Новый законопроект о СМИ в Узбекистане: плюсы и минусы для медиарынка

0
491

В Узбекистане готовятся принять поправки в действующий закон «О средствах массовой информации» (здесь можно ознакомиться с текстом законопроекта на узбекском языке, а здесь — с его неофициальным переводом на русский язык). О чём эти поправки, каких позитивных изменений можно ожидать в случае принятия законопроекта для профессионального сообщества и медиарынка в целом? Чего не хватает в этом законопроекте? «Новый репортёр» изучил законопроект и рассказывает о его основных положениях.

Вместо регистрации СМИ — уведомление и учёт

Одно из главных позитивных нововведений — отмена государственной регистрации СМИ и введение их учёта путём электронного уведомления учредителем (учредителями) уполномоченного органа — Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации президента (АИМК).

Уведомление должно быть рассмотрено в однодневный срок (сейчас заявление о регистрации рассматривается в 15-дневный срок). Учёт представляет собой внесение записи в реестр СМИ. Государственная пошлина за это не взимается.

Заявка на учёт СМИ может быть автоматически отклонена, если:

  • она подаётся учредителем, не имеющим право на учреждение СМИ (возраст до 18 лет; организация, чья деятельность запрещена законом; лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость за умышленное преступление либо признанное судом недееспособным);
  • уведомление заполнено не полностью или содержит недостоверные данные;
  • название совпадает с названием действующего СМИ;
  • в названии имеются оскорбительные или продвигающие запрещённые идеи слова. В таком случае у учредителя будет возможность направить заявку повторно, исправив её.

Доля иностранных владельцев СМИ увеличится

Право на учреждение СМИ, как и в действующем законе, будет только у юридических и физических лиц Узбекистана. При этом предлагается увеличить допустимую долю иностранных инвестиций в уставном фонде СМИ с 30 % до 49 %.

Про дроны в журналистике

Главу о распространении продукта СМИ планируется дополнить статьёй об эксплуатации беспилотных аппаратов. Согласно ей, СМИ могут разрешить использовать дроны для подготовки фото- и видеоматериалов в «местах, определённых соответствующим государственным органом», после получения соответствующего разрешения. Дроны должны быть весом не более трёх килограммов, подниматься им можно будет на высоту не более 40 м.

Сокращается срок ответа госорганов на запрос СМИ — с семи до трёх дней

В законопроекте описывается порядок получения информации у органов государственной власти и управления. Устные, письменные или электронные запросы СМИ на получение информации о деятельности госорганов, а также об организации интервью должностных лиц должны рассматриваться в течение трёх рабочих дней (сейчас — семь дней).

Гендерное равенство в журналистике

В законе также может появиться статья о гендерном равенстве, предусматривающая гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин, работающих в редакциях СМИ. Предлагается запретить распространение в СМИ информации, направленной на прямую и косвенную дискриминацию по полу.

Доступ журналистов на открытые заседания парламента, правительства и судебных органов

Журналистам планируется законодательно предоставить право принимать участие в заседаниях палат Олий мажлиса и Кабинета министров (за исключением закрытых заседаний), а также беспрепятственного участия в открытых судебных заседаниях. Сама инициатива прекрасна, но в законопроекте не хватает правовой регламентации доступа журналистов на открытые заседания госорганов, новых подходов к аккредитации журналистов, использования новых форм и каналов для передачи информации.

В законе предлагается прописать запрет на принятие Кабинетом министров каких-либо нормативно-правовых актов, ограничивающих или препятствующих свободной деятельности СМИ.

Далее — о том, что потенциально может оказывать негативное воздействие на журналистику и развитие медиарынка, а также положения, которых не хватает в законопроекте.

Мониторинг деятельности СМИ

Заметная разница между действующим законом и законопроектом — это введение новой формы контроля за информационным пространством страны: мониторинга деятельности СМИ.

Что такое мониторинг деятельности СМИ, хорошо знают медиа соседних России и Казахстана: есть некоторый список запретов или «красных флажков» для медиа (в законопроекте это статья 13, в действующем законе такой статьи нет). Далее выделяются бюджетное финансирование и назначается организация, чаще всего подведомственная государственному уполномоченному органу. Специалисты этой организации в ручном режиме смотрят, читают и слушают все медиа страны и ищут факты нарушений законодательства о СМИ, о рекламе и т. д. Если факт нарушения есть, он фиксируется, об этом уведомляется СМИ, и далее начинается переписка между редакцией и госорганом по поводу этого нарушения. Количество выявленных нарушений влияет на частоту проверок и может быть основанием для привлечения к административной ответственности. Меры ответственности — штрафы, приостановление деятельности СМИ и т. д. Часто KPI организаций, которые проводят мониторинг деятельности СМИ, устанавливают в количестве выявленных фактов нарушений или количестве отправленных уведомлений.

Положения о диффамации

Много новых положений появилось в законопроекте по вопросам защиты личных неимущественных прав — чести, достоинства, репутации, частной жизни. Например, в проекте появилось объяснение того, что такое оскорбление через средства массовой информации (статья 4 законопроекта), и это объяснение сильно отличается от привычного нам административно-уголовного деликта. Например, статья 140 Уголовного кодекса определяет оскорбление как умышленное унижение чести и достоинства личности в неприличной форме, совершённое после применения административного взыскания за такие же действия. Проще говоря, в случае принятия законопроекта в этой редакции, у лиц, которые жалуются на прессу, будет широкий набор возможностей — привлечь журналиста за оскорбление с точки зрения закона «О СМИ» или за оскорбление, которое предусмотрено Кодексом РУ об административной ответственности и далее Уголовным кодексом.

Далее, в статье 13 появился строгий запрет для СМИ «порочить честь и достоинство или деловую репутацию граждан, вмешиваться в их частную жизнь». Хотя этические нормы каждого, кто занимается журналистикой, запрещают это делать, и журналисты следуют этим правилам. Но всегда есть те, кто будет недоволен публикациями, вниманием прессы, обнародованием какой-то информации, которую хотелось бы сохранить в тайне — чаще всего это информация о коррупционных сделках и т. д. Обвинения в нарушении личных неимущественных прав — частый и любимый для тех, кто недоволен критикой, способ разобраться со СМИ и журналистом, наказать, взыскать побольше денег или вовсе сделать так, чтобы СМИ перестали выходить. Поэтому и предусматриваются правовые гарантии для прессы и журналистов освобождения от ответственности в некоторых случаях. Такие случаи указаны в статье 47 законопроекта, но их критически мало: авторские выступления и дословное воспроизведение текста, использование официальных сообщений, пресс-релизов или других документов, полученных от госорганов.

Есть вопросы по статье об ответах и опровержениях (статья 38 законопроекта), что на практике вызовет разное трактование этих положений и шквал исков к СМИ о защите чести, достоинства и деловой репутации в судах.

Отсутствие положений о саморегулировании прессы

Узбекистан в начале года заявил о необходимости создания института медиаомбудсмена. Однако нет в новом законопроекте ни одного положения о саморегулировании прессы — это могут быть редакционные омбудсмены, национальный медиаомбудсмен, комитет или совет по этике СМИ. Любую форму и название может принять этот орган, смысл и необходимость которого заключается в том, что профессиональное медиасообщество вместе разрабатывает, внедряет, придерживается этических норм и стандартов. Общество знает, что любой человек может обратиться с жалобой на нарушение этических правил в орган саморегулирования прессы, жалоба будет рассмотрена, результаты опубликованы, общество и другие медиа узнают об этом.

Ожидается, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации»» будет внесён в парламент страны в сентябре этого года. «Новый репортёр» будет следить за его обсуждением в профессиональных кругах и в парламенте страны.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь