Авторы итоговых программ на этой неделе единодушия не проявили. Одни посчитали, что главное — это ЧП (взрывы газовых баллонов и дети, которых загрызли собаки), другие привычно начали с коронавируса, третьи бесконечно докладывали, где и с кем в минувшие семь дней заседал президент.
Из эксклюзивов: «Большие новости» рассказали о баскетбольном скандале, шеф-редактор «Аналитики» побывал в расстрельной камере, «7 кун» поведал, как государство заботится о предпринимателях, а Apta поделилась, как в Мангистауской области отвоевали ущелье Босжира.
«Большие новости», КТК
Выпуск начинается с ЧП в столице — 34 человека пострадали при взрыве газового баллона в одном из городских кафе, одна девушка скончалась. Это тема первого сюжета: корреспондент КТК собрала комментарии очевидцев, показала жуткие кадры с места событий, рассказала о том, как и кто доставал людей из-под завалов — прохожие, а позже МЧС и кинологи. Есть комментарии пресс-секретаря управления общественного здравоохранения Нур-Султана и официального представителя МЧС. Что будет дальше — непонятно, государство обещало помочь семье погибшей девушки, но кто поможет остальным пострадавшим, понесут ли владельцы ответственность, кто будет восстанавливать разбитые ударной волной машины — неизвестно.
Следующий большой блок программы посвящён коронавирусу. Токаев раскритиковал Минздрав за сокрытие реальной статистики, а критикуемые регионы сразу признали ошибку и пообещали её исправить. Затронули и тему вакцины — сейчас в Казахстане проходят испытания два препарата, большая надежда на разработку России. При этом, согласно опросам компании «Демоскоп» и КТК, большинство казахстанцев откажутся делать прививку. А ещё Токаев поручил избежать жёсткого весеннего карантина, но чиновники прогнозируют локдаун на январь в лучшем случае, на Новый год — в худшем. В целом получилась любопытная коронавирусная сводка из разных регионов страны.
Тема коронавируса продолжается в сюжете, который затрагивает ещё одну болезненную тему — нехватку и подорожание лекарств. Он начинается с истории женщины, которая ещё летом закупилась всем необходимым. За это самое «всё» она отдала 37 тысяч тенге, и это — дорого. Президент поручил снизить цены на лекарства, и КТК разбирался, насколько это реально. Через комментарии экспертов рассказали, что цена на препараты складывается из множества факторов — стоимости сырья, транспортных расходов, производства и так далее. Любопытная инфографика — на примере самых популярных препаратов показывают, по какой цене они закупаются у дистрибьюторов, продаются в аптеках, их предельная стоимость. Кайрат Аубакиров, владелец сети аптек, рассказывает, что завышать цены невыгодно — большая конкуренция. Вспомнили ситуацию с дефицитом, показали историю девушки, которая в этот период болела коронавирусом и была вынуждена покупать лекарства у перекупщиков. В сюжете было ещё много актуального и интересного, людей и экспертов, экспериментов и проверок (корреспондент проверяла в аптеках цены на маски), но ответа на главный вопрос — реально ли выполнить поручение президента и снизить цены на лекарства — так и не нашлось.
В Алматы прошёл мирный митинг в защиту животных. Около 50 человек просили ужесточить наказание за жестокое обращение и прекратить отстрел бродячих собак. КТК собрал комментарии митингующих, кратко рассказал хронику.
Тема животных продолжается, но уже с обратной стороны — на этой неделе произошло сразу два случая нападения собак на детей. Один из них привёл к смерти шестилетней девочки. Сюжет начинается с истории — карагандинка рассказывает, как однажды подверглась нападению бродячих животных и теперь боится собак. После подробно рассказали о трагедии в Сатпаеве, где на этой неделе животные загрызли ребёнка. Следом — о событиях в Атырау, там двухлетнего ребёнка на глазах у матери утащил питбуль. В сюжете подробно показали, как происходит отлов, — при помощи самозатягивающихся петель; потом животных помещают в приют — если в течение трёх дней их никто не забирает, собак усыпляют, а трупы утилизируют на скотомогильнике. Тема актуальная, баланс соблюдён. Немного не хватило понимания того, что происходит сейчас, — в Казахстане эту тему активно обсуждают уже несколько месяцев: планируются ли какие-то новые законы? Стоит ли ждать изменений?
Далее в программе — про скандал с казахстанской волейболисткой, которая в прямом эфире одного из матчей заявила, что в Казахстане всё продаётся. КТК рассказал о ситуации, последствиях, реакции. Собрали комментарии экспертов. Тема продолжается в сюжете. Здесь же сама Алеся Сафронова объясняет свою позицию и извиняется за высказывание. Казахстанский союз спортсменов считает, что наказание — дисквалификация на пять матчей — слишком жёсткое. А в Федерации волейбола РК думают, что за такое высказывание нужно отвечать перед законом и грозят судом. Юристы говорят, что привлекать девушку не за что — она высказала мнение, не называя имён и фамилий. После корреспонденты рассказали и о ситуации с волейболом в стране в целом — этот вид спорта недостаточно финансируют, сборные слабые, стать волейбольной державой нам не светит. Хороший и полный сюжет.
«7 кун», «Хабар»
Выпуск начинается странно — Александр Трухачёв полторы минуты рассказывает о важности иностранных инвестиций и о том, как сильно они помогли в самом начале существования независимого Казахстана. Лишь на четвёртой минуте, после упоминания роли Елбасы и синхрона Токаева, становится понятно, к чему была такая подводка: президент провёл встречу Совета иностранных инвесторов.
Этой же теме посвящён и первый сюжет выпуска. Что такое Совет иностранных инвесторов и чем конкретно он занимается, из него не очень понятно. Зато рассказали, как он появился, кто в него входит и как туда попасть. Было много синхронов Токаева и комментариев членов совета, но без хорошего контекста действительно не разобраться: что это за совещание? Зачем оно инвесторам? А Казахстану? Как часто и зачем оно проводится? Президент много и путано на чиновничьем языке рассказывает, как мы будем защищать инвесторов. В этом случае задача журналиста — перевести его слова на человеческий: что вот эта и эта мера значат для тех, кто готов вкладываться в экономику нашей страны. Но ничего подобного не происходит: текст автора ещё больше запутывает зрителя и написан тем же канцеляритом. С балансом в сюжете тоже беда: ни одного внятного мнения инвестора о том, что сейчас происходит, мы не услышали. Только их дежурные и опять же очень формальные слова, которые тоже без перевода с чиновничьего на человеческий непонятны. Очевидно, в онлайн-формате взять у них какое-то отдельное интервью крайне сложно, но тогда можно же было привлечь хотя бы каких-то независимых экспертов, которые объяснили бы: на самом деле президент и инвесторы говорят то-то и то-то, и что это значит для всех нас. Ну хоть немного жизни это вдохнуло бы в мёртвый материал!
Совещанию Токаева «по мерам противодействия распространению коронавирусной инфекции» тоже посвятили отдельный сюжет. В нём с первых минут чётко проговорили логическую цепочку: для того, чтобы найти баланс между здоровьем финансовым и здоровьем людей, нужно видеть реальную статистику. И стало понятно, почему президента вдруг обеспокоил вопрос искажения статистики в регионах (из сюжета КТК было непонятно). Рассказали и о других тезисах Токаева — неготовность больниц, нехватка лекарств, снижение цен на лекарства, выплата надбавок врачам, коррупция и многое другое. Хорошее решение — практически на каждый тезис чётко озвучили, кто будет ответственен за тот или иной провал. В остальном сюжет абсолютно стандартный для Хабара — синхроны Токаева и Мамина с закадровыми комментариями корреспондента.
В следующем материале — о реакции региональных властей на критику президента. Кстати, у ковида годовщина: 17 ноября 2019 года в китайской провинции появился первый заболевший. Санэпидемиологи ВКО рассказывают, что делается для того, чтобы вывести регион из красной зоны. Если коротко — всё возможное: расширяются бригады скорой помощи, очаги берутся на контроль, выставляются блокпосты с врачами. Короткий опрос водителей на блокпостах показал, что не слишком их проверяют: все проезжают быстро и без особых проблем. В Акмолинской области готовы принять до 2500 пациентов (было 500), с лекарствами проблем нет. В СКО ужесточили карантин — запретили работу частных саун (а общественные бани можно…). В Карагандинской области пополняют запасы лекарств. В Шымкенте продлили ограничительные меры до 7 декабря. В общем, получился краткий, беглый, но достаточно критичный обзор ситуации в регионах.
Для тех, кому не хватило первых двух совещаний Токаева, нам приготовили сюжет про третье. Материал посвящён расширенному заседанию коллегии Министерства обороны. Ничего нового: синхроны президента, пара синхронов военных и вдохновляющие речи корреспондента. Между прочим, даже самый скучный сюжет про самую скучную заседаловку можно на деталях и благодаря живому языку сделать хотя бы смотрибельным. Но авторы «7 кун», видимо, не ставят себе такую задачу.
И только на 39 минуте выпуска заговорили о чём-то, кроме заседаний президента. Речь пошла о том, как бизнес адаптируется к условиям карантина. В сюжете нам рассказали о двух предпринимателях — одному удалось перепрофилировать свой бизнес, другому нет. Айнура Имантаева, владелец компьютерного клуба из Нур-Султана, объединилась с другими владельцами аналогичных предприятий и пытается добиться от государства разрешения на работу: помещения позволяют сделать правильную рассадку, обеспечить вентиляцию и кварцевание, а также их работа нужна людям — чтобы распечатать документы, поработать с eGov или подключиться к Zoom. Пока все попытки тщетны. А вот Балшекер Шыгарова из Актау переоборудовала свой ресторан в образовательный центр, который пользуется спросом. Сюжет неплохой, с экспертами, которые рассказали о том, как поддерживают предпринимателей в период пандемии. Вот только «бизнес-адаптация» пишется через дефис, а не так, как на плашке — через тире.
https://www.youtube.com/watch?v=_u4vydMq4AQ
Второй сюжет выпуска, не связанный с президентом, рассказывает о предстоящих выборах в парламент. Три партии уже провели свои съезды и активно готовятся к предвыборной гонке. Корреспондент «7 кун» собрала комментарии экспертов КИСИ, политологов и озвучила мнения из социальных сетей. Рассуждали, кто из партий имеет шансы преодолеть семипроцентный порог и стать частью парламента. Очень интересно.
Выпуск завершается традиционной рубрикой — рассказывают о том, как развивается медицина в одном из регионов. На этот раз речь о Костанайской области. Показывают передовые больницы, комментируют врачи — всё есть, всё готово, всё запасено.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
Программа началась с темы коронавируса. В материал собрали всё: от возможных последствий после болезни до депрессии врачей в США и танцев полицейских на посту в стиле джедаев в Экибастузе. К возможным последствиям отнесли мужское бесплодие. К слову, в марте 2020 года, когда впервые появилась эта информация, учёные восприняли её неоднозначно и говорили, что прямая связь между COVID-19 и репродуктивной функцией не установлена. Из материала «Аналитики» непонятно, установили ли эту связь казахстанские ученые, на основании каких исследований сделали выводы, кто рецензировал или подтверждал эти данные.
Тему последствий коронавируса — на этот раз экономических — продолжили во втором материале, который представлял из себя нарезку поручений президента Токаева.
Коротко в «Аналитике» рассказали о приговоре экс-банкиру Жомарту Ертаеву, нападениях собак на детей, задержании производителей и продавцов наркотиков. Криминальная хроника стала подводкой к материалу о виртуальных преступлениях. В сюжете подробно рассказали о схемах обмана, шеф-редактор и временный ведущий программы Олег Журкевич даже призвал делиться материалом, чтобы все знали, как избежать потери денег. Но внимание от главной цели сюжета отвлёк осуждённый герой, который грабил только богатых, а когда обманул шахтёра, вернул ему деньги.
На этой неделе в мире отмечался День ребёнка. Последний месяц казахстанцы несколько раз поднимали тему размещения в интернете фото и видео с детьми, которые скорее были бы уместны для взрослых моделей. Представители Министерства образования высказали обеспокоенность такими фотографиями, казахстанцы в опросе сказали, что это чувствительная тема, нейропсихолог нашла скрытые сексуальные послания и предупредила, что это провоцирует. Получился сюжет — призыв к родителям задуматься.
Олег Журкевич побывал в расстрельной комнате, где приводили в исполнение смертные приговоры, и пообщался с теми, кого помиловали. В Казахстане долгое время был мораторий на смертную казнь, потом страна присоединилась к международным договорам по отмене. После драматических историй последних моментов перед исполнением приговора приводится мнение того, кто выступает за смертную казнь, но как-то скомкано. Автор не стал рассказывать, за что отбывают срок герои его материала (сказал лишь, что они «не маньяки и не педофилы»), сам сюжет был наполнен тюремной романтикой, но не совсем было понятно, почему вдруг «Аналитика» подняла эту тему и что хотела сказать этим материалом. Но как зарисовка смотрелась интересно и любопытные факты содержала.
Apta, QAZAQSTAN
Apta началась со статистики по COVID-19 и коронавирусной пневмонии. Сюжет же был посвящён совещанию по мерам противодействия распространению коронавирусной инфекции — да, тому самому, под председательством президента. Всё скучно и стандартно: синхроны Токаева и немного медиков.
Следующий материал продолжает тему совещания, в этот раз упор — на выплаты компенсации медработникам, которые заразились коронавирусом. Среди героев сюжета есть и те, кто не то что компенсацию — зарплаты получить не могут. Есть общий комментарий от Минздрава (о том, что перечень получающих компенсации будет расширен), но не было комментариев по делам конкретных героев.
Далее Apta идёт по следам «Хабара»: снова сюжет про заседание с президентом, коллегии Министерства обороны. Начинается он с перечисления военных конфликтов в Донбассе, Афганистане, Эфиопии, Буркина-Фасо, Ливии, Сирии, Йемене и Нагорном Карабахе. Там всё плохо, а глава нашего государства рассказывает, что это из-за внутренних потрясений и революций, и поручает укреплять обороноспособность Казахстана.
Далее — опять про Токаева, на этот раз с инвесторами. В общем, первые 25 минут программы посвятили действующему президенту, потом перешли на то, чем занимался первый президент.
Тему предстоящих выборов в Мажилис и маслихаты осветили коротко, ограничившись цитатами постов в соцсетях от политологов Андрея Чеботарёва, Эдуарда Полетаева и Марата Шибутова.
Есть опасение, что в Кызылординской и Туркестанской областях будут наводнения. Шардаринскому водохранилищу (его плотине) нужен ремонт. Он уже идёт. Нужны также аварийные стоки. На них пока денег не дали. Тема важная, но комментируют её в сюжете не люди, которых это напрямую касается, и которые оживили бы сюжет, и эксперты в этой сфере (которых там явно не хватало), а чиновники и сотрудники водохранилища.
Строительство отеля в урочище Босжира отменено после того, как в дело вмешался президент Токаев. Одна из самых обсуждаемых тем последней недели завершила программу. В сюжете много завораживающих панорамных кадров Босжира. Дали слово экологам, общественным активистам. Есть также комментарии от акима района, вице-министра культуры и спорта и главы Мангистауской области.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.