Коронановости, лоскутное одеяло согласия и что такое праймериз? Мониторинг итоговых ТВ-программ 28 сентября — 4 октября

0
112

Что такое праймериз? Что затеял Nur Otan? Почему это — впервые в Казахстане? О самом событии почти все итоговые программы нашей страны так или иначе упомянули. Вот только ни одна из них не рассказала, а что это вообще такое. «Внутрипартийные выборы». Кого выбирают? Зачем? Куда? Непонятно. И нет, загуглить могут не все жители республики. Очень многие так и остались в неведении.

Хороший разброс эксклюзивных тем на этой неделе: «Большие новости» выясняли, насколько безопасны разные зарядные устройства от смартфонов. «7 кун» поведал, как и почему закрыли единственный в Усть-Каменогорске детский сад, куда можно было водить детей с сахарным диабетом. «Аналитика» выдала два сочных сюжета про учителей и пожилых людей — приуроченных, соответственно, к Дню учителя и Дню пожилых людей. Apta же заметила, что многие казахстанцы перестали получать зарплату.

«Большие новости», КТК

Программа началась с новостей о коронавирусе: Казахстан не будет пока возобновлять авиарейсы с новыми странами, сокращает уже существующие, а за границей ужесточают карантин, потому что началась вторая волна. Жителей нашей страны просят не паниковать и не опустошать снова аптеки. Полная выкладка свежей (на субботу) информации — в сюжете.

Далее небольшой блок про праймериз Nur Otan — то есть про внутрипартийные выборы. По большому счёту стоит людям хотя бы бегло объяснить, что такое эти внутрипартийные выборы, почему вокруг них столько шума, почему они «проводятся впервые в Казахстане»? Кто-то, конечно, может пойти и загуглить. Но мы с вами знаем, что не каждый гражданин нашей страны и правда может пойти и загуглить. Кому-то ради этого придётся лезть на крышу, например. А очень многим и это не поможет. Так и будут сидеть и гадать: про что это нам вроде как рассказали? Подведение итогов выборов продлили, потому что «система не выдержала наплыва пользователей». Что за система? Кто эти пользователи? Зато рассказали про выявленные нарушения, но тоже непонятно: что там за «накрутка голосов»? Как? Для чего?

Новости из Нагорного Карабаха в программе были поданы коротким ЗКТ.

Репортаж из сёл Кордайского района, пострадавших от погромов восемь месяцев назад. Семерым участникам беспорядков на этой неделе вынесли приговоры (всего осудили уже 12, ещё 51 будут судить, уголовных дел 120), и корреспондент программы отправилась в Жамбылскую область, чтобы выяснить, как там сейчас живут люди, всем ли выплатили компенсации, а если нет, то почему. Осуждённые не признают свою вину категорически, поэтому хотелось бы узнать побольше о том, как нашли погромщиков, как их судили, на основании каких и чьих показаний? Поскольку ни прокуроров, ни адвокатов в материале нет, это всё смотрится странно и непонятно.

Блок про птичий грипп запомнился тем, что у депутатов и Минсельхоза разные данные о количестве погибших в Казахстане домашних пернатых. А также нельзя не отметить, что даже очень сложные числительные авторы программы просклоняли безупречно. И несмотря на то, что в материале даны мнения всех сторон, всё равно ясно, насколько формально и жестоко подходит к проблеме Минсельхоз, кивающий на работу каких-то комиссий, когда надо просто спасать производство и фермеров от разорения. «А потом уже разбираться», — как справедливо заметил один из спикеров.

Девочка из Алматинской области, Акерке Адильхан, погибла, когда решила воспользоваться собственным мобильным во время зарядки. «Большие новости» попытались разобраться, в чём причина: в фальшивых зарядках, быть может? И убережёт ли вашего ребёнка качественное и лицензионное зарядное устройство? Материал полный, сбалансированный и полезный (даже с сюрпризом в ходе эксперимента); не очень понятно, правда, почему авторы упорно называют зарядное устройство «адаптером». Но это если уж совсем придираться. Главное — вывод: в любом случае не надо использовать смартфон, пока он заряжается.

«7 кун», «Хабар» 

«Начинаем с того, что, спустя очередные семь дней мы, к счастью, не вынуждены констатировать факта резкого увеличения количества заболевших коронавирусом сограждан». Но ведь лучше сказать: «За минувшую неделю количество заболевших коронавирусом в Казахстане не увеличилось»? Гораздо проще для восприятия.

Следом — коротко о ситуации в Нагорном Карабахе: там вновь гибнут люди. Представители армянской и азербайджанской диаспор в Казахстане призвали к миру, поддержал призыв Нурсултан Назарбаев — председатель Ассамблеи народа Казахстана. АНК в этом году, кстати, отмечает 25 лет. Вот так «легко и непринуждённо» авторы программы перешли от военного конфликта к улыбкам и танцам.

В Казахстане — межэтническое согласие. «Согласие, которого, к сожалению, так не хватает сегодня в мире. В том мире, который лишь внешне напоминает лоскутное одеяло, сотканное из, казалось бы, разных по цвету и форме деталей, но по сути представляющее собой единое полотно, состоящее из частиц общего происхождения. И Нурсултан Назарбаев давно зарекомендовал себя политиком, способным видеть эту общность, глядя на пёстрый холст картины мира». Отметим обилие деепричастных оборотов, опять усложнившее зрителям восприятие слов ведущего. К слову, «лоскутное одеяло» «Хабар» упоминает в аспекте межэтнического согласия уже не в первый раз. Это любимая метафора Елбасы, видимо, — ну и редакторов программы поэтому тоже.

Но вообще-то эта тяжеловесная подводка — к материалу об «интеграционных процессах» и строительстве Туркестана, куда на неделе съездил Нурсултан Назарбаев. Здесь появилась современная музыкальная школа, открыт стадион. Комментируют люди: они видят изменения и очень рады новым объектам. Первый президент рассказывает о развитии города. В Туркестане, в общем, всё хорошо, и будет ещё лучше. Вторая сторона у этой истории теоретически есть — некоторые жители недовольны современными постройками и считают, что теряется оригинальный облик города (они регулярно пишут об этом в соцсетях), но в сюжете об этом умолчали. Зато картинка красивая.

Потом Елбасы поехал в Шымкент — не будем вдаваться в подробности: и так понятно, что в Шымкенте тоже всё хорошо.

От президента бывшего — к президенту нынешнему. Он провёл онлайн-встречу с волонтёрами, о чем и рассказали в следующем сюжете. Волонтёры говорили о своей работе, вносили предложения. Президент говорил о бонусах для волонтёров — их работа будет учитываться как трудовой стаж, давать небольшие преимущества при поступлении в колледжи и университеты. Самые активные казахстанцы, работавшие во время пандемии, получили медали.

История про детский сад в Усть-Каменогорске, в который ходят дети с сахарным диабетом, приурочена ко Дню учителя. Сюжет начинается с истории трёхлетней Малики, которой требуются регулярные уколы инсулина, специальное питание и контроль врачей. Детский сад «Светлячок» — единственный, куда приняли малышку. Три года назад этот садик лишили статуса реабилитационного центра, а теперь расформировывают команду врачей. Чиновники говорят, что врачи не имеют права там работать — это нарушение норм. Каких — из сюжета непонятно. В материале, впрочем, много комментариев экспертов, общественников, местных жителей. Суть его можно уместить в одну фразу, произнесённую корреспондентом: «Инклюзия — это гибкая система условий, которая подстраивается под ребёнка, а не под правила, удобные для чиновников». С этим сложно не согласиться.

Полезный сюжет о том, как не стать жертвами интернет-мошенников, начинается с историй о разнообразии их схем. Представитель МВД рассказала, что используются подставные лица и зарубежные счета. Предприниматели рассказывают, что мошенники взламывают аккаунты в соцсетях и завлекают жертв, обещая скидки и эксклюзивные предложения. Есть истории людей. Как себя обезопасить, объясняют юристы.

Следующий сюжет — о том, как прошли праймериз в Nur Otan. Что такое праймериз, на «Хабаре» тоже не рассказали. Про нарушения тоже.

Постоянная рубрика — рассказ о госпрограммах. На этой неделе — про программу «Енбек» в Акмолинской области. Показали бизнесвумен, которые смогли открыть свои небольшие предприятия. Очень интересно, но непонятно — что за программа? Как принять в ней участие? Кто может это сделать? Она только для Акмолинской области или для всех?

Финальный сюжет посвящён экосистеме Кольсайских озер, расположенных на юго-востоке Казахстана. Корреспондент рассказывает интересные вещи — например, что озеро Каинды появилось после землетрясения, и уровень воды в нём сейчас постепенно уменьшается.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Программа начинается с большого материала о долгах казахстанцев. Люди, у которых во время пандемии снизились доходы, задолжали 17 миллиардов тенге за коммунальные услуги, предприниматели продают бизнесы, чтобы расплатиться с банками. Депутаты предлагают провести кредитную амнистию или снизить процентные ставки, экономисты говорят, что это может привести к росту инфляции и видят за заявлениями политиков желание привлечь к себе внимание. Журналисты «Аналитики» подчеркнули, что не смогли добиться комментария в Нацбанке и в Агентстве по регулированию финансового рынка.

600 массовых застолий прервали полицейские с начала карантина в Казахстане, ночные клубы и рестораны продолжают работать, несмотря на штрафы. «Аналитика» дала возможность высказаться оштрафованным — рестораторы платят арендную плату, помощи от государства нет. Правда, из-за отсутствия титров и присутствия масок на спикерах в начале материала не совсем понятно, где журналист, где полицейский, а где ресторатор. Через «мостик» о нарушениях дистанции и масочного режима в школах — к опросу, что лучше: учёба в школе или дистанционка. Прозвучали оба мнения. Завершился материал общей статистикой по коронавирусу и информацией о новых ограничениях в Казахстане.

Отдельный сюжет «Аналитика» посвятила Дню учителя. Начинается материал с портрета учителя истории из Петропавловска, который отмечает: педагоги, несмотря на трудности, борются с пропагандой, и «учитель — не баран, которого можно погонять». И если во втором случае речь, видимо, идёт о «добровольно-принудительном привлечении к массовкам и бесплатному труду», то о какой пропаганде говорит спикер — непонятно. В материале также — репортаж из маленькой сельской школы, где учитель начальных классов до того, как прозвучит первый утренний звонок, доит 10 коров на личном подворье, и портрет педагога на пенсии, которую поздравляют ученики из разных городов. Множество элементов с проникновенными героями и выигрышными деталями создают смысловой винегрет, который заканчивается стихами и поручениями президента о повышении зарплат.

Обзор событий вокруг Нагорного Карабаха в «Аналитике» получился максимально политкорректным, погибшие и пострадавшие называются просто мирными жителями — без этнических подробностей. В материале есть интервью с участниками событий и комментарии казахстанских политологов — в частности, Мурат Лаумулин видит в ситуации попытки «оттянуть силы России от других направлений — украинского, белорусского».

Ещё один материал к дате — Дню пожилых людей, и вновь «Аналитика» делает подборку ярких портретов героев, которые в свои от 60 до 95 путешествуют, занимаются спортом, работают — в том числе онлайн. Каждая история, наверное, достойна отдельного материала, нам не дают узнать подробности, но в сюжете есть три стендапа автора, опрос и социальный эксперимент.

Завершилась программа авторской рубрикой Олега Журкевича «Не до шуток», она посвящена предстоящей премьере сиквела фильма «Борат». Фильм о приключениях «якобы журналиста из якобы Казахстана» выходит накануне выборов президента США. Автор рубрики объясняет, почему фильм — сатира на ситуацию в Америке, и комментирует позицию Минкульта Казахстана, чиновники которого ещё ничего не видели, но уже всё осуждают.

Apta, QAZAQSTAN

Начали со статистики по COVID-19 и брифинга Минздрава на эту тему. Упомянули и о том, что коронавирусом заразились Дональд Трамп и его жена.

Первый сюжет программы посвятили праймериз партии Nur Otan. Материал начался с истории героев, которые участвуют во внутрипартийных выборах, и закончился сентенцией, что если и другие партии активизируются на политической арене, то будет хорошо. Авторы программы всё попытались объяснить, что происходит, но тем, кто не следит за политическими новостями страны, всё равно многое будет непонятно. Про нарушения не рассказали.

Сюжет о том, как Нурсултан Назарбаев побывал в Туркестане и Шымкенте, получился строго протокольным.

Далее — новость об участии Касым-Жомарта Токаева в 75 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Его обращение стало поводом для следующего сюжета, в котором обращение нашего президента дополняли словами разных экспертов.

Как работают коллекторы и судоисполнители? Какие мошеннические схемы используют в своей работе? Получилось хорошо и интересно, но неделю назад материал на эту тему уже сделала «Аналитика».

В Казахстане всё больше людей, которым не платят зарплату. В сюжете на эту тему есть герои, которые месяцами не получают денег, комментарии чиновников и юристов.

На тему Дня учителя Apta не стала делать сюжет, зато взяла интервью у директора одной из столичных школ-лицеев. Говорили о подготовке педагогов, работе учителей, зарплате, методичках. Хорошо, но если честно, интервью с руководителем какого-нибудь отдалённого населённого пункта дополнило бы этот блок.

Сюжет из природного парка Алтынемел. Недавно там в фотоловушку попал снежный барс. Это стало основой для красивого материала о парке и защите животных.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь