В телепространстве страны карагандинский «5 канал» появился в 1994 году. Как и на многих «кнопках», упор здесь делается на новостях; это неудивительно, ведь именно новости — самый востребованный формат из линейки ТВ. Что интересно, целевую аудиторию на своём сайте канал определяет как «социально активные жители Казахстана с более высоким уровнем образования и дохода», то есть, проще говоря, «мы — для умных и богатых». Какова доля таких зрителей, статистика умалчивает, но при этом канал «занимает ведущие позиции на рынке телевещания». Как это людям удаётся?
Новости регионов: а где же человек?
Далеко не все наши даже крупные телеканалы имеют разветвлённую и развитую корреспондентскую сеть. Сейчас трудные времена, и все вынуждены экономить: штат в регионах сокращают, а в иных местах оператор и снимает, и пишет… Да и раньше на центральных каналах с задачей всестороннего и глубокого освещения событий в регионах не всегда справлялись. Причина одна: они не знают информационных потребностей областного жителя.
Есть и другой немаловажный фактор. Следуя за зрителем, мы забываем о другой тенденции: мы ведь не только делаем эфир, мы делаем и зрителя. А уж с этой задачей может справиться только региональное ТВ. Может быть, такое, как «5 канал»?
Конечно, и по жанровой подаче областной новостной контент должен отличаться, тяготеть к размеренному повествованию… Но классических подходов никто не отменял. В основе любого сюжета должна быть новость, и эта самая новость должна быть сформулирована в лиде и озвучена ПЕРВЫМ предложением. И не надо её размазывать по всему тексту или прятать поглубже!
Вот сюжет «История в документах». Повод юбилейный и очень скучный, но надежда на интересную подачу была… до первых слов из уст ведущей.
Начинается так: «История в документах. Филиал по угольной отрасли государственного архива был создан 1 января 2001 года. И в этом году отмечают 20-летний юбилей. Несмотря на небольшой возраст, в нём накопили уникальные и ценные документы по личному составу отрасли всей Карагандинской области». Теперь уныние овладевает зрителем полностью.
По закону нашего новостного жанра первой должна прозвучать концентрированная новость. Правда, тут и концентрировать-то нечего. Например: «Ровно 20 лет тому назад был создан филиал госархива по угольной отрасли. На пожелтевших листах за чернильной строкой судьбы людей — жителей всей Карагандинской области…»
Ошибки в небольшом сюжете имеются.
«Несмотря на небольшой возраст…» Возраст — это период жизни живого существа. Архив, как известно, существительное неодушевленное. Рекомендация: «Для хранилища документов, конечно, совсем немного».
«Архив угольной отрасли, следуя веянию времени, в последнее время переводит документы в цифровой формат». «Следуя веянию времени» — штамп. Ну и тавтология.
Сюжет открывается довольно пространным синхроном руководителя о том, что архив имеет большое значение. Наиболее информативен второй его синхрон, которого и достаточно. Есть и ещё одна героиня — тоже директор. Она тоже дважды появляется на экране. Такой сюжет был бы интересен только при одном условии: если бы рассказал об интересной судьбе человека, имя которого — за сухим номером архивного документа. Например, как в материале КТК о фронтовом письме.
В подаче материала на «Пятом» есть безусловный плюс — это верное паузирование и интонирование, которое в основном соответствует сложившейся литературной норме. И ещё у автора Ирины Вабищевич низкий голос с баритональными нотками. Это очень редко встречающееся явление. Такой тембр при правильной речевой организации комфортен для слушателя.
Синхрон — это не всегда хорошо
В сюжете «Сроки сдачи опять переносятся» информационный повод снова спрятали куда-то в середину сюжета.
Лид заключается в предложении: «Жители четвёртого дома Трилистника в очередной раз решили напомнить о себе и о своих бедах». И опять очень большой синхрон — больше двух минут говорит исполняющий обязанности руководителя отдела (в титре почему-то с прописной буквы) строительства акимата города. Причём синхрон без видео интервьюируемого завершает материал. Можно закончить сюжет и синхроном, и стендапом, если они композиционно, текстологически и эмоционально оправданы. И если они качественные по звуку. Здесь же две трети его нужно было вынести за кадр как авторский текст.
Когда смотришь региональные новости, хочется увидеть какую-то сельскую человеческую историю. Такие есть в эфире «5 канала». К примеру, история о матери-кукушке.
Конечно, не хватает видео с биологической матерью ребёнка, дома и тех условий, где он будет по закону жить. И это нужно прежде всего для объективности сюжета. Не всегда получается снять вторую сторону, но озвучить причину — например, отказ от видеоинтервью — нужно обязательно.
«Правильный» ковид
Совсем немного новостей про ковид. И в этом есть свой резон. Во-первых, эти новости уже давно перестали быть сенсационными — даже, собственно, новостными сообщениями; во-вторых, информацией о COVID-19 уже захлёбываются другие СМИ: и карагандинские, и центральные — с их графиками, «цветной» статистикой, открытием-закрытием ТРЦ…
Коронавирусная пандемия в материалах новостной службы «5 канала» в последнее время остаётся лишь фоном. К примеру, материал о враче, которая подала в суд на Минздрав.
Или о том, почему так дорого хоронить умерших от коронавируса? Сюжет, безусловно, необоснованно расширен. Предыстория звучит как самостоятельная тема о людях, попавших в больницу и находящихся там без подтверждённого диагноза. Это серьёзная проблема, и в такой подробной подаче в начале тематически иного сюжета она неуместна, требует отдельного материала.
И ошибки. Опять тавтология. «Руководство больницы ответило в официальном ответе, что у бабушки был коронавирус, но помимо ещё нескольких тяжёлых заболеваний».
Чтобы избежать тавтологии и многих других ошибок, прочтите сюжет вслух.
Заодно поработаете над интонированием.
Криминал и инструкции
Своеобразна подача криминала на «Пятом». Это самый рейтинговый сегмент новостного контента на любом канале. Сообщения хроникального характера, часто сопровождаемые оперативным видео департамента полиции, как правило, очень динамичны в силу их событийности. Но на «5 канале» подачу несколько смягчили, информативную функцию заменили профилактической. Например, в сюжете о так называемых автоподставах — целая инструкция о том, как не попасть в такую ситуацию, и что делать, если это случилось.
Это не наш жанр. Может, есть смысл поискать настоящих пострадавших? Если уж заявили в предсюжетном тексте «действительно, их (таких случаев — А. Н.) стало больше», где тогда статистика? И почему не высказались полицейские и страховщики?
При всех изъянах — композиционных, орфоэпических, лексических — безусловный плюс новостей «5 канала» — их тематическое разнообразие. Но очень важно учитывать, что информационное многообразие предполагает и многообразие форм.