В минувшее воскресенье к своему логическому завершению подошла довольно невнятная, на наш взгляд, агитационная кампания пяти политических партий, претендовавших на определённое количество мест в казахстанском парламенте. Костанайская «Наша Газета» могла бы поспорить с этим утверждением — на одном из избирательных участков корреспондент прямо над кабинками для голосования обнаружил недвусмысленный намёк на превосходство одного из участников предвыборной гонки. «Новый репортёр» рассказывает, о чём ещё сообщали казахстанские онлайн-СМИ своей аудитории в важный для современной истории день, и с какими трудностями им пришлось столкнуться.
10 января в седьмом часу утра, когда ещё ни один избирательный участок в Казахстане не распахнул свои двери, ленты некоторых новостных онлайн-порталов озарила скромная улыбка Аделины Алпамыс. Студентка университета Корё в Южной Корее стала первой, кто проголосовал на буквально только что стартовавших парламентских выборах, сообщило МИА «Казинформ». Спустя четыре часа госСМИ стало источать позитив по поводу качества выборного процесса — «организованно», «обстановка стабильная», «не выявлено никаких замечаний». Ближе к обеду пафос информационщиков достиг своего апогея: «Казахстан занимает первое место в плане стабильности и развития», — заявило «Казинформ» со ссылкой на авторитетное мнение советника турецкого министра окружающей среды и урбанизации.
К моменту выхода этой новости в Алматы на площади Республики СОБР уже час блокирует передвижение группы протестующих из движения Oyan, Qazaqstan и незарегистрированной Демократической партии Казахстана. С 11 часов утра на месте работают журналисты сразу нескольких медиа — «Vласти», HOLA News, «Радио Азаттык», «Sputnik Казахстан», ORDA, «Медиазоны». Все ведут live-трансляции у себя на сайтах и в социальных сетях. Информационное пространство страны существует будто в двух непересекающихся плоскостях.
В то время как Tengrinews.kz сообщает аудитории о том, что на выборы в Караганде не пустили мишек Тедди, «Vласть» отмечает факт задержания полицейскими не менее 30 человек в Алматы. В то время как Zakon.kz развлекает читателей фотографиями Гринча, Босса-молокососа и человека с синей головой, пришедших на выборы, ORDA пишет, что даже после падения на голову одной из активисток куска льда с крыши СОБР не разблокировал митингующих. В то время как BaigeNews.kz сообщает о том, что в Актау сняли на видео живописный «островок из уток», блокированные СОБРом протестующие выходят из оцепления спустя семь часов на морозе, подчёркивает «Медиазона».
Кроме ограничения свободы протестующих, журналисты в день выборов вынуждены были фиксировать незаконные действия правоохранителей и по ограничению работы СМИ. Так, в какой-то момент корреспондентов, работавших на месте митингов в Алматы, перестали выпускать из оцеплённого периметра. Репортёр «Радио Азаттык» в Нур-Султане сообщила, что в момент съёмки задержаний полицейский позволил себе выхватить из её рук телефон и удалить несколько кадров. В остальное время столичные корреспонденты вместо живых людей вынуждены были иметь дело с телеэкранами. С них представители МВД и Генеральной прокуратуры комментировали вопросы журналистов из чата, пользуясь возможностью не отвечать на уточняющие.
Другой проблемой для многих медиа стала публикация новостей. Интернет-журнал «Vласть» на протяжении почти 11 часов с небольшими перерывами подвергался DDoS-атаке. Редакция уже заявила, что при содействии коллег из Казахстана и других стран планирует «расследовать атаку настолько, насколько это будет возможно». «Уральская неделя» сообщила, что аккаунты двух журналистов издания были взломаны, с их страниц начали распространять видеоролики порнографического содержания. Алматинские журналисты на протяжении всего дня жаловались на отсутствие мобильного интернета: корреспонденту «Медиазоны» пришлось отходить на квартал от места митинга, чтобы передать редакции фотографии с Площади Республики.
С заметными трудностями столкнулись и те журналисты независимых изданий, которые день X решили провести на избирательных участках. Первой «жертвой» стал корреспондент «Радио Азаттык» Аян Калмурат, которого с применением силы вытолкали из одного из алматинских участков. Предлогом стало отсутствие у журналиста отрицательных результатов ПЦР-теста на коронавирус, хотя такого требования к работникам СМИ санитарным врачом не выдвигалось. В территориальной избирательной комиссии Алматы при этом заявили, что журналист якобы представился наблюдателем.
Свою порцию остракизма от той же избирательной комиссии получил и интернет-портал ORDA, опубликовавший фото пожилой женщины, которая закидывает в урну для голосования «предположительно пять или восемь» бюллетеней. Представитель алматинского избиркома назвала фотографию фейком, а другие СМИ — например, Zakon.kz — новость подхватили и растиражировали. В результате редакции пришлось делать отдельное заявление, указывать на то, что по существу фото даже не прокомментировали и просить коллег «предоставлять достоверную информацию и освещать происходящие нарушения и митинги в ходе выборов, а не заниматься перепостом необоснованных и сомнительных выпадов избиркома Алматы в сторону ваших коллег».
Знамя великой борьбы против фейков в день выборов подняли официальные СМИ. Со ссылкой на Stopfake.kz они уже с утра опровергли подлинность видео с запечатлённым вбросом бюллетеней. Чем была мотивирована такая «оперативность», не очень понятно — одного взгляда на скриншот хватило бы, чтобы заключить, что видео было сделано не в Казахстане. Ближе к вечеру перед пользователями социальных сетей и журналистами предстал Казыбек Шайх, назвавший себя «основателем сообщества борьбы с фейками и троллями в социальных сетях и мессенджерах». Мужчина пространно рассуждал о дипфейках, «здоровых» социальных сетях, ответственности СМИ и о том, что «ни один человек не может сам единолично выявить фейк».
Ответственные медиа, между тем, пытались обратить внимание на происходящее на избирательных участках. МИА «КазТАГ» пересказал историю обратившегося в редакцию мужчины, который заметил, как на одном из столичных участков неизвестный мужчина расписывается за избирателей в журнале. Корреспондент «Радио Азаттык» зафиксировала на видео, как член участковой избирательной комиссии в Умтылском сельском округе Карасайского района Алматинской области забрасывает в урну предположительно несколько бюллетеней одного цвета. «Уральская неделя» показала, как учителей в принудительном порядке записали в наблюдатели от одной из партий, пообещав педагогам финансовое вознаграждение (и так и не заплатив).
Упражняться в креативе в день выборов решились немногие. «Sputnik Казахстан» предпринял любопытную попытку объяснить уровень явки в Нур-Султане погодными условиями, а Tengrinews.kz решил, вероятно, сыграть на классовых различиях (как минимум в заголовке) и продемонстрировать, как проходили выборы в Алматы в Самале и за барахолкой. «Казинформ» решил проявить себя на аналитическом поприще и провёл в течение дня четыре часовых прямых эфира с экспертами. Sailau Talks-2021 в общей сложности набрали чуть больше трёх тысяч просмотров в Facebook.
Так, пока одни СМИ методично собирали экспертные комментарии о необычайной важности и пользе выборов для будущего страны, другие по девять часов стояли за спинами СОБРа, блокирующего протестующих. Журналисты некоторых СМИ, которые не присутствовали на площади, поддерживали коллег, распространяя информацию с мест событий. К сожалению, масштабы такой журналистской солидарности пока далеки от того, чтобы без труда доносить аудитории более-менее объективную картину происходящего. Пока казахстанское инфополе эклектично сочетает в себе госпропаганду и инфотейнмент: досрочно завершивших голосование 18-летних ребят-срочников и мультяшных героев с огромными головами.