Дефицит топлива, защита животных и проблема судоисполнителей. Мониторинг итоговых программ 4–10 октября

0
90

Главные темы этой недели были одна другой важнее и любопытнее (если не брать в расчёт поездку Касым-Жомарта Токаева в Жамбылскую область, на которую обратили внимание лишь традиционно «Хабар» и QAZAQSTAN). Много говорили о защите животных, объясняли, почему в стране опять дорожает автомобильное топливо. Пытались разобраться, кто и зачем бьёт судоисполнителей. Ну и эксклюзивы один другого краше: на КТК сняли сюжет про то, как подростков будут вакцинировать Pfizer, «Первый канал Евразия» попытался объяснить, почему нужна и важна перепись населения (а также нашёл хозяев щенку по имени Шерри), «Хабар» рассказал про льготное арендное жильё, а журналисты QAZAQSTAN подняли проблему спецоборудования для людей с инвалидностью.

«Большие новости», КТК

Программа началась с темы топливного кризиса в Казахстане — резко подорожал автогаз, выросла стоимость дизельного топлива. Плюс качество солярки тоже оставляет желать лучшего — она даже при плюсовых температурах превращается в парафин. Министр энергетики Магзум Мирзагалиев заявил: это всё потому, что казахстанцы якобы стали покупать слишком много солярки. Он, правда, выразился по-чиновничьи: «рекордный объём потребления». Ну и стоимость нефти растёт. Очень жаль, что никто не задал главе Минэнерго простой вопрос: а почему же, когда цены на нефть падают, топливо всё равно дорожает?

Блок о коронавирусе начался со стандартной статистики по заболеваемости и смертности по стране, затем журналисты подняли вопрос вакцинации подростков и беременных Pfizer, а также почему некоторые казахстанцы едут за границу, чтобы привиться одобренной ВОЗ вакциной. Дамира Абдрахманова сделала сюжет, в котором ни слова не было сказано про то, почему ВОЗ до сих пор не признала казахстанскую вакцину.

Адиль Ермеков пришёл снести незаконную пристройку к дому «и за это получил». Далее — сюжет Алтын Мендыбаевой на тему нового скандала с судоисполнителем в Алматы. «Героя» позапрошлой недели, Игоря Дужнова, называют в подводке «стрелком», в сюжете говорят, что он «открыл огонь на поражение», хотя суда ещё не было и вина его не доказана. В остальном сюжет полный, сбалансированный, есть мнения всех сторон и внятный рассказ о том, что же произошло в деле Ермекова.

И завершается программа материалом на тему возможного строительства в Казахстане атомной электростанции — этот вопрос снова поднял в разговоре с Касым-Жомартом Токаевым Владимир Путин: он предложил построить у нас в стране АЭС «по российскому дизайну». Ирина Криштоп рассмотрела проблему со всех сторон, это внятный, сбалансированный и информационно насыщенный сюжет. Особо прекрасно название видео на YouTube.

«7 кун», «Хабар»

Выпуск начался с сюжета про визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в военный городок Отар, где находятся институт проблем биологической безопасности и завод по производству первой казахстанской вакцины от коронавируса. Классический материл о визите первого лица на производство, на котором всё по высшим стандартам.

Второй материал также посвящён деятельности президента. В сюжете «Высшая дипломатия» Елена Устимович рассказывает о приёме президентом послов иностранных государств.

Пожалуй, интересным мог бы быть материал Алии Букеновой, в котором, как следует из подводки ведущего Александра Трухачёва, должны были ответить на вопрос: «Почему в последнее время так много говорят о снижении углеродного следа и декарбонизации экономики?» Ответ зрители так и не услышали. Если в начале ещё была надежда на описание вопроса человеческим языком, то после фраз типа «достижение полной климатической нейтральности», «основные генерирующие мощности Казахстана», «углеродная нейтральность должна достигаться постепенно», она исчезла. Такое ощущение, что нам зачитали какой-то регламент по экологии. По сути сюжет — адвокатирование строительства АЭС в нашей стране, хоть журналист и говорит — решение ещё не принято.

И здесь забавный момент. Следующий сюжет называется «Нет тепла», и речь в нём идёт как раз о том, что стране не хватает угля — в северных регионах наблюдаются перебои с его поставкой. Если говорить о журналистском мастерстве, то всё на месте — штампов минимум, приведены мнения разных сторон. Но вот на контрасте с предыдущей темой действительно странно: там получение тепла из твёрдого топлива ужас ужасный, а здесь — как людям плохо без угля (можно же было это как-то обыграть, раз уж эти два материала стоят рядом?). И даже есть небольшая попытка надавить на жалость на визуальном уровне: кадр с тем, как детские ручки тянутся к электрообогревателю.

Далее к теме льготного арендного жилья. Кунсая Курмет создала сюжет с кольцевой композицией — начала и закончила материал рассказом о матери-одиночке, один из детей которой имеет инвалидность, а она сама много лет стоит в очереди на жильё и вынуждена снимать квартиру. Есть мнения экспертов с предложениями по арендному жилью и ценная мысль, что если не подаваться на программы, то можно много лет ещё стоять в очереди. Заканчивается повествование штампом: «А вот поможет ли, покажет время…»

Следующий материал под названием «В защиту животных» снят Амиром Саменбетовым. Он основан на широко обсуждаемой в соцсетях теме, вызвавшей недоумение у людей: «Казахстанцам официально запретят есть собак, кошек, попугаев и белых мышей». Понятно, что вице-министр Алия Шалабекова, вероятно, имела в виду, что надо защищать животных, которых берут из приюта. Однако кажется, что после заявления «если гражданин взял из приюта животное, то приют может проверять, как животное чувствует себя», у людей в принципе пропадёт желание брать бездомных животных.

Выпуск заканчивается материалами Анны Абрамовой про события октября в разные годы Независимости, а также Тимура Казагулова про участников секретариата съезда лидеров мировых и традиционных религий. И опять же — штамп на штампе: «пандемия обнажила вопросы души», «съезд как вакцина»…

«Грани», «Первый канал Евразия»

Главная тема программы — поправки в закон о защите прав животных и вообще жестокое обращение с животными. Весь выпуск авторы искали хозяина щенку по имени Шерри. Правда, нельзя не обратить внимание на досадную небрежность в титрах:

«Ищем хозяев для собаки Шерри. Пишите, если готовы подарить ИМ семью и дом». Кому — им? Им, собаке? Другая небрежность: «Этот двор в городе Рудный…» — говорит корреспондент. Давно стоит запомнить, что названия городов склоняются: в городе Рудном.

В остальном материалы на эту тему вполне ожидаемы: много ужасных кадров, как люди мучают и убивают собак и кошек, комментарии депутата и защитников животных.

Далее авторы затронули тему подорожания автомобильного топлива. Аграрии жалуются: урожай гниёт, чиновники говорят, что проблем на самом деле нет, есть тот же синхрон министра о том, что стали больше потреблять солярки.

Другая важная тема программы — перепись населения. В гости к «Граням» пригласили ведущую программы QosLike Диану Скатову, чтобы она прямо в студии прошла перепись онлайн. Зрителям не объясняют, что это за программа, и почему пригласили именно Диану: предполагается, видимо, что все зрители «Первого канала Евразия» следят за всеми программами этого канала. Чуть позже, в самом конце программы, нам показали и сюжет о переписи населения, он был информационно насыщенным, авторы вспомнили в том числе и прошлые скандалы, связанные с переписью, и пусть даже при помощи косноязычных чиновников, но попытались объяснить, почему перепись нужна и важна.

Для обсуждения очередного происшествия с судоисполнителем пригласили Айдоса Иманбаева, члена правления республиканской палаты частных судебных исполнителей, и юриста Естер Бабаджанян. Помимо обычных для таких дел вопросов, подробно обсудили моральный облик побитого судоисполнителя Адиля Ермекова. И этот аспект показался авторам программы более важным, чем рассказ о том, что же там на самом деле произошло: что за пристройка? Почему её должны были снести? Кто именно напал на судоисполнителя и почему? Что напавший думает по этому поводу?

После этого плавно перешли на тему стрессов, которым подвержен почти каждый житель планеты в наше время. Инфоповод: глобальный сбой в работе Facebook, Instagram и WhatsApp. Это стало стрессом для людей — утверждают авторы программы. Текст автора Алибека Рзабаева содержит много банальностей, но зато есть интересные герои. Общий вывод тоже прост и банален: стресс? Попойте или порисуйте.

В рубрике «30 лет Независимости» 2008 год вспоминает профессор, медик Вячеслав Локшин.

Apta, QAZAQSTAN

Apta началась с одной из трендовых тем последней недели: Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты — главный редактор российской «Новой газеты» Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их «усилия по защите свободы слова и самовыражения». Ведущая Жайна Сламбек рассказала о «Новой газете» и о журналистке Анне Политковской, заказчик убийства которой так и не был найден.

После этого перешли к поездке Касым-Жомарта Токаева в Жамбылскую область. Говорили о проблемах отечественной науки, о достижениях наших учёных и создании отечественной вакцины (это названо подвигом). Стендап получился познавательным: корреспондент Альбина Ашим показала, как готовая вакцина разливается по флаконам. Также нам рассказали, почему ВОЗ ещё не одобрила казахстанскую вакцину.

В закадровом тексте были реплики, которые стоило бы дополнить фактами и ссылками на источники. Например, корреспондент говорит: «Одни знают, что институт разработал 67 вакцин против опасных инфекций, другие нет. Или сознательно не хотят знать» («Институттың қауіпті инфекцияларға қарсы 67 вакцина дайындағанын біреуі білсе, біреуі білмейді. Не әдейі білгісі келмейді»). «Многие скептически отнеслись к новости о том, что казахстанские учёные разрабатывают вакцину против коронавируса. Были те, которые делали мемы про отечественную вакцину, бюрократические препоны и насмехались» («Қазақстандық ғалымдар коронавирусқа қарсы вакцина әзірлеп жатыр деген жаңалық шыққалы күмәнданғандар аз болмады. Бюрократиялық кедергілер, отандық екпе жайлы мем жасап, келемеждеп күлгендер тағы бар»).

В этом году перед зимой ощущается острый дефицит угля. Корреспондент ищет причину этой проблемы. Сюжет снят в железнодорожных тупиках на окраине Нур-Султана и в регионах. Люди днями стоят в очереди за углём, есть их комментарии. Также в материале «отметились» представители акимата, министерств и «Қазақстан темір жолы».

Люди с инвалидностью получают специальное оборудование, но некачественное (им дали проигрыватели, ноутбуки, которые не предназначены для незрячих, бракованные протезы). Такое оборудование раздаётся через портал социальных услуг. Он работает как интернет-магазин (часть стоимости покрывает государство, а часть — сам человек). По словам мажилисмена, никто не следит за работой этого портала, а профильное министерство не хочет за него отвечать. Люди с инвалидностью требуют улучшить работу портала или разрешить им самим искать такое оборудование на рынке. В сюжете есть истории людей с инвалидностью, комментарии от депутата и представителя Министерства соцзащиты.

В начале минувшей недели сервисы Facebook, Instagram и WhatsApp по всему миру не работали шесть часов. Этой теме посвятили сюжет, говорили о причинах, альтернативах, кибербезопасности, контенте, распространяемом в соцсетях, подняли психологические проблемы. Однако авторы сюжета оставили незамеченной одну из самых обсуждаемых тем в медиасреде — поправки, предложенные депутатами Мажилиса Айдосом Сарымом и Динарой Закиевой о том, что иностранные интернет-компании нужно обязать открыть представительства в Казахстане, а руководителями этих представительств должны быть назначены граждане Казахстана. Правозащитники и журналисты запустили петицию с требованием отказаться от спорных поправок. Об этом в сюжете совсем не упомянули.

Малый Арал в опасности, потому что в плотине Кокарал появились трещины. Вдобавок уровень воды в Малом Арале уменьшается, местные жители боятся, что море исчезнет. Есть комментарии от рыбаков, экспертов и акимата, а также филиала РГП «Казсушар». Сюжет повествует о важной и тревожной проблеме, но её не прокомментировали представители столичных ведомств — лишь местных органов, которые не могут принимать решения такого масштаба.

Начался сезон охоты на птиц. Сюжет снят в Костанайской области. Примерно до его середины мотив авторов материала рассказать что-то именно на эту тему непонятен: охотники говорят, как им нравится стрелять в птиц, а корреспондент — как трудно попасть в гуся. Потом нам объяснили: просто это такой цивилизованный вид охоты, и его можно развивать ради туристов, например.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь