На этой неделе в Чарынском каньоне погибли люди, но не все аналитические программы посчитали, что это для них — информационный повод. Про ситуацию в Беларуси рассказали многие, но в основном коротко.
Президент говорил в ООН об экологии, но критически к этому тоже не подошёл никто: говорил — и молодец.
Зато разброс «эксклюзивных» материалов был хорош: от клещей до выделенки и удалёнки.
«Большие новости», КТК
Программа началась с рассказа о трагедии в Чарынском каньоне и двоих погибших туристов в Туркестанской области.
За четыре месяца в Казахстане привили 5,5 % населения — сообщает ведущий Алексей Рыблов. А далее поясняет, как на самом деле умело власти играют этими цифрами в отчётах и докладах (ниже вы сможете прочитать, как, например, «Хабар» гордится даже НАМЕРЕНИЯМИ власти привить больше половины населения страны). Вообще в блоке много интересной информации, в том числе по скидкам, которые различные салоны красоты, боулинги и кинотеатры предоставляют тем, кто вакцинировался.
«Ксения Поляница — о минских «залётах»» — так анонсируют «Большие новости» следующий сюжет о том, что происходит в Беларуси и как это повлияет на Казахстан. Хороший, сбалансированный и информационно насыщенный сюжет, но про последствия для Казахстана хотелось бы услышать больше и более развернуто, чем пара предложений/предположений от Досыма Сатпаева (раз уж взялись за эту тему).
Казахстанские чиновники, наконец, решили, как и весь цивилизованный мир, называть людей с инвалидностью не «инвалидами», а «людьми с инвалидностью», об этом следующий сюжет. А точнее — «о помощи не словом, а делом», говорят в подводке. Сюжет Ирины Криштоп хорош всем. И в титрах показали телефон, по которому можно помочь матери, у которой двое детей с инвалидностью: один — с потерей слуха, другой — с синдромом Дауна.
Итоги учёбы на удалёнке подводила Ардак Мауина. Хороший крепкий сюжет про то, как прошёл для наших детей учебный год 2020–2021. Особенно интересным было противопоставление: вот дети заканчивают год на побережье Турции; а вот девочка пытается сделать то же самое за компьютером в Уральске. Кстати, непонятно, почему журналисты до сих пор не задали чиновникам простой вопрос: а детей хоть когда-нибудь прививать будут? Ведь вот, например, на Западе уже прививают. У нас так много говорят с гордостью — мол, свою вакцину создали. А что дети? Они у нас, выходит, как крысы — переносят инфекцию и всё?
«7 кун», «Хабар»
Программа начинается с темы экологии и высказываниях о ней обоих президентов. На эту же тему и первый сюжет: про экологию Касым-Жомарт Токаев говорил с правительством. Подход журналист выбрал привычный для «Хабара»: не через людей, не через конкретные факты, что надо сделать для улучшения экологии (и что уже, например, было сделано), а лишь через риторику главы государства, как мы опять планируем сократить и достичь того-то и того-то. Хотя, простите: вот же говорят о том, что Казахстан сделал? А, нет, под словом «сделал» скрывается «разрабатывает концепцию» и чего-то там ратифицировал. Но в сюжете (про экологию!) не появляется ни один эколог, который говорил бы об этом — хотя бы о бесконечной экологической показухе наших властей, которые оперируют привычно исключительно глаголами будущего времени. Зачем эколог, когда есть президент. Зачем в журналистском материале критика, когда вот вам всё пообещали же.
Следующий информационный блок тоже страдает от отсутствия баланса: гендиректор ВОЗ хвалит Казахстан за НАМЕРЕНИЯ вакцинировать 55 % населения республики, но авторы даже не попытались прикинуть: а получится ли? А если нет, то почему?
Анна Абрамова сделала сюжет о людях, которые недовольны тем, как реализуется программа «Енбек» по переселению жителей южных регионов на север, в данном случае — в СКО. Сама Абрамова вряд ли лично наведалась в это село, где рядком стоят страшные, пострадавшие от суровой северной зимы домишки с потёками и строительной пеной на стенах. Есть несколько синхронов местных жителей: то у них покосилось, это протекает, жалуются они. Но это только слова: ни в один дом оператор с журналистом (который, вероятно, не был Анной Абрамовой) не зашли и ничего покосившегося и протекающего не сняли. Зато очень много разнообразных оправданий от местных властей: мол, люди сами приехали, зная о трудностях, да и работать не хотят. В целом сюжет получился не о том, как тяжело жить народу: акцент умело сделан на том, что это ПРЕЗИДЕНТ узнал об их трудностях, и вот теперь им помогают.
В деле Astana LRT вынесены первые судебные приговоры — об этом следующий сюжет. Он хороший, с бэкграундом, сбалансированный, с уместным стендапом, есть интересный и опять же уместный опрос людей на улицах (причём отдельно два опроса: один — среди тех, кто живёт рядом с несостоявшейся пока надземкой, и второй — просто жители Нур-Султана).
Амир Саменбетов в следующем сюжете рассказывает о завершении льготных государственных ипотечных программ «7-20-25» и «Баспана хит» и о том, как это повлияет на рынок недвижимости. В сюжете очень много цифр, в которых легко запутаться, но нет ни одного героя, на примере которого было бы так просто объяснить: как именно работали (и вообще-то пока ещё работают) две вышеупомянутые программы. Предполагается, видимо, что это по умолчанию известно всем зрителям; но это не так. Ведь как было бы хорошо если бы нам показали человека, который тоже при помощи цифр, но совсем других, нам «на пальцах» бы объяснил: я зарабатываю столько-то; если бы не программа, отдавал бы за ипотеку столько-то; а из-за программы отдаю столько-то; вот столько у меня остаётся на жизнь. Это было бы и наглядно, и интересно! Вместо всех этих общих миллиардов тенге и общих квадратных метров. По мнению авторов сюжета, после завершения программ под нужды населения придётся подстроиться коммерческим банкам. Но ни один эксперт это мнение не подкрепил (даже наоборот), никакого исторического примера нам тоже не привели.
31 мая в Казахстане отмечают день памяти политрепрессированных. Об этом — заключительный сюжет программы «Дети Алжира». «Алжир» — «Акмолинский лагерь жён изменников Родины». И если в таком сюжете многочисленные штампы вроде «суровые степные зимы», «через его застенки прошли», «истосковавшиеся по обычному человеческому счастью», «не отразилась на жизни жены», «засекреченность ряда архивов» смотрятся плохо, но даже как-то ожидаемо, то жуткое безграмотное слово «осУждены», произнесённое Айгуль Амантаевой, в сюжете на телеканале «Хабар» на такую тему просто непростительно.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
Первый сюжет выпуска называется «Мелкие убийцы». Вы же тоже сразу поняли, что автор будет говорить о клещах? Материал начинается незатейливо. Синхрон: девушка, сняв с себя клеща, поехала к врачам, закадровый текст: «Обратиться к врачам — это правильное решение»; синхрон: мужчина, сняв с себя клеща, никуда не стал обращаться, закадровый текст: «А вот излишняя самонадеянность может быть крайне опасна». В целом это хороший материал-инструкция, после которого становится понятно, как не допустить укуса клеща, и что делать в случае укуса. Есть даже красивая инфографика: вот клеща сравнивают со спичечной головкой, а вот показывают, какие места на теле предпочитает это насекомое. А в конце материала ещё и инфографику по областям приводят.
Второй сюжет рассказывает о новых правилах поступления в колледжи. Есть мнения всех сторон: и абитуриентов, и профориентаторов, и сотрудников колледжей, и чиновников. В сюжете грамотно критикуется новая система поступления в колледжи, описывается, какие сложности, вероятно, возникнут у тех, кто бесплатно в этом году поступит. Это также полезный материал-инструкция: даже даётся рекомендация начинать профориентацию в 5–6 классах.
Третий сюжет называется «Забрать и поделить», его автор — Адиль Балтабаев. Журналист критически оценивает предложение об отмене выделенных автобусных полос. Автор приводит опыт Москвы, где отменили, а потом пожалели об этом и вернули. В сюжете много коротеньких синхронов: есть мнения водителей, пассажиров, водителей автобусов и скорой помощи. И даже показан сайт электронного правительства, где под этим предложением начали добавлять однотипные одобрительные комментарии. Сюжет заканчивается стандартным, но от этого не менее эффектным журналистским экспериментом: на автобусе и автомобиле доехать из одной точки в другую и засечь время. Авторы сюжета честно сказали, что автомобиль приехал на 11 минут раньше, но автобус при этом 15 раз останавливался и перевёз 100 человек, а не одного, как машина.
Следующий сюжет приурочен к 31 мая — Дню памяти жертв политических репрессий. Ведущая в подводке говорит: «Тяжёлый сюжет получился, но его надо посмотреть». Пожалуй, да. Процитируем только одну фразу: «Реабилитация вернёт честное имя, но не здоровье, время, жизнь».
Выпуск завершается сюжетом о 1997 годе, цикл приурочен к 30-летию Независимости Казахстана. Три главных события, на взгляд авторов сюжета: новые нацкомпании, продолжается приватизация крупных объектов, месторождений полезных ископаемых, в Казахстане — новый главный город страны. На этот раз спикер — Кайсар Омаров, в 1997 году первый заместитель акима Акмолинской области. Интересующийся зритель, увидев крупным планом депутатский значок на лацкане пиджака, погуглит и узнает, что сейчас он — депутат Мажилиса парламента РК. Сюжет заканчивается фразой: «Я здесь родился и надеюсь здесь умереть».
Apta, QAZAQSTAN
Программа началась новостью поисках пропавших на горах Туркестанской области и о сходе селя в Чарынском каньоне.
Казахстан — одна из самых энергоёмких стран в мире. На прошлой неделе глава государства провёл совещание по вопросам развития электроэнергетической отрасли. Это совещание стало инфоповодом для сюжета о развитии альтернативных источников энергии в республике. Получился протокольный сюжет с синхронами Токаева.
Что такое реновация? В Алматы планируется снести старые дома и построить новые. Авторы сделали материал с ужасающими кадрами, как люди живут в старых домах, в том числе таких, которым уже более ста лет. Есть комментарии от представителей всех сторон.
В Мангыстауской области акимат требует от 72 предпринимателей вернуть земли, так как они получили их без аукциона. Они открыли там бизнес и работают. Материал сбалансированный.
Курьеры вышли на забастовку на прошлой неделе, но Apta сделала об этом сюжет только сейчас. Хотя он получился подробным и информационно насыщенным.
Потом перешли к официальной статистике по COVID-19, коронавирусной пневмонии, вакцинации. Затем — о Беларуси. Ситуацию комментировал казахстанский политолог.
31 мая — День памяти жертв политических репрессий и голода. К этому дню выпустили трёхтомную документальную хронику «Ашаршылық. Голод». Говорили и о других книгах, написанных о репрессии и голоде в казахской степи. А гостем рубрики «Apta қонағы» стал депутат Мажилиса Берик Абдигалиулы.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.