12 октября ушёл из жизни известный казахстанский журналист Рашид Гарипов, в последние годы — замредактора газеты «Время». По словам людей, которые дружили и работали с ним, он был очень добродушным человеком, хорошим наставником для молодых сотрудников, а также сыпал афоризмами. «Новый репортёр» собрал воспоминания коллег о нём.
На сайте газеты «Время» опубликован такой текст:
«Больше всего на свете он любил свою семью и работу. Дом был от работы далеко, а работать порой приходилось допоздна. И эти долгие разлуки с бесконечно любимой женой ему были невыносимы. Но и быть вне работы Рашит (так его имя пишут на сайте газеты, однако на своей страничке в Fasebook Гарипов указал имя «Рашид» — прим. ред.) тоже не мог. Поэтому он продал свою квартиру и переехал поближе к редакции. Чтобы видеть супругу в обеденный перерыв, чтобы не тратить лишнее время на дорогу утром и вечером…
А ещё он любил сатиру. Тонкую, хорошую, без пошлости. Ею был пронизан каждый текст в его рубрике «Говорун-аль-Рашид». Он был исключительным профессионалом своего дела, Человеком с большой буквы и с большим сердцем. Мастером слова. Не ремесленником, а именно Мастером. А ещё был преданным другом и настоящим джентльменом. Бесконечно скромный и интеллигентный. С огромной самоиронией…
О людях всегда сложно писать в прошедшем времени. А о таких людях, как Рашит Гарипов, — вдвойне… Светлая память о Рашите Гарипове навсегда останется в наших сердцах».
Феликс Габитов, редактор ежедневного выпуска газеты «Время»:
«Я знаю Рашита лет 30. Он был очень весёлым человеком, с утончённым чувством юмора, знал море анекдотов, никогда не унывал, даже когда ему было плохо… Ни на ком из подчиненных не срывался…
Что касается его трудовой деятельности, то он был мастером своего дела, знал все тонкости верстки газет, монтажа сюжетов. Как журналист он написал миллион статей в свойственном ему сатирическом жанре. Кстати, он хорошо рисовал и писал картины маслом, даже персональная выставка проходила в Алматы. Я тогда задержался у одного полотна под названием «Зимний пляж», долго его разглядывал, Рашит заметил это и после окончания выставки подарил эту картину мне.
А еще Рашит очень хорошо готовил, причём любые национальные блюда. До сих пор помню вкус запечённой им рыбы на углях… Мы в 90-е годы почти каждую неделю ходили компанией в горы с ночёвкой, но если он по каким-то причинам не мог пойти с нами, мы откладывали поход… Скучно без него было. А сейчас — тоскливо!!!»
Вадим Борейко, журналист и редактор:
«Сегодня в 12.30 не стало Рашида Гарипова. Моего друга и крёстного сына. Коллегу-журналиста. В последние годы — замредактора газеты «Время». В 1990-х работали вместе в «Караване» (там выпускали сначала газету «Караван-Блиц», затем весёлый журнал «Будем!» для тех, кто пил, пьёт и будет пить) и на КТК (на телеканале запилили холостяк-шоу «Будем!»). А подружились ещё при царизме — в конце 1980-х.
Сердечная недостаточность. В мае ему исполнилось 63. Какой-то неправильный диагноз. Сердечности у Рашида было всегда в достатке, даже в избытке. Я бы сказал, он имел сердечную сверхдостаточность.
Поехал к нему в ЖК «На Сайране»: он справил новоселье меньше двух лет назад. Рашид лежал на диване, лицо закрыто полотенцем. Я так и не посмел снять полотенце и посмотреть на него неживого. Жена Света сказала, что в последнее время Рашид часто задавался вопросом: кто из нас, четверых друзей: Володя Кадырбаев, Ибрагим Кубеков, я или он — уйдёт первым? Что смерти не боится и в любой момент готов предстать пред богом, потому что долгов пред ним у него нет.
Рашид, спасибо, что ты был. И не сомневайся, что останешься».
Евгения Морозова, журналист:
«На днях вдруг вспомнился Рашид Гарипов. «Надо позвонить!» — подумала я. И не успела. Сегодня он умер. Мы знакомы с ним лет сто, он был дружен с моей мамой, и мы когда-то ходили вместе в горы. Да-да, он ходил в горы, был стройным и очень красивым.
И именно он притащил меня на КТК, а потом мы встретились на ЮСе, а ещё через пару лет он меня заманил в «Страну и мир». Спасибо ему за это. За то, что помогал в трудные моменты жизни. За то, что двигал, толкал, заставлял идти вперед.
Спасибо, Рашид Садыкович, я буду помнить вас весёлым, энергичным и умным. Очень умным. И элегантным. Светлая память. Соболезнования родным, близким, коллегам».
Адыльхан Нусупов, первый заместитель гендиректора «Экспресс-К»:
«Рашид Гарипов работал в «Экспресс-К» ответсекретарём, где-то год-полтора. Был добродушным великаном. Всегда с хорошим настроением, всегда с улыбкой. Таким его и запомню».
Андрей Зубов, журналист:
«Я помню Рашида Гарипова по работе на телеканале КТК, в газете «Страна и мир», мы всегда шли как-то параллельно. Рашид был кладезью анекдотов и афоризмов, у него был афоризм на любую жизненную ситуацию. Я как-то рассказал ему историю про нашу экономику — как обычно, воровство из госбюджета, когда выделяют на миллиард, а реализуют на миллион. Он решил очерк сделать по этой теме. И поделился со мной стишком, который до сих пор помню. Не знаю, откуда он его взял — может быть, ещё дореволюционный, но очень точный:
«Нам прислали 100 рублёв
На постройку кораблёв.
93 рубля мы пропили, про****.
И осталось семь рублёв на постройку кораблёв».
Его основной чертой было жизнелюбие. Он плотно занимался сатирой. Если бичевал, это был не лай из подворотни, а размышления на уровне Жванецкого, предлагал выход из ситуации… Ещё я с удивлением узнал, что он сам писал стихи. Скрывал это. И плюс он был очень хороший наставник для молодых. Мог увидеть в молодом парне ту самую искру и натаскивать. Да так, что скоро мы сами тому парню будем за пивом бегать».
«Новый репортёр» выражает глубокие соболезнования всем близким, родным и друзьям Рашида Гарипова.