Житие несвятых: как откровенные сцены на госканалах Таджикистана народ будоражат

0
1586

Почти на всех таджикских госканалах показали 17-минутный видеосюжет под названием «Муллои фосик» («Развратный мулла»), в котором мужчина и женщина занимаются сексом. Показ такого сюжета — далеко не единичный случай для государственных СМИ Таджикистана. Медиакритик «Нового репортёра» Манижа Курбанова рассказывает о тенденции.

В Таджикистане главные секс-скандалы последних лет связаны, как ни странно, с представителями духовенства. Последний видеосюжет, продемонстрированный вечером 24 июля в эфире таджикских госканалов, рассказывал о развратных действиях жителя южного города Бохтара — Тоджиддина Талбекова, которого люди знают как «мулло Тоджиддина».

На видео запечатлено, как полуголый Талбеков в своей комнате сидит на диване рядом с женщиной, потом они занимаются сексом. Все пикантные моменты сняты на скрытую камеру, установленную в комнате. Любовные сцены и лица героев заретушированы, однако после них журналисты открыто показывают лицо Талбекова — мол, вот кто это там занимался сексом. Кстати, развратные действия мулл и целителей в Таджикистане наказываются отдельной статьёй Уголовного кодекса, так что появление в кадре мулло Тоджиддина не сулит ему ничего хорошего. В 2016 году в законодательство внесли поправки, согласно которым за «сексуальные домогательства с использованием колдовства и чародейства» предусмотрено уголовное наказание.

Открыто в кадре показаны лица обычных женщин и мужчин, которые стоят в очереди, чтобы попасть на приём к мулле Тоджиддину. Причём люди пытаются отвернуться от камеры, женщины прикрываются от неё платками, но почему-то никто не уходит. В Таджикистане некоторые муллы выступают в качестве целителей и магов и пользуются среди жителей большой популярностью. За народную медицину без лицензии в республике полагается штраф, в некоторых случаях уголовная ответственность, но от этой деятельности никто не спешит отказываться.

Первые кадры 17-минутного видеосюжета начинаются с закадрового текста, в котором диктор рассказывает, что в XXI веке — веке развития высоких технологий — есть люди, которые обращаются для решения своих проблем к несведущим муллам и народным целителям. На картинке в это время — многолюдная очередь около двухэтажного дома, люди, сидящие во дворе. А потом голос диктора становится суровей. Без указания имени героя сюжета диктор называет его «муллои дайдуи каллоб» (мулла-бродяга, мошенник), и тут зритель видит картинку — мужчина сидит на диване и держит за руку женщину. Затем их интимная близость. В это время голос за кадром объясняет, что некоторые мужчины сами приводят своих жён на лечение к муллам, а потом стоят и ждут за дверями, не задумываясь о том, что происходит внутри.

И вдруг зрителям объясняют, что лечение с помощью амулетов и приворотов, которые не поддерживает религия, одобряются запрещённой в стране политической партией исламского возрождения (ПИВ), которую объявили террористической и разогнали в 2016 году. Одновременно с этими заключениями демонстрируется откровенная интимная сцена героев, а также стол, на котором разложены десятисомоновые купюры, катушки с нитками, чётки.

Уже после упоминания ПИВ авторы называют имя человека, запечатлённого в эротических сценах. Им и оказался Тоджиддин Талбеков, он же мулло Тоджиддин. Кстати, в этом сюжете есть и оперативные кадры, в которых мулла предлагает взятку милиционерам.

Не первый случай

Сюжет про интимную жизнь мулло в публичном поле Таджикистана далеко не первый. В республике такие сюжеты появляются с завидным постоянством аж с 2013 года. Иногда они публикуются в YouTube, иногда на госканалах, всегда их авторы неизвестны, и о том, как попадают эти кадры к журналистам, можно только догадываться. Например, в 2013 году к семи годам колонии и выплате штрафа был приговорён «мулла-колдун» Асадулло Иброхимов. Уликой тогда тоже послужила запись скрытой камерой его общения с некой «пациенткой», которой мулло сначала цитирует Коран, потом совершает действия сексуального характера. Этот сюжет был опубликован в YouTube. И хотя в суде Иброхимов утверждал, что лечил женщин исключительно талисманами и амулетами, а его сексуальные действия на видео происходили с согласия самой женщины, решение суда было суровым.

Ещё один крупный скандал произошёл в 2014 году. Тогда по таджикскому телевидению показали съёмку скрытой камерой 66-летнего муллы Нарзулло Салихова,

который сначала своеобразно общался со своей «пациенткой», а потом объяснял милиции, что читал бесплодным женщинам дуа (молитву) через шланг. «Женщины вставляли в себя один конец шланга, а я читал дуа в другой конец. У меня были дуа на 5, 10 и 15 минут», — признавался Салихов.

В том же 2014 году гостелеканалы показали ещё один разоблачающий ролик: на видео девушка рассказывала, как стала жертвой обмана и насильственных действий сексуального характера со стороны 53-летнего муллы Асадулло Каримова. Он написал на теле девушки заклинание арабской вязью, чтобы приворожить её возлюбленного. Позже был сюжет о деяниях подобного характера со стороны другого мулло, более высокого ранга — имам-хатиба Бохтарского района (ныне Кушониён — прим. ред.) Абдурахима Иброхимова. Год назад был подобный сюжет про мулло Сулаймона Саъдиева, а два месяца назад  — про «мулло-профессора» Раджабали Саидова.

Забыли про презумпцию

Но вернёмся к мулло Тоджиддину. Не будем разбирать фильм полностью, однако проанализируем несколько важных с этической и правовой точки зрения моментов.

Во-первых, не забываем про презумпцию невиновности. С самого начала сюжета закадровый голос, характеризуя Талбекова, говорит, что «17 лет своей подлой жизни («умри касофат») этот человек провёл за обучением у религиозных деятелей в Раште, Бохтаре, Хатлоне». Налицо — унижение достоинства не только указанного лица, но и религиозных деятелей перечисленных регионов. А ещё Талбекова журналисты обзывают «мулло-шайтаном».

Другой момент — в сюжете показывают членов семьи главного героя. Например, они демонстрируют две фотографии, на которых Талбеков снят с двумя разными женщинами. Голос за кадром поясняет, что это две его жены. Лица женщин заблюрены, но зато журналисты указывают их имена, годы рождения и даже адреса. В сюжете показывают и дом Талбекова. И ни в чём не повинным членам его семьи придётся со всем этим жить дальше.

Кандидат филологических наук, зампредседателя Комитета по телерадиовещанию Таджикистана Дилафруз Рустамова в своём исследовании о проблемах соблюдения норм профессиональной этики в программах телеканала «Точикистон» пишет, что «особым пунктом следует выделить факт преднамеренной, избирательной пропаганды весьма деликатных, сугубо личных для человека тем, к которым относятся вопросы интимного характера». По мнению эксперта, посредством бесцеремонного вмешательства в сексуальную жизнь человека, а порой и явного диктата, можно добиться любых целей.

«Такая ситуация может привести к серьёзному информационному противостоянию», — отмечает Рустамова, что, кстати, и случилось после демонстрации сюжета. Когда видеоролик был размещен на YouTube-каналах, то возмущению пользователей не было предела. В основном их комментарии можно разделить на две группы: тех, кто возмущён действиями мулло и ему подобных религиозных деятелей; и тех, кто осуждает не действия героя программы, а её авторов.

Например, пользователи соцсетей задают логичные вопросы: «Неужели такую эротику приемлемо показывать по госканалам? Тогда и авторов сюжета нужно привлечь к ответственности за распространение порнографии», — делится своим мнением один из комментаторов. Большая часть пользователей называла этот видеосюжет «лучшим спектаклем» и просила «не искажать ислам, который здесь неи при чём».

Если проанализировать сюжет с технической стороны, то не всегда кадры стыкуются и ложатся в единый видеоряд, соответствуя закадровому тексту. Тут всё намешано: когда закадровый голос говорит о том, какими технологиями пользуются люди в XXI веке, в кадре появляются картинки обычного компьютерного класса в таджикских школах, потом навороченные зарубежные лаборатории, а потом — бац — и внезапно зритель видит ужасающие архивные кадры гражданской войны. Сюда же авторы вплетают страшную историю об афганской девочке Фархунде, и диктор вспоминает, что она была убита радикальными исламистами. Всё это перебивается кадрами Талбекова, который занимается обычным сексом с женщиной, потом стоит за решёткой и даже плачет перед камерой.

В итоге весь сюжет сводится к тому, что в Европе продолжает действовать террористическая группировка ПИВ, которая хочет снова привести таджикский народ к войне. И после этого — снова бац! — и в кадре женская нога, которую целует герой сюжета, этот «мулла-шайтан» Талбеков. Голос за кадром призывает народ: все должны быть бдительны, должны беречь мир и спокойствие. В конце ролика — прекрасные улицы Душанбе все в цветах, детишки и улыбчивые женщины.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь