Инста-медиа в Казахстане. Форматы и персоналии

0
293

Медиа, которое существуют только в Instagram, со своей редакционной политикой, форматами, периодичностью и так далее. Таких медиа, для которых Instagram — это не только картинки и фоточки, становится больше во всём мире. Казахстан — не исключение. Медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов изучил три казахстанских инста-медиа для разных аудиторий.

Дата-журналистика в инста-медиа

ProTenge — аккаунт, созданный Джамилёй Маричевой, известной казахстанской журналисткой (Ratel.kz, HolaNews). Миссия в слогане: «Следите вместе с нами, на что тратят ваши деньги». За пять месяцев существования Instagram-аккаунта у него уже 252 публикации и более 15,5 тысячи подписчиков. Многие публикации набирают более 12 тысяч просмотров.

Критическое осмысление происходящего в стране дано в наглядно-исследовательском формате дата-журналистики. Классика жанра — фото и подпись к нему — талантливо сочетаются с тем, как можно добывать и визуализировать информацию. Вместо стандартных и расплывчатых «украли», «похитили» — «1236 болтов недосчитались журналисты «Уральской недели» на новом мосту за 5,2 млрд тенге», и цель журналиста достигнута скупыми, но точными средствами.

В профиле издания — рубрики Our July, Prosenat, Stat.KA. Вроде бы простейшая игра «Сенатор — не сенатор» заставляет задуматься над важным: власть уже так давно существует сама для себя, что её «гвардейцы» нам совершенно не интересны и неизвестны.

А фрагмент прямого эфира с акимом Караганды Нурланом Аубакировым оказывается разоблачительно-многослойным и объясняющим, как чиновники к нам относятся.

https://www.instagram.com/p/CDjVDA_jfDw/

За каждой отдельной фразой — например, от министра здравоохранения Алексея Цоя «Мы овладели ситуацией», — не просто речевая неряшливость, а всплывает полностью в духе Фрейда подноготная отношения к происходящему… Многие фото- и видеопосты ProTenge имеют эффект современного перформанса, когда критическая мысль высказана в многосмысловой художественной форме. Они разоблачают симулятивный характер современной власти. Редкий случай, когда журналист мыслит, как актуальный художник. Такой формат медиа ломает устаревшие варианты преподнесения информации, это своеобразный критический хайтэк СМИ — и речь вовсе не о технической навороченности. Это современная форма критики квазиреального мира и одновременно форма диалога с читателем и действительностью игровым способом.

Издание ProTenge считает, что большая часть его подписчиков — публика от 25 до 35 лет; так оно, скорее всего, и есть. Именно эта категория активна в комментариях к публикациям. Доля иронии и самоиронии, которой несколько недостаёт этому изданию, пока сдерживает возможный рост числа подписчиков и почитателей этого инста-медиа.

Qumash_kz — новости серьёзные и смешные

Qumash_kz / Новости Казахстана — типичный образчик культуры постмодерна, это новое медиа нашего времени и нашей «улицы». Его создатели «изобрели» простые вещи: информация в её первозданном виде и её же простая оценка — на сегодня представлено 367 публикаций.

Всё самое актуальное намешано здесь с очевидно второстепенным, нередко пустяковым. Злободневно-общественное запросто соседствует со смешным или даже сюр-сюжетами.

https://www.instagram.com/p/CDbhys2n3Qv/

Всё это существует в паблике безо всякого ранжирования в подаче информации; и, преподнесено свободным от норм языком. У фото- и видеоресурса в Instagram 211 тысяч подписчиков, а каждый сюжет набирает в среднем более 150 тысяч просмотров.

Некоторые сторисы ресурса отражают сегодняшнее: «Корона дня», «Лечимся от короны на дому», «Предельные цены», «Всё про 42 500». Другие — явное изобретение авторов новостного паблика: «Робот-мамбет», «Пильмы». В последнем нужно было дать казахский эквивалент названия любого фильма (например, «Шайтан Прада киедi»). Нередко сторисы и комментарии написаны нарочитой смесью русского и казахского языков, что рождает комический эффект.

Во многих случаях пользователи паблика сами становятся соавторами сторис. В таком ресурсе нет ничего необычного для социальной сети в целом, но для казахстанских реалий это свежо. Уже сейчас, помимо интереса максималистски настроенной публики, новости и видео ресурса постоянно появляются на других новостных порталах и в традиционных СМИ.

Точность и остроумие Qumash очевидны. Искренность и доля наивности в подаче информации показывают его оригинальность, вызывают к нему симпатию. На таком фоне теряются не только прикормленные госзаказом и утратившие профессионализм СМИ, но и другие — погрузневшие то ли от цинизма, то ли от усталости — порталы и каналы. Конечно, этот новостной ресурс трудно упрекнуть в тонкой иронии, но грубоватый стёб у них получается.

Инста-медиа одного автора — Биржан Ашим

Умение чувствовать время — ценное для блогера качество, особенно для коммерческого продвижения себя любимого. Этого у Биржана Ашима не отнимешь. В идеале для творческой личности лучше обгонять своё время. С этим у видеоблогера Instagram и YouTube сложнее, он скорее плывёт по течению. Ведь иначе легко выпасть даже не из первого ряда, а целиком из обоймы.

На сегодняшний день Ашим уже в топ-30 «успешных до 30 лет». У него очень солидные для Казахстана 1,2 миллиона подписчиков. Конечно, к подобного рода рейтингам можно относиться по-разному. Но они отражают то, что нравится многим. Блогерство уже давно равноценно талантливому литературному творчеству, причём в лучших вариантах креатив должен зашкаливать. У Ашима — гремучая смесь шала-ругательств со статусными мыслеобозначениями. Это одновременно форма и суть современной молодёжной культуры. Здесь бОльшую роль играют сам посыл и форма панибратского диалога. И многое не просто за гранью фола, а вне всяких цензурных и пуританских рамок. Так, сюжет «Строптивая» не просто уморителен, но очень иронично обозначает поведение современных девушек.

Безусловно, Ашим выразителен, фактурен и наблюдателен. Вот ролик «Руын кiм». Ашим увидел всё: возвеличивание одних, попытку унизить других и смешное чванство. Это одновременно взгляд городского жителя на не городских, и он сам же при этом высмеивает этого гламурного избалованного «горожанина».

Во всех посылах Биржана важна его манера понимать вещи. И трудно избавиться от чувства, что перед тобой обиженный на взрослый мир подросток, которому, правда, уже 26 лет. Подросток, который пытается спрятаться и убежать от лживых слов учебника или идеологем, невнятных даже для их создателей. Кстати, нецензурность языка в этом случае воспринимается как игра: форма — и не более. Суть этого блогера — принципиальная аполитичность, соединённая с высмеиванием всего стереотипного.

https://www.instagram.com/p/B_sFKKvgNcy/

Биржан Ашим в значительной мере стал лицом казахстанской молодёжи. В нём нет ничего манифестного и протестного; впрочем, оригинального и эксклюзивного тоже. Зато в нём есть жизнь.

В казахстанском сегменте Instagram полноценные инста-медиа только начинают развиваться. Того, что они предлагают, начиная от оперативности и заканчивая эксклюзивностью, почти нет в официальных СМИ. Многие инста-издания — результат труда отдельных персонажей. Также трудно представить, чтобы один человек был подписан на все три упомянутых Instagram-аккаунта. С возрастом это не связано: это скорее отражает фрагментированность казахстанского общества.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь