В большинстве сюжетов, которые выходят в новостных передачах на государственных телеканалах Таджикистана, не видно стендапов — одного из атрибутов классического телерепортажа. Если авторы и появляются в кадре, то чаще всего выглядят в них нелепо — например, идут по хлопковым полям в строгих костюмах и при галстуках, если репортеры — мужчины, или ходят по садам и фермам с высокими прическами — если женщины. Иногда авторы сюжетов и вовсе не указывают свои имена, превращая их совсем в безликие «кирпичи». Медиакритик «Нового репортёра» Манижа Курбанова посмотрела новости на государственных телеканалах и попыталась их мысленно «оживить».
Стендапом называют появление журналиста в кадре, который сообщает информацию по теме сюжета. По-другому это называется репортёрской стойкой. Бежать вместе со спортсменами на центральном стадионе в Душанбе, класть кирпичи на 14-м этаже новостройки в Худжанде или ходить вслед за археологом на раскопках Саразма в Пенджикенте, при этом успевая на ходу сказать главную завершающую фразу, которая запомнится, считается крутой работой тележурналиста. Благодаря стендапу многие репортёры таджикского телевидения в своё время становились звёздами. Например, Худжаназари Аминиёна, Даврона Зокирова или Ахлиддина Каримова, которые многие годы работали в новостных программах, зрители любили, потому что знали их в лицо. Ведь когда автор становится визуальной частью сообщения, к нему появляется больше доверия — а следовательно, и любви.
Увы, сейчас живых картинок в новостях главных телеканалов страны — «Точикистона», «Джахоннамо» и «Сафины» — почти нет. Только изредка в новостных выпусках пара стендапов, может быть, и промелькнёт. Например, в это воскресенье нам посчастливилось наткнуться на такие сюжеты в итоговой программе «Точикистон» на телеканале «Точикистон», где журналист Нуриддини Курбон говорил про повышение зарплат, пенсий и стипендий на фоне пустой дороги. А в другом сюжете его коллега Гулчехра Сатторзода рассказывала про местное животноводство прямо с фермы. Но авторов большинства новостей в других выпусках зрители чаще всего не видят. Хотя очевидно, что можно было бы сделать стендапы хотя бы в некоторых сюжетах.
Например, в День национального флага Таджикистана, который справляли 24 ноября, эфир вечерних новостей на «Точикистоне» длился почти два часа. В нём поместилось около 50 разных сюжетов, но ни в одном из них не оказалось стендапа. Выпуск начался с официального блока новостей о новых назначениях и поездке председателя верхней палаты таджикского парламента Рустама Эмомали в Москву. После чего телевизионщики приступили к рапорту о том, как День национального флага прошёл в разных районах страны. Одинаковые картинки с флагами сменяли друг друга, закадровый голос с кучей канцеляризмов только называл разные локации, в кадре иногда появлялись синхроны, но герои и эксперты вторили официальному тону диктора, да и говорили одно и то же. В итоге сюжеты слились в одно сплошное сообщение, и, казалось, оно никогда не закончится. Но в конце программы журналисты вдруг показали неплохой репортаж о том, как нарушают правила дорожного движения. На фоне всего остального — праздничного и официального — сюжет про лихачей на дорогах оказался самым актуальным и понятным. Хотя и в нём не было стендапа.
При этом картинки с флагами ведь сами по себе привлекательные. Вот если бы в одном из таких сюжетов автор взял флаг, прошёл с ним по улице, рассказал бы эмоционально (ну, чтобы гордость взяла) что-нибудь интересное об одном из главных символов государственности, возможно, зрители какие-то эмоции и испытали бы. Ведь основная задача стендапа — это эмоция, возможность показать, что корреспондент находился непосредственно на месте событий и работал там специально для своей аудитории. Государственные телеканалы, конечно, могут жить (и часто живут) на медиарынке совсем по другим правилам, но без аудитории и им долго не протянуть.
Чуть раньше, 10 ноября, на этом же канале в вечернем выпуске новостей журналисты рассказывали о Дне таджикской милиции, профилактических мерах против СOVID-19, строительстве школы в районе Балхи, посадке семенного картофеля в Согде, подготовке к зиме в Лахше и о новом урожае лимонов в районе Джайхун. Как минимум, на последней теме можно было бы остановиться и сделать стендап. В конце концов, таджикские лимоны — предмет гордости местных жителей. Репортаж Таварали Сохибназара получился неплохим, жёлто-зелёная картинка лимонария подходящая, но автор на её фоне так и не показался.
Точно так же работают и другие госканалы. Например, в программе «Хабар» на «Джахоннамо» (02.12.2020) запомнился репортаж журналиста Мухаммадшарифи Темура из рыбного хозяйства района Дусти. Картинка отличная — река, лодки, рыбаки с сетями. Оператор Манучехри Джумахон постарался на славу. В синхроне — руководитель хозяйства, за кадром — сам журналист говорит о нехватке корма для рыб. Хотя скажи репортер всё это в лицо зрителю (мало ли какая аудитория у госканалов), эффекта было бы больше. Такие вещи ведь цепляют.
В репортаже из района Абдурахмони Джоми в этой же программе речь шла о жителях махалли, которые сами решили построить себе дорогу. На экране люди разгребали лопатами щебень, работала техника. Автор — опять же за кадром — рассказывал о том, как можно действовать сообща, как важно заниматься благоустройством своего места жительства. С каким выражением лица он всё это говорил — зрители не увидели.
Сюжеты без имени
Впрочем, отсутствие стендапов — это ещё полбеды, иногда в эфире государственных телеканалов появляются сюжеты даже без имени авторов. Например, в программе «Навид» на телеканале «Сафина» многие новости диктор просто зачитывает сам, а на экране демонстрируется лишь картинка.
В недавнем «Ахборе» (02.12.2020, канал «Точикистон») вдруг появился эпизод про то, как в Шахринавском районе спортсмены сажают деревья. Диктор сделала подводку и сообщила, что подробности будут «в сюжете наших коллег». «Коллеги» себя не назвали ни в конце репортажа, как они обычно это делают, ни в титрах. Но потом этот же сюжет прошёл в эфире телеканала «Пойтахт» в программе новостей «Вакт», а потом в эфире «Джахоннамо» — тоже в новостном выпуске. Присмотревшись уже в который раз, мы заметили микрофон с логотипом «ТВ Варзиш» — это спортивный телеканал. И стало понятно, откуда материал. Впрочем, имена авторов сюжета «Джахоннамо» и «Пойтахт» всё-таки указали.
Кстати, одно из предположений, почему таджикские телевизионщики так не любят появляться в кадре, связано с тем, что безликие сюжеты можно крутить на любом канале. В крайнем случае — заблюрить логотип на микрофоне конкурентов, что тоже таджикскими телевизионщиками практикуется. Хотя иногда в новостях тележурналисты и вовсе появляются с двумя микрофонами. Например, в тот же день — 2 декабря — в программе «Хабар» на канале «Джахоннамо» журналист работал с микрофоном «Сафины» и «Джахоннамо» одновременно. Скорее всего, автор — собкор в регионе и работает сразу на двух каналах. Так тоже бывает.
По мнению центральноазиатского медиаэксперта Гулим Амирхановой, отсутствие разнообразия в тематике становится причиной того, что автор не появляется в кадре.
— Все, кто работал в теленовостях, знают, что темы цикличны, сезонны, новости из года в год комментируют одни и те же спикеры и эксперты. И места съёмок почти всегда одни и те же. Отсутствие разнообразия тем ведёт к отсутствию разнообразия стендапов, — считает Амирханова.
С ней трудно поспорить: с шаблонными темами и формами действительно непросто придумать интересные стендапы. Потому что никакой стендап не украсит шаблонный репортаж, например, с хлопкового поля, в котором обязательно сначала появится картинка (люди работают в поле) с закадровым текстом (республика собирает богатый урожай), потом синхрон № 1 (чиновник рассказывает, насколько богатый урожай собирают люди), картинка (снова люди собирают урожай), затем следует синхрон № 2 (дехканин рассказывает, как он рад собирать такой богатый урожай) и финальная фраза (какой всё-таки богатый урожай) за кадром. В таком сюжете одежда репортёра, который идёт на хлопковое поле, как на заседание в парламенте — в нарядном костюме и при галстуке, — выглядит чем-то самим собой разумеющимся.
Года три-четыре назад похожие стендапы были в каждом новостном выпуске. Но, конечно, они сюжеты не спасали. Зрители и тогда, и сейчас чаще всего смотрели в эфире «кирпичи» — это когда показывают большой, тяжёлый, занудный и неинтересный сюжет. Раньше журналист, услышав о том, что он подготовил «кирпич», глубоко оскорблялся. Сейчас из этих ровных «кирпичей» складываются почти все новостные программы, и кажется, что журналисты сами изо всех сил стараются сделать их максимально одинаковыми и, соответственно, безликими.