«Опять эти юродивые с ТВ2 приехали». Виктор Мучник про информационную журналистику

0
18

26 мая стартовал онлайн-тренинг «Базовые навыки журналистики». В пятидневном интенсиве участвуют начинающие журналисты, студенты и выпускники факультетов журналистики из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Обучение проходит на русском языке с переводом на казахский, таджикский и узбекский.

Онлайн-тренинг открыла увлекательная лекция историка, журналиста, медиатренера, главного редактора Агентства новостей ТВ2 Виктора Мучника (Россия). Тема лекции: «Журналист: нейтральный наблюдатель или активный участник событий?». Опытный редактор, создатель легендарного томского телеканала, а сейчас руководитель одноименного информационного агентства рассказал, что такое информационная журналистика.

1. Моя первая и вторая профессии похожи: суть работы историка и журналиста — рассказывать истории, при этом критически относясь к источникам. Геродота называют отцом истории; думаю, что он и отец журналистики. У него были отличные истории… правда, фактчекинг иногда хромал. В русском языке слово «история» — многозначное. Истории не только рассказывают, но в них и участвуют. Говорят: со мной случилась история, я влип в историю.

2. Главный принцип журналистики — никогда не ставить себя в центр сюжета, не рассказывать о себе. Но при этом журналист всегда рассказывает о чём-то, во что он вовлечён. Когда случилось дело Ивана Голунова (в июне 2019 года журналисту издания «Медуза» подкинули наркотики, его задержали, общественность встала на его защиту), то после его освобождения главред издания Иван Колпаков сказал: «Наша позиция: мы отбили нашего парня, всем огромное спасибо. Это общая победа, результат невероятной кооперации людей. Но активизмом мы не занимаемся и не хотим быть героями сопротивления, простите». Чем авторитарнее власть, тем журналистика ближе к активизму. Ещё 15 лет назад я бы сказал журналисту, который вышел пикетировать в суд: «Твоя задача рассказать о пикете, а не быть пикетчиком». А здесь и сейчас журналист волей-неволей становится активистом.

3. Символ нашей телекомпании — кошка, которая гуляет сама по себе, символ независимости. Важно, чтобы в обществе были  независимые СМИ и журналисты. История нашей телекомпании ТВ2 началась в 1991 году, а закончилась 8 февраля 2015 года. Раньше мы верили, что надо помогать хорошим парням, у которых хорошие представления о будущем, бороться с плохими. Сейчас мы ни с кем не дружим, никому не помогаем. Просто рассказываем истории, как это было. Важно, чтобы журналистика была объективной, это возможно, когда есть проверка информации, критика источника. В каждой истории несколько правд, а не одна.

4. Фотография наглядно показывает, что абсолютной объективности не существует. Объективность зависит не только от ракурса, но и от контекста.

5. Главный инструмент журналиста в наших краях — болотные сапоги. Журналистка надевает болотные сапоги, потому что её попросили помочь. Если не поможет, то проблема не решится. Именно к журналисту обращаются за помощью: «Суда нет. Полиции не доверяем. Властям на нас наплевать. Помогите!» «Новости — то, что кто-то не хочет видеть напечатанным. Остальное — реклама», — так говорил Уильям Рендольфа Херста, я с ним согласен. Мы рассказываем о проблемах, рассказываем истории, которые выросли из проблем. Когда вы помогаете маленькому человеку, вы ссоритесь с большим. Как говорил Лазарь Каганович: «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность». Когда мы называем имена и фамилии, мы вступаем в конфликт с этими людьми.

6. Про нас часто говорят: «Опять эти юродивые с ТВ2 приехали». Мне очень нравится эта фраза. Кто такой юродивый? Человек, который говорит правду, когда другие молчат. Функции журналиста сродни функции юродивого. Сказать, невзирая ни на что. Если он скажет, то это может что-то изменить. Если нет, проблема останется, ничего не изменится. Есть такое слово «паррезия» — свободная речь перед лицом опасности. Главная функция журналиста — паррезия, способность показать, что свободная речь возможна.

7. Цените людей, которые рассказывают позитивные истории. Мы старались, чтобы выпуски новостей были сбалансированными, истории о людях, художниках настраивают зрителей на хороший лад. Идеальная история, когда рассказали о проблеме, а потом о её решении. Но так бывает не всегда. Хорошо, когда в редакции есть журналист, который настроен на позитивные истории. Информационная журналистика жить без них не может. А вообще информационная журналистика — проблемно ориентированная журналистика. Люди хоть и часто жалуются на негатив, но смотрят хорошие проблемные истории. Интерес есть: что бы ни украли, украли и у них в том числе.

8. По поводу госзаказа я всегда говорю: «Есть новости, а есть реклама». Я рассматриваю государство как одного из рекламодателей, который наряду с другими получает от нас услугу — выходит на нашу аудиторию и общается с ней. Когда с претензией на критический материал приходит кто-то из госорганов, я всегда рассказываю им историю про парикмахерскую. Парикмахерская купила рекламу у нас, мы её показали. А потом кто-то на неё пожаловался в СЭС — антисанитария и так далее. Мы сделаем об этом новость. Обычно обижаются; такие риски в нашей профессии. 

9. Я думаю, что журналистика сегодня и 10 лет назад — одинаковая, в основе журналистики — хорошо рассказанная история. С приходом соцсетей коммуникация стала более быстрой, иначе продвигаем, упаковываем иначе. Есть такие общества, которые не хотят слушать новости. Человека создаёт не труд, а рассказывание новостей. Для каких-то обществ платформой будет газета, для кого-то — соцсеть. Надо найти платформу и форму рассказа для вашего  общества.

10. Я предпочитаю пожертвовать скоростью, но не соврать. Десяток историй забудут, а ту одну, где соврал, — нет.

11. Когда меня спрашивают «Зачем тебе, Витя, это надо в твоем почтенном возрасте?», я отвечаю так: «У самурая нет цели, только путь». А если серьёзно: мне до сих пор интересно. Это очень живая интересная профессия, которая очень мотивирует быть моложе, чем ты есть на самом деле. Каждый раз, приходя в ньюсрум, я чувствую себя моложе своих 60 с лишним. А если мы ещё кому-то помогаем хоть микроскопически, это такая радость. Риски и давление — тоже интересно, тоже живая история, ты противостоишь этому, ты можешь это сделать и делаешь. Это классная профессия. Вы не ошиблись, если выбрали её.

Также в этот день состоялась панельная дискуссия «Как определить ценность новости и не затеряться в информационном потоке?». Её участники — редакторы из трёх стран: журналист, шеф-редактор медиагруппы «Азия-Плюс» Ольга Тутубалина (Таджикистан), журналист, медиатренер, главный редактор информационно-аналитического сайта Anhor.uz Лола Исламова (Узбекистан), медиатренер, журналист, активист, автор проекта QOS live Айнур Коскина (Казахстан). Далее до 4 июня в рамках онлайн-школы пройдут выступления журналиста, оператора, продюсера, медиатренера Дениса Бевза (Россия), журналиста Al Jazeera English Робина Форрестьер-Уокера (Британия), медиатренера, преподавателя факультета журналистики МГУ, автора книги «Новостная интернет-журналистика» Александра Амзина (Россия), ТВ- и онлайн-продюсера, медиатренера Ержана Сулейменова (Казахстан), документалиста, медиатренера Мариам Эль Маракеши (Египет), историка, журналиста, телеведущей, педагога Юлии Мучник (Россия). После завершения курса участники получат менторскую помощь и поддержку для создания собственных материалов.

Данный проект стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID), и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь