Главной темой этой недели неожиданно стали деревья. Да, скандал со спиленными краснокнижными дубами в Алматы ни в одной программе не занял верхнюю строчку в вёрстке, но так или иначе об этом рассказали все. Даже «Хабар». Впрочем, не удивительно: в историю вмешался лично президент.
Также на этой неделе говорили и о сексе: «Аналитика» о педофилах, а «Большие новости» подробно рассказали историю современных Ромео и Джульетты. Только в нашем случае Ромео сел в тюрьму. «7 кун» поведал о том, почему растут тарифы на электроэнергию; Apta — о проблемах бизнеса вообще и отечественной авиации в частности.
«Большие новости», КТК
Первый большой блок программы продолжает главную тему прошлой недели — взрыв газовых баллонов в столичном кафе. Врачи продолжают бороться за жизнь пострадавших, а корреспонденты КТК, тем временем, выясняли, почему страна не может от этих баллонов отказаться. В материале есть и люди, и эксперты, и предприниматели, и представители власти, и стендап — в общем, всё, что должно быть в хорошем сюжете.
В рубрике «Большая политика» — о том, что в Казахстане заканчивается срок выдвижения кандидатов в депутаты парламента. Свои съезды уже провели все зарегистрированные в республике политические партии. В гонке примут участие пять партий из шести. 21 трлн тенге на это потратит Nur Otan. Про его съезд и планы рассказали очень подробно, как будто на «Хабаре» — разве что не таким тяжеловесным языком. Кстати, о тяжеловесах: их от партии власти в Мажилис будут баллотироваться четверо: Аскар Мамин, Дарига Назарбаева, Ахметжан Есимов и Бауыржан Байбек. У других партий, наверное, съезды были не такие интересные, о них ничего не сказали.
Скандалу со спиленными возле Sulpak (название магазина нигде в блоке не фигурирует) дубами программа посвятила целый сюжет. Он получился информационно насыщенным, но несбалансированным: ни одного комментария тех, кого подозревают в незаконной вырубке, или хотя бы намёка на то, что такой комментарий попытались получить. А ведь они ну как минимум все оправдывались в соцсетях.
«Пикантной историей» (по выражению ведущего Алексея Рыблова) продолжается программа: как 17-летнего подростка отправили в тюрьму за секс с 15-летней девушкой. Суд усмотрел в его действиях педофилию, хотя молодые люди встречались и любили друг друга. Заявила на него мать девушки, потом пожалела, но было уже поздно. Журналисты попробовали разобраться, где проходит тонкая грань между любовью и преступлением. Лицо парня в сюжете не заблюрено, лицо девушки скрыто. Общественники пытаются вытащить современного Ромео из тюрьмы. Хороший, полный, интересный сюжет. Авторы даже нашли героев — пару, где девушка в 18 лет уже стала женой и матерью.
«7 кун», «Хабар»
Президиум ОСДП (Общенациональной социал-демократической партии) принял решение не участвовать в выборах. С этого короткого сообщения начинается выпуск программы «7 кун». «Политический ландшафт» составят пять партий: Nur Otan, «Ауыл», «Ак Жол», НПК и «Адал».
Nur Otan провёл съезд и огласил предвыборную программу. Ведущий назвал это главным политическим событием недели и остановился на теме подробнее. В материале сначала рассказывают о том, что Nur Otan уже сделал, — всё сделал. Потом о том, что нужно сделать, — всё нужно сделать. «Хабар» тоже посчитал съезды остальных партий неинтересными.
Токаев на неделе с рабочим визитом поехал в Карагандинскую область. Там он посетил скандально известный «АрселорМиттал», в который инвестируют 50 миллиардов тенге на установку нового оборудования (непонятно, кто инвестирует). В аналогичном формате президент посетил и другие предприятия, о которых в сюжете коротко рассказали. На одном из них корреспондент записал стендап — показал, как производятся ферросплавы. Что это такое, и зачем оно вообще нужно Казахстану, к сожалению, не рассказали. Но в целом получилось хорошо — есть в сюжете и люди, и истории, и предприятия.
Следующий сюжет — о поездках первого президента — оказался менее удачным. Нурсултан Назарбаев посетил новый драмтеатр в столице. Елбасы желает артистам удачи, артисты, в свою очередь, выражают благодарность и кланяются президенту, ведь именно он курировал строительство. На последних секундах сюжета рассказали и о новом легкоатлетическом спортивном комплексе. Там, наверное, никто не кланялся, поэтому внимание на нём не заострили.
На 33 минуте выпуска начались темы, не связанные с работой президентов. Для начала — о скандальной вырубке деревьев в Алматы. Хотя с президентом это всё равно связано: ведь именно благодаря вмешательству Касым-Жомарта Токаева на ситуацию обратили внимание в акимате Южной столицы. Название магазина, возле которого вырубили краснокнижные дубы, в сюжете не упоминают, но компании-подрядчики упоминают поимённо. Слово «Sulpak» позже появится в одном из комментариев. В сюжет не вошли реакция общественности и призывы бойкотировать магазин техники, а также комментарии представителей второй стороны (как и в случае с КТК, хотя бы из интернета).
Уже во второй раз корреспондент «7 кун» Анна Абрамова собирает комментарии экспертов о предстоящих выборах. На этот раз пытались узнать, почему ОСДП решили не участвовать в выборах, и как оставшиеся пять партий разделят освободившиеся проценты электората. Представители КИСИ и политологи офлайн и в социальных сетях высказывают предположения.
Заключительный сюжет выпуска поднимает вопрос повышения тарифов на коммунальные услуги. На примере Павлодара рассказали про цепочку — закуп электроэнергии стал дороже, поэтому приходится повышать стоимость для людей. Также непонятен и опрос людей на улицах: мы всегда рады видеть обычных казахстанцев в сюжетах, но что они могли ответить на вопрос «Против ли вы повышения стоимости электроэнергии?» (вопрос, конечно, не озвучивали в сюжете, но по ответам «Конечно, мы против, но что поделать» можно предположить). Неужели кто-то высказался бы за? Это пример «опроса для галочки». Из полезного: в сюжете появляются эксперты, которые объясняют, что всё это происходит из-за монополистов, а законы, которые регулируют их деятельность, не работают.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
Альмиры Кульмухамедовой по-прежнему нет в студии «по уважительной причине», программу ведёт её шеф-редактор Олег Журкевич.
Выпуск начался с очередного сюжета про педофилов и про то, как их наказывают, а как нужно наказывать. Новость в том, что Мажилис принял во втором чтении поправки к соответствующему закону об ужесточении наказания. В целом сюжет абсолютно стандартен, таких на эту тему снято сотни. Правда, психолог заявила, что введение смертной казни за сексуальное насилие над несовершеннолетними может спровоцировать волну детоубийств, но это всё умозрительно, ведь совсем недавно Казахстан совсем отказался от высшей меры наказания, и ни о каких исключениях сегодня речь не идёт.
«В редакцию программы поступили тревожные сигналы от водителей, которые периодически ездят по трассе между столицей и Павлодаром», — в таком несколько старомодно-советском стиле начинается подводка к следующему материалу. И впрямь, «письмо позвало в путь»! Оказалось, что реальная длина автобана не совпадает с той, что указана на знаках и в документах. Журналисты поехали и проверили. Цифры важны, потому что на реконструкцию одного километра выделили 400 млн тенге, то есть даже метр стоит 400 тысяч — подсчитали журналисты. Тема интересная, много комментариев чиновников и подрядчиков, но слишком много цифр без чёткой хотя бы инфографики не выстраивается в голове. Впрочем, основной посыл «на бумажках километров больше, чем по факту» всё равно ясен и даже, кажется, доказуем.
О скандале с уничтоженными возле Sulpak дубами в программе рассказали коротко, также не называя предполагаемых виновников уничтожения краснокнижных деревьев и вообще максимально обобщённо.
10 минут программы посвятили «тонкостям американских выборов — 2020». Начинается сюжет забавно и элегантно — в 2018-м Трамп во время традиционной церемонии помилования идейки пошутил по поводу того, что индейка Морковка не согласна с результатами голосования; а теперь вот сам Трамп находится в шкуре — вернее, в перьях — той самой Морковки. Сюжет полный и интересный, и его не портят даже мнение казахстанца, живущего в Америке, чья экспертная ценность только в том, что теперь он живёт там. Но этот ход любят и им грешат абсолютно все казахстанские СМИ. Тем более что в сюжете есть и профессиональный политолог.
В столичном кафе взорвался газовый баллон, двое погибших. Автор следующего сюжета собрала всю информацию по теме — и другие похожие случаи, и рейд по точкам общепита в Нур-Султане, и туда же пошли пожары, угарный газ, утонувшие машины и прочие ДТП.
И лишь ближе к концу выпуска заговорили о коронавирусе — в сюжете обзор последних новостей и информация о ПЦР-тестах у авиапассажиров. Всё бы хорошо, но стендап в материале из серии «просто чтобы был»: информационно совершенно бессмысленный и не оправданный. Журналист в маске везёт багажную тележку и объясняет, что ПЦР-тесты нужны, чтобы не люди не завозили в Казахстан ковид.
Завершает выпуск небольшой материал о простом павлодарском парне Иманбеке Зейкенове, которого номинировали на «Грэмми».
Apta, QAZAQSTAN
Главной темой недели по версии Apta стал предвыборный съезд партии Nur Otan. В протокольном формате о нём рассказали сразу же после коронавирусной сводки. Уже после сюжета упомянули и про результаты съезда партии ОСДП — они решили не участвовать в предстоящих выборах.
Следом — о рабочем визите Токаева в Карагандинскую область. Сюжет очень напоминает аналогичный на телеканале «Хабар» — те же локации, практически те же лица, и даже некоторые синхроны совпадают — например, как школьник на английском языке задаёт президенту вопрос, как и где Токаев учил иностранные языки. Зато корреспондент Apta сделал другой стендап — в нём он играет в настольный теннис в новом спортивном зале, который посетил президент.
Состоянием отечественных авиакомпаний в период пандемии зрителей озадачивают в следующем сюжете. Мало рейсов, мало пассажиров, ограничения по посадке — отрасль в кризисе и просит поддержки государства. Комментируют представители самих авиакомпаний, сотрудники аэропортов, эксперты, но что с этим делать — непонятно. Цифры, приведённые в сюжете, никак не объясняют, почему и как государство должно поддержать именно эту отрасль, а не какие-то другие. Пассажирам авиарейсов в сюжете слова не дали, хотя, казалось бы, это именно тот случай, когда их мнение могло сыграть на руку авиакомпаниям.
Тема отечественного бизнеса продолжается. На этот раз в фокусе предприятия, которые с начала года объявили себя банкротами. Таких в стране оказалось 385. И опять непонятно — это много или мало? Сколько было в прошлом году? Это всё из-за пандемии? Государство не поддерживало или помогало недостаточно? Что нужно сделать, чтобы предприятия перестали закрываться? Вопросов остаётся больше, чем ответов.
Следующий сюжет посвящён разработке Социального кодекса РК. Получился хороший разъяснительный материал, в котором рассказывают о статусе социального работника, с какими проблемами они обычно сталкиваются, и как их решить. Комментарии соцработников, семей и экспертов, простые и понятные графики, стендап корреспондента — всё это добавляет красок. Ещё одна полезная особенность нового документа — сами люди смогут его открыть и посмотреть, какая помощь положена тем или иным семьям. Удобно.
Не менее полезным и интересным получился материал про казахстанские водохранилища. Оказалось, что строительство новых водосберегательных площадей вредит природе и сельскому хозяйству, влияет на размножение рыб. Многочисленные эксперты доходчиво обо всём рассказали.
Предпоследний сюжет, и вновь дежавю — казахский музыкально-драматический театр имени К. Куанышбаева переехал в новое здание, и Назарбаев навестил в нём артистов. Те же кадры, те же синхроны, те же благодарности.
Выпуск завершается некрологом Диего Марадоны. Зрителю рассказали о жизни, связях с криминалом и спортивных достижениях футболиста.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.