3 мая мы вместе со всем миром отмечаем День свободы печати. А как со свободой слова и соблюдением прав журналистов обстоят дела в странах Центральной Азии? Internews поговорил с Каримом Бахриевым, медиаюристом, преподавателем и председателем Общественного совета союза журналистов, чтобы понять, с какими трудностями сталкиваются журналисты и какая работа проводится в Узбекистане, чтобы улучшить ситуацию.
— Права человека универсальны и взаимосвязаны, обеспечение одних в отрыве от других прав и свобод невозможно. Поэтому так важно говорить о правах журналистов. Именно журналисты и СМИ делают возможным защиту других прав, обсуждая нарушения и проблемы в обществе, ведя диалог в обществе и способствуя вынесению нужных решений.
У журналистов был низкий уровень юридической грамотности, но частые тренинги и семинары, правовые клиники и консультации его подняли. Они знают уже законы и тонкости правоприменительной практики, но в них ещё сидит неверие в объективность и беспристрастность судопроизводства.
СМИ редко обращаются в суд для своей защиты. Тому причиной вышеназванное неверие, а также несовершенство законодательства. До сих пор нет нормы, статьи, наказывающей за давление на журналистов, за цензуру. Но прецеденты обращения в суд есть.
Сейчас журналисты начали писать о проблемах. Новый глава государства не устаёт повторять, что медиа помогают в его политике открытости. Приняты важные законы по борьбе с коррупцией, по общественному контролю, где одним из субъектов являются СМИ, частично декриминализирована диффамация, обсуждаются новые проекты Гражданского кодекса с нормами по защите изображения личности и Уголовного кодекса с нормой о наказании за воспрепятствование деятельности журналистов и статьёй о распространении ложной информации, сводившей на нет все позитивные шаги по декриминализации диффамации.
Международные партнёры обучают журналистов медиаграмотности, чтобы повысить правосознание и журналистов, и блогеров, и чиновников. Есть ряд неправительственных организаций, создавших юридические клиники (консалтинг-центры), в том числе и для журналистов и блогеров. Я работал в таких проектах, мы принимали журналистов и блогеров шесть дней в неделю и консультировали их. Также мы проводили семинары. Сейчас у проекта нет финансирования, клиника продолжает работать только онлайн на добровольной основе.
Юридическая клиника Министерства юстиции консультирует всех граждан, в том числе и журналистов. Конечно, медиаправо имеет свою специфику и свои особенности, но эта клиника старается работать и в этой области. Недавно они провели семинары для журналистов, блогеров и работников пресс-служб в Каракалпакстане и в Навои и продолжают эту работу. Глава Агентства информации и массовых коммуникаций тоже анонсировал намерение открыть юридическую клинику для консультаций журналистов и блогеров по вопросам медиаправа.
Консультации более или менее возможны, приносят пользу, но нет проектов по адвокатской защите. Юристов в редакциях СМИ нет, это могут позволить себе крупные сайты или информационные агентства, но даже там они по большей части не медиаюристы, а юристы хозяйствующих субъектов. Я считаю, что необходимо создать фонд для обеспечения журналистов и блогеров адвокатами в случаях судебных разбирательств.
У организаций по защите прав СМИ ещё много работы впереди, но вдохновляет и обнадеживает тот факт, что в Центральной Азии всё-таки предпринимаются шаги для защиты свободы слова. Самое главное, что люди в целом, а не только журналисты, обеспокоены доступом к информации, возможностью озвучивать проблемы. Всемирный день свободы печати даёт нам возможность признать наши достижения на сегодняшний день и подумать про работу, которая ещё впереди.
Читайте подробнее о ситуации в Казахстане и Таджикистане.
Материал подготовлен в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая реализуется Internews при поддержке USAID.