит водитель троллейбуса. Но мы не узнаем, чья.
В дайджест не про коронавирус вошли криминальные происшествия, пожары, затопленные дома в разных странах мира, которые дополнили мерами государства по созданию новых рабочих мест и смертью аниматора «Тома и Джерри». Многие из тем вполне заслуживают отдельных материалов, но в 13-минутном материале всё смешалось.
Завершил программу вновь дайджест — как страны мира справляются с коронавирусом. В материале в том числе опровергли миф, что вирус был создан в лаборатории.
Apta, QAZAQSTAN
Apta началась с последних новостей по коронавирусу и о том, как Касым-Жомарт Токаев посетил новый модульный госпиталь. Привели цитаты президента о реформе в сфере здравоохранения.
Первый сюжет — про социальную помощь гражданам во время ЧП. Перечислили, где кто и что получил. Рассказали и про кредитную отсрочку, и про компенсации для врачей, про 15 000 тенге для оплаты коммунальных услуг, про премии для сотрудников правоохранительных органов. Получился такой своего рода «отчётный материал». Но в нём ничего не сказали про тех, кто подавал на получение помощи, нуждается в ней, но её не получил. Что делать им? Как подать жалобу?
Почти 200 алматинских медиков заразилось коронавирусом. Почему? Этот вопрос прозвучал в подводке к интервью, которое корреспондент программы взяла у главного санитарного врача города Жандарбека Бекшина. Он рассказал о тяжёлых формах заболевания и о том, какие существуют методы диагностики инфекции в Южной столице.
Далее — сразу несколько «некоронавирусных» сюжетов. Первый — о проблемах фермеров (дорогое дизтопливо, трудно продавать продукцию, мелким хозяйствам тяжело получать субсидии, проблемы с передвижением через блокпосты). Живые истории, кадры с полей, но комментариев от профильного министерства нет. То есть у сюжета тоже есть проблемы. С балансом.
Чисто информационный материал о лесных пожарах в ВКО. Другие программы про это ничего не сказали.
Материал о том, как на казахстанскую экономику повлияют низкие цены на нефть, получился насыщенным, много комментариев экспертов и интересной информации. Сюжет начался с того, что у сотрудников одного большого месторождения в Атырауской области нашли коронавирус. И далее — о фьючерсах на нефть, о цене, которая на той неделе ушла в минус, о наполнении хранилищ. Озвучили несколько интересных цифр: например, если три литра нефти попадут на землю, то чтобы этот участок очистить, нужно 1,8 млн тенге.
Как обстоят дела на рынке аренды квартир во время карантина? Сюжет начался с историй людей, которые не могут заплатить за съём из-за потери дохода. А владельцы квартир не хотят относиться к арендаторам с пониманием. Рассказы героев очень эмоциональные, им некуда идти, негде работать. Но есть и люди, которые простили квартирантам долги или сделали им скидки. В сюжете не только истории, но и комментарии представителей агентств недвижимости, различных экспертов. Материал также призывает людей быть милосерднее во время Рамазана.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.