«Честно говоря» Тимура Балымбетова: поднять планку для казахстанского YouTube

0
255

Композитор и экс-генпродюсер национального музыкального телеканала Gakku Тимур Балымбетов в почётной роли «отечественного Дудя», как выяснилось, вполне заслуживает внимания. Интервью проекта «Честно говоря» выходят на YouTube-канале Balu.kz не так давно (ещё нет и года). Но если раньше, посвящённые делам эстрадным и перемешанные с дневниковым блогингом, они терялись из виду, последние два выпуска показали, на что способен Балымбетов, стоит ему выбраться из уютной, но мелковатой заводи казахстанского шоу-биза. Эти интервью — лучшее, что было на его YouTube-канале и точно одни из лучших отечественных интервью, что я видел за пандемическое полугодие. И я хотел бы остановиться на одном из них подробнее.

Никакой интриги 

Я специально не храню «оценочную» интригу до последнего абзаца. Потому что интереснее моего одобрения факт, что это уже второй случай подряд, когда я пишу не о профессиональном журналисте (в прошлый раз был Алмаз Шарман на госканале), просто потому что мне нравится без всяких скидок предлагаемое зрителю. Интервью с молодым актёром Аскаром Ильясовым задаёт высокую планку для интервью в казахстанском YouTube (а до Ильясова в «Честно говоря» был блогер Мурат Данияр и это, кстати, тоже было весьма неплохо). После просмотра других опубликованных на Balu.kz выпусков (по крайней мере, после пробежки по тайм-кодам) выскажу мнение: совсем не путевые заметки, не lifestyle-блогинг и не перепевки чужих песен, которыми пестрит канал, а именно интервью Тимура Балымбетова — логически понятный мне итог затяжного эксперимента с перебором форматов. Интервью на «Честно говоря» всегда были стабильно привлекательны. А достигнув в двух последних выпусках проекта нового для себя уровня, Балымбетов из очередного летописца нашего эстрадного перелеска готов превратиться в заметную фигуру информационного ландшафта страны — по крайней мере, демонстрирует такой потенциал.

Краткое содержание интервью с Аскаром Ильясовым.

Казахстанец воспитывался в простой (в переводе на язык постсоветской буржуазии это значит — «не дотягивавшей до среднего класса») семье, благодаря рвению и таланту окончил московский Театральный институт имени Щукина, а после два года служил в знаменитом Театре сатиры. Но так сложились звёзды: Ильясову надоело жить в Москве, он вернулся на Родину, где и стены вроде бы помогают, но теперь молодой человек оказался на острие нового противоречия: очень часто кино в Казахстане создают дилетанты, мало смыслящие в режиссуре и в актёрской игре, и они, в отсутствие глубины гуманитарных знаний, не способны сделать Ильясову достойное творческое предложение. Наше кино плохое в частностях, да и в целом, но это мало кого волнует.

Я понимаю, что синопсис этот совсем не способен объяснить, чем мне это интервью приглянулось, потому что дело не в нагромождении биографических фактов. Что же, расскажу подробнее, почему акции balu.kz в моих глазах повысились.

Шаг к Дудю

Чтобы объяснить, что особенного я обнаружил в том выпуске, начну издалека. В YouTube моду задают люди, родившиеся в эпоху зарождения и расцвета интернета — такая уж примета времени: благодаря технологиям человечество оказалось грубо и безнадёжно разделено на тех, кто пытается освоиться в Сети, но удалить из подкорки картину мира и рефлексы, приобретённые в эпоху газет, радиоточек и эфирного ТВ уже не способен; и на тех, кто не представляет жизни без онлайн-покупок, YouTube-каналов и пресловутой «новой искренности». Другими словами, часть населения до сих пор воспринимает интернет как некую условность и имитацию реальной жизни, другая же часть окончательно стёрла границы между реальным и виртуальным (потому что пришло к простой истине: виртуальное — грань реального). Эта проблема углубила поколенческий разлом, в том числе в понимании устройства общества, государства, да и жизни в целом. Именно поэтому Сеть до сих пор относительно свободна: люди у штурвала общего корабля не входят в аудиторию Facebook и YouTube, да и в аудиторию Twitter по-настоящему не входят, чего уж греха таить. В своём интервью на Balu.kz Мурат Данияр, на мой взгляд, весьма точно высказался об отсутствии в понятийном тезаурусе представителей власти соцсетей как реального инструмента управления страной (возвращаясь к восприятию интернета разными поколениями — очень актуальная мысль).

В этой связи напомню. Я уже писал, почему считаю появление знаменитого проекта Юрия Дудя в России знаковым явлением, назвав его ни много ни мало запоздало прорвавшимся «голосом поколения миллениалов». Это важная роль, превосходящая по значимости любое явление «просто журналистики». И Тимур Балымбетов в последних двух интервью сделал кое-что интересное, повышающее значимость проекта «Честно говоря» в упомянутом «поколенческом» смысле. Он добавил в выпуски публицистического размаха, ответственности за состояние общества, охватывающей осознание как кризиса культуры, так и экономического кризиса при пандемии с низкими ценами на нефть.

Когда Балымбетов поднимает с Ильясовым вопрос качества казахстанского кино и актёрского образования, это уже не искусствоведческий диспут, а разговор о качестве государства; лёгкая беседа, на первый взгляд, но явно являющаяся плодом долгих, болезненных раздумий. Эта «гражданская настороженность» выносит интервью с Ильясовым за пределы эстрадно-блогерской одномерности. А важная особенность Тимура Балымбетова как ведущего окончательно утверждает положение этого интервью и на моей личной ценностной шкале. Но чтобы объяснить, что я имею в виду, мне придётся вновь немного отвлечься.

Эпоха инфантилов

Я неоднократно упоминал, что современный казахстанский YouTube делают миллениалы, но никогда не оценивал этот факт наотмашь, по большому счёту. Так вот, на мой взгляд, это поколение (которое, кстати, и моё тоже) предельно инфантильно. Возможно, виной всему историческая драма эпохи перемен, когда на стыке больших моделей экономического и политического существования образовалась пустота переходного периода и как следствие — особенный вид гражданина с перепутьем в голове. Старшее поколение, до сих пор не преодолевшее эпоху бумаги, задвинув миллениалов подальше от молочных рек с кисельными берегами в интернет-резервацию, создало монстра — застрявшего в подростковых воспоминаниях адепта низового пласта массовой культуры с не спадающими и к третьему десятку лет бравадой и максимализмом: наш YouTube формируют взрослые дети, не верящие в Зубную Фею, в Деда Мороза и в возможность вырасти. Как следствие, интеллектуальный уровень контента (в том числе развлекательного) начинает буксовать где-то на границе совершеннолетия, а «новая искренность» как следствие упадка образования и культуры начинает приобретать огромные масштабы.

Тем ценнее на фоне ухохатывающейся, пранкующей, мычащей в поисках формулировок армии дилетантов такие фигуры, как Тимур Балымбетов, который, не являясь профессиональным журналистом (имею в виду отсутствие такой вехи в биографии), создаёт вполне профессиональный продукт для зрелой аудитории. Балымбетов обладает даром слышать собеседника, задаёт по-журналистски точные вопросы и очень грамотно (уж не знаю — интуитивно или нет) на протяжении почти полутора часов ведёт гостя от общих фактов из прошлого к неудобному настоящему и далее — к мечтам (понятно, что направленным в будущее).

Я не собираюсь заострять внимание на журналистских и технических мелочах. Но хотел бы обратить внимание читателя на небольшую деталь: на расстояние между собеседниками в студии. Оно — отмеренное от границы личного пространства каждого — небольшое и идеально для откровенной беседы. Это второстепенный фактор, на него часто не обращают внимания. И я не знаю, осознанная ли это работа, но создаётся впечатление, что вполне осознанная. Радует, что в проекте Балымбетова нет слепого следования российскому законодателю моды с клиповым тизером в начале, всплывающими титрами с афоризмами, вставками из «закулисной беседы на ногах» и конкурсом в конце. Команде «Честно говоря» хватило вкуса отойти от влияния шаблона.

Но это интервью получилось не столько благодаря отсутствию формальных изъянов и наличию критического подтекста (который сам по себе элемент совершенно не обязательный, пусть и выводит беседу на другой уровень общественной значимости). Я уже много раз упоминал проблему казахстанского блогинга: очень ограниченное количество в стране интересных публике молодых профессионалов, которых можно приглашать в качестве спикеров в шоу разговорного формата. Влияние на качество интервью приглашённого гостя неоспоримо (и в выборе гостя, таким образом, проявляется профессионализм приглашающей стороны).

Аскар Ильясов оказался хорошо образованным, эрудированным собеседником со сформировавшейся точкой зрения о положении дел в своей сфере и за её пределами, готовым отвечать на любые неудобные вопросы. Ещё важнее, что он появился в кресле напротив ведущего Балымбетова в правильный момент: после привыкания к уюту родного дома и осознания несогласия с его устройством. Порадовало, что Ильясов к своим 25 годам не оказался очередным необразованным инфантилом, имитирующим «уличные» огрехи речи — видимо, вовремя сформированный багаж знаний и развитие в конкурентной среде решили этот вопрос в пользу более-менее образованного зрителя, которому вполне может надоесть чехарда дорвавшихся до видеоплощадки любителей.

И такой YouTube я готов смотреть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь