Короткометражка «Шокан»: урок от поколения до 30

0
68

Чем может удивить художественная короткометражка? Многим: от идеи, её решения до восторженного приятия её казахстанским зрителем. Фильм «Шокан» стал явлением в мире медиа 2021 года. Почему? На этот вопрос попытался ответить медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов.

В январе этого года на YouTube-канале Astana Hub был выложен 23-минутный фильм ШОҚАН. Сюжет таков: в далёком будущем со всеми его технологическими наворотами идёт урок истории. Учитель в режиме виртуальной экскурсии рассказывает о голодоморе в казахской степи 30-х годов ХХ века. Деталями и точными знаками авторы фильма передают ужас и отчаяние гибнущих людей. Один из учеников, Шокан, замешкавшись возле юрты, принимает девушку Айшу за актрису, работающую в этом учебном сюжете. Но из-за технического сбоя мальчик попадает в реальное прошлое, из которого ему предстоит снова вернуться в будущее, а потом опять перенестись в 30-е, чтобы спасти шоколадками и питательными капсулами Айшу и её близких. Зрителей также ждёт и условно неожиданная, но трогательная развязка.

Фильм снял Куаныш Бейсеков, известный также как Kuka, он же написал и сценарий. Для него, персонажа топа «30 моложе 30», это дебютный фильм, а прежде он был известен как режиссёр и продюсер проекта «Шоу Ирины Кайратовны».

Невыносимая лёгкость простоты

Возможно, успех всего лишь (на первый взгляд) сентиментальной короткометражки пока ещё не такой яркий, как у «Ирины Кайратовны». Но о «Шокане» уже заговорили, в комментариях его хвалят представители всех поколений. Помимо исторической злободневности и продуманной художественной формы, это редкое в своей искренности высказывание молодых о прошлом страны. И оно совпало не только с настроениями казахстанского зрителя, но и с эстетическими вкусами современной публики, которая за последние три десятилетия устала от лжи и пафоса околоюбилейных и исторических сюжетов от «взрослых» творцов.

Посыл создателей фильма прост: надо помочь страждущему. Детский жест доброты оказывается спасительным, а его экранное предъявление трогает и волнует зрителя. Кстати, редкие фильмы из рекомендованных для использования в нашей образовательной практике способны столь точно задевать чувства и эмоции. Возможно, поэтому многие комментаторы в YouTube предлагают показать его школьникам.

Предыстория

Фильм «Шокан» в плане закрученности сюжета и технического решения пока единственный в своём роде в Казахстане. Но к самой теме голодомора обращались довольно часто: это и цикл «Дорогою людей», «Неизвестные факты о голоде в Казахстане. Часть 1», и фильм Досыма Сатпаева «Откочевники мёртвой степи». Была ещё в 90-х документальная повесть Валерия Михайлова «Хроника великого джута», а затем и постановки на её основе. Были солидные научные монографии западных учёных: например, Сара Камерон, «Голодная степь: голод, насилие и создание советского Казахстана».

Конечно, сравнивать разные формы предъявления одной темы не вполне верно, но можно попробовать. На мой взгляд, все прочие форматы произведений о голодоморе были тяжеловесными, предназначенными только для специфической аудитории. «Шоқан» может быть интересен и школьнику, и взрослому, знающему историю своей страны, или думающему о ней, или впервые о чём-то услышавшему. Причём это удаётся режиссёру безо всякого рода дополнительных инструментов: закадрового текста, прямолинейных пафосных выводов.

В предисловии к фильму обещано раскрыть «влияние голодомора на генетический код нации». Об этом же заявляет в фильме учитель из будущего: голодомор повлиял на психологию двух-трёх поколений. Эта идея пока в социальной психологии и массовом сознании казахстанцев толком не обозначена, но она давно там витает.

Интонация и стилистика

Фильм трогает точностью стилистических решений, что в нашем кино и документалистике нечасто встречается. «Шоқан» эстетически насыщен — но не столько действием, сколько эмоциями и знаками. Нельзя не отметить гармоничное существование в кадре главных актёров — детей. Взрослые в этом фильме — скорее символические фигуры: суровый, но мудрый учитель и любящая мать главного героя. Дети-актёры, как это и подобает ученикам из будущего, несколько отстранены при проговаривании учебного материала, но они «оживают», когда в сюжете происходит разворот к прошлому.

Конечно, зрители могут обнаружить в кадрах короткометражки стилистику американских фантастических фильмов о будущем, но это скорее пародируемый фон, который ни к чему не обязывает и особо не задевает. Отдельного замечания заслуживает визуальная драматургия: синие и холодные тона будущего противопоставлены серо-бурому фону казахской степи 30-х годов. Как результат рождается тот простой кинематографический образ, который понятен человеку нашего времени.

Фильм создан на казахском языке, диалоги звучат просто, точно, порой трагично. Несколько озадачивают субтитры на русском. Дело не столько в многочисленных мелких небрежностях или орфографических и синтаксических ошибках. Используемый в титрах перевод на русский язык настолько шаблонен и пуст, что смазывает впечатление от просмотра.

«Шоқан» рождает в зрителях чувство сопереживания и близости к героям фильма — Шокану из будущего и Айше из прошлого. Что и должно делать искусство. Именно сопереживанием, видимо, объясняется успех короткометражки: более 163 000 просмотров за месяц на YouTube.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь