На одной из недавних встреч президента Узбекистана с руководителями администраций районов столицы республики, председателями махаллей и молодёжью Юнусабадского района Ташкента одна чиновница предложила запретить разводы в течение двух-трёх лет после брака и ввести цензуру на телевидении. По мнению представителя махалли Юнусабад Нозимы Муслимовой, в стране высокий уровень разводов (статистика: за 2018 год на каждые 1000 граждан Узбекистана приходился один развод, в 2019 году — 0,9; за «пандемийный» 2020 год — 0,8).
Второе её предложение вытекает из малого количества духовных и множества различных (видимо, бездуховных) ток-шоу на телеканалах: «Программ, которые повышают знания и духовность молодёжи, мало. Все они посвящены кулинарии, свекровям и невесткам… Дошло до того, что есть программа «Ёр-Ёр», которая абсолютно не подходит узбекскому менталитету. Приходят девушки, предлагают себя, парни смотрят и выражают своё мнение, возьмёт ли в жёны, отправит сватов или нет», — сказала она.
Телепередача Yor-Yor («Ёр-Ёр» — припев из традиционной свадебной песни) — аналог российской программы «Давай поженимся!». Узбекская версия намного моложе российской, ей всего 2,5 месяца: она выходит в эфир телеканала Zo’r TV со второй половины ноября прошлого года.
Медиакритик «Нового репортёра» Навруз Хуррамов выяснял, действительно ли эта программа похожа на свою российскую «сестру»?
Немного истории и опыт Казахстана
Программа «Давай поженимся!» вышла на «Первом канале» летом 2008 года и быстро стала популярной. Зрителям интересно было слушать рассуждения о выборе брачных партнёров и дивиться разнообразию вкусов и предпочтений гостей студии. В каждом выпуске на руку и сердце главного участника (или участницы) претендуют три соперницы (или соперника). В финале главный герой (или героиня) должен(на) выбрать одного из претендентов или не выбрать никого.
Разумеется, не каждый участник шоу «Давай поженимся!» в действительности ищет себе пару: целью многих является пиар. Для ещё не примелькавшихся на экране гостей это шанс попасть в поле зрения различных продюсеров, а для состоявшихся звёзд — способ напомнить о себе.
В оригинальном формате передачу ведут три женщины: «модератор» Лариса Гузеева и сваха Роза Сябитова по очереди изображают доброго и злого «полицейских», сурово допрашивают женихов и невест, задавая им каверзные вопросы. В отличие от них астролог Василия Володина всегда приветлива с участниками.
Спустя год после запуска проект «Давай поженимся!» пришёл на украинский медиарынок, а в 2011 году казахстанский телеканал КТК запустил франшизу и у себя. Она просуществовала три года, в 2014 году закрылась. За это время в ней приняло участие около 2000 человек, из них образовалось только 17 супружеских пар. То есть всего 34 человека из 2000 нашли себе спутника жизни с помощью этой программы. Короче, статистика не впечатляет.
Причины закрытия казахстанского проекта ведущие объяснили закономерностью жизненного цикла любой программы и тем, что «Давай поженимся!» пережила свой пик, зрительский интерес начал падать. Но только ли «закономерным жизненным циклом» объясняется это самое «падение зрительского интереса»? Ведь в России программа до сих пор благополучно выходит в эфир.
В конце того же 2011 года, когда проект был запущен на КТК, в казахстанской версии программы «Большая разница» (шоу пародий) показали пародию на казахстанскую же версию «Давай поженимся!», адаптированную к традициям, обычаям и вообще местному менталитету. Перед роликом Александр Цекало спросил Ивана Урганта (оба ведущие), как он относится к программе «Давай поженимся!» в Казахстане. Ургант ответил:
— Я отношусь отрицательно, объясню, почему: прежде чем выпускать на экран шоу «Давай поженимся!», надо сначала выпускать шоу «Давай познакомимся!», потом шоу «Давай познакомим родителей!», потом уже «Давай сделаем құдалық!» (казахский обряд сватовства, прим. ред.), потом «Давай сделаем сырға салу!» (букв. «надеть серёжки», окончательный договор между сватами, прим. ред.) и только потом уже шоу «Давай поженимся!».
Это была шутка, но в ней есть доля правды. Насколько эта правда как фактор сыграла роль в снижении интереса со стороны телезрителей к казахстанской версии «Давай поженимся!», судить трудно. Но вернёмся к самой пародии под названием «Давай құда түсейiк!» (құда түсу — почти то же, что құдалық, прим. ред.). В ней «невеста» и «жених» приходят в студию с многочисленной роднёй, включая родителей, дядей и тёть, родных и двоюродных братьев и сестёр и так далее. Обе стороны бурно обсуждают — на каких условиях сторона невесты готова выдать ее замуж, на каких условиях сторона жениха готова принять её. Молодым никто слово не давал, только в конце сюжета, когда стороны договорились обо всём, жених возмутился: «Может, вы меня хотя бы спросите, хочу ли я на ней жениться?» В общем, это была добрая пародия.
Программа Yor-Yor
Судя по заставке, другому названию и отсутствию соответствующего уведомления в титрах, Yor-Yor — это не франшиза. А именно аналог. Несмотря на множество отличий от российской версии, сходств тоже немало. Например, количество ведущих: их здесь тоже три. Но в целом узбекское шоу очень сильно адаптировано к местным обычаям, традициям, менталитету.
Несмотря на то, что ведущих тоже три, у них иные, чем у российских, функции. Главная в тройке — Мухаббат Хамроева, она в целом координирует процесс, задаёт вопросы участникам и их сопровождающим, ведёт дискуссии. И, стоит отметить, хорошо справляется с этой ролью. Вторая ведущая также постоянная — Омина Каримова, к ней обращаются «Ҳожи она» (почётное звание мусульманина, совершившего обряд хаджа в Мекку). Она даёт советы и наставления участникам (как правильно выбрать критерии для поиска второй половинки, расставить акценты) по выстраиванию прочных отношений не только с супругом, но и с членами его семьи, как вести себя в различных ситуациях в семейной жизни и так далее. Третий ведущий меняется: в первых четырёх в этом качестве выступала Умида Усмонова, но затем на эту позицию стали приглашать мужчин (Тўрамирза Жабборов и Тўхтамурод Азизов — поочерёдно). Их задача — не только «экзаменовать» женихов, но и давать им советы и наставления по семейным вопросам.
Интерьер студии выполнен в национальном стиле. Ведущие передачи принимают участников как бы на веранде, расположенной в центре зала. Стены, стойки веранды и прочие элементы украшены восточными орнаментами. Чайник и пиалы на столе, за которым принимают претендентов и их сопровождающих, также символизируют местные обычаи.
В программу приглашаются один потенциальный жених и трое девушек-претенденток на роль невесты. И так во всех выпусках, никакого гендерного равновесия. Это ещё одно существенное отличие от российской передачи. А прижился бы такой «гендерный баланс» в узбекском варианте? Могли бы продюсеры хотя бы иногда набирать троих претендентов на одну невесту, готовых публично конкурировать за её руку и сердце? Скорее нет, чем да. Хотя в реальной жизни бывает, что на благосклонность завидной невесты претендуют несколько женихов, но в патриархальном обществе это случается не так уж часто. Поэтому даже если авторы программы и попробуют устранить гендерный дисбаланс, общество, скорее всего, воспримет это как попытку «европеизации» проекта. Это мало того что будет смотреться неправдоподобно, но и, скорее всего, негативно отразится на рейтингах шоу.
Главные герои приходят в студию в сопровождении старшего (с багажом жизненного опыта) родственника — как правило, женского пола. Зачастую это тётя. После представления жениха, краткой беседы с ним и с его тётей жених удаляется за кулисы в специальную комнату и наблюдает за происходящим в студии на экране монитора. Тётя же остаётся с ведущими. То есть жених никогда не встречается с претендентками лично! И этот факт вполне соответствует ментальности, привычному в узбекском обществе порядку вещей. Далее начинаются смотрины — претендентки поочерёдно приглашаются в студию. Смотрины невест также соответствуют тому, что происходит в реальной жизни, они как минимум не противоречат обычаям, традициям, только в реальности этот процесс растянут во времени, а в передаче всё происходит гораздо быстрее.
Стиль и манера общения ведущих контрастируют с тем, что наблюдается в оригинальной версии передачи на «Первом канале»: нет выпадов, суровых допросов и каверзных вопросов. Во время беседы «женихов» и «невест» не обижают и не задевают, дают советы и наставления — где это необходимо. Шуточный тон разговора в стиле «с юмором о серьёзном» с элементами импровизаций заменяет «остроту», создаваемую ведущими «Давай поженимся!», и тем самым обеспечивает смотрибельность передачи Yor-Yor.
У программы есть недостатки: к примеру, в ней мало внимания уделяется личности будущего мужа; кого рядом с собой хотят видеть потенциальные невесты, каковы должны быть качества их избранника, характер? В финале «жених» должен либо выбрать одну претендентку, с которой он готов познакомиться уже лично, либо не выбрать никого из них. И он делает выбор, основываясь на том, что девушка в студии рассказывает о себе, как отвечает на вопросы ведущих и его старшей родственницы. Но у самих девушек не спрашивают, какой муж нужен им. Таким образом авторы программы как бы дают понять, что мнение на этот счёт потенциальной невесты их интересует в меньшей степени.
По содержанию Yor-Yor скорее соответствует шоу «Давай познакомимся!» из шуточного высказывания Ивана Урганта, нежели «Давай поженимся!». Эта концепция вполне соответствует узбекскому и вообще восточному менталитету, а потому у программы хорошие рейтинги и мало критиков. Учитывая, что технически она сделана на хорошем уровне, можно ожидать, что у передачи будет долгая жизнь.