Как казахстанские медиа писали об «Архиве Пандоры» (и что им за это было)

0
139

В воскресенье, 3 октября, Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) в сотрудничестве с журналистами из 117 стран начал публикацию результатов  расследования об офшорах — оно получило название «Архив Пандоры». В тот же день интернет-журнал Vласть вслед за OCCRP рассказал аудитории, как «секретные манёвры с офшорами обогатили неофициальную жену лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева». В следующие пару дней о предположительной причастности первого президента страны к незаконным финансовым операциям рассказали совсем немногие — вместо этого популярные казахстанские онлайн-СМИ решили поразвлекать читателей другими интересными подробностями «Пандоры».

Интернет-портал informburo.kz с пометкой #неонас подробно рассказал читателям о том, как гендиректор российского «Первого канала» Константин Эрнст строит торговые центры в Москве на территории снесённых кинотеатров, имеющих архитектурную ценность. В том же тексте авторы, к слову, отметили подмоченную репутацию телеканала, символично напомнив, что при Эрнсте «неблагоприятные для Кремля новости исчезли» из повестки «Первого».

Неблагоприятные для бывшего президента Казахстана новости не появились и в «самом вовлекающем СМИ» — портале NUR.KZ. Там с большей охотой написали о президенте Кении Ухуру Кеньятте и премьер-министре Пакистана Имране Хане, у которых расследователи обнаружили сеть офшорных компаний. А между этими двумя абзацами редакторы предусмотрительно посоветовали читать также новость о Бритни Спирс, которая «выложила откровенные фото после отмены опекунства отца».

В Forbes.kz решили, что внутриполитическая ситуация в Чехии после публикации «Архива Пандоры» заинтересует казахстанцев больше, чем история о казахстанском герое расследования. Так, портал сначала рассказал о том, как чешская полиция взялась за проверку сведений журналистов о премьер-министре; потом сообщил, что его партия на фоне скандала проиграла парламентские выборы; и, наконец, добавил, что президент Чехии, лояльно относившийся к Бабишу, госпитализирован.

«ИА Тотал Казахстан» вовсе не проинформировало читателей о причастности к расследованию каких-либо политиков и сделало акцент исключительно на «ряде знаменитостей Запада». Журналисты отметили, что певица Шакира, модель Клаудия Шиффер, музыканты Элтон Джон, Хулио Иглесиас, Ринго Старр, а также футбольные тренеры Хосеп Гвардиола и Карло Анчелотти причастны к офшорным активам. В качестве первоисточника указан российский ТАСС.

«Экспресс К» не в пример коллегам вынес главное в заголовок: «СМИ заявили о причастности ряда мировых лидеров к офшорам». При этом в самом тексте ни одного из них почему-то решили не упоминать — отдуваться вновь пришлось Шакире, Шиффер и Иглесиасу. Сообщение интернет-портала о самом масштабном в истории журналистики расследовании заняло (без заголовка и подзаголовка) всего девять строк. Отдельного тега оно тоже не удостоилось — решили, что сойдёт и #панама.

Среди других онлайн-медиа, которые рассказали об «Архиве Пандоры» так, будто он не имеет к Казахстану никакого отношения, оказались Tengrinews.kz, Капитал, Курсив, Время, BaigeNews.kz, Sputnik Казахстан и Zakon.kz. Публикации на этих сайтах появлялись со ссылками на Euronews, The Guardian, Deutsche Welle, «Коммерсант», РИА Новости, РБК и призваны были дать понять, что расследование посвящено главным образом далёким от нас странам. Красноречиво эту идею подчёркивали и иллюстрации к новостям: BaigeNews подобрал ту, на которой изображены Ангела Меркель, Дональд Трамп и Синдзо Абэ. Политики, (пока?) не имеющие отношения к «Пандоре».

Комментарии официальных лиц вполне соответствовали информационному фону, описанному выше. Первый замруководителя Администрации президента Даурен Абаев не стал ждать четырёх дней, как это было в случае с Pegasus, чтобы заявить, что это «на первый взгляд, полная ерунда». Диалог журналиста Багдата Асылбека по поводу расследования с вице-министром информации и общественного развития Болатом Тлеповым заслуживает отдельной награды за драматургию. В заключении чиновник нервно отрезал: «В обществе будет обсуждён (этот вопрос), при чём тут государство?»

Депутаты Мажилиса активно открещивались от какой-либо реакции на камеру. Сергей Симонов заявил «Азаттыку», что «даже разговаривать» о таких «сплетнях» не будет. С журналистом Orda.kz избранники народа тоже были не слишком разговорчивы. Единственным депутатом, признавшимся, что знает о расследовании, стала Снежанна Имашева. Однако знание оказалось избирательным: «Про Казахстан не видела материала. Чужой личной жизнью не интересуюсь», — сказала она.

Отсутствие реакции, надо сказать, стало отдельной темой для журналистов, освещавших итоги расследования для Казахстана. О том, почему власти предпочитают не говорить о «Пандоре» в публичном пространстве, редакциям «Азаттыка» и FactCheck.kz рассказал Вячеслав Абрамов, гендиректор интернет-журнала Vласть, партнёра OCCRP. Об этом же Лилия Игликова на Zona.kz беседовала с политологом и бывшим дипломатом Казбеком Бейсебаевым. В контексте этих бесед всплыли «Казахгейт», прошлогоднее расследование Financial Times про Кулибаева, Панамское досье.

И пока казахстанские власти не считают нужным выступать с официальными заявлениями, другие страны не могут оставаться столь безучастными. Мировую реакцию на расследование подробно и с небольшим интервалом собрали журналисты masa.media и KZ.media. Журналист Вадим Борейко на своем YouTube-канале заметил, что в Казахстане простым молчанием тоже едва ли ограничатся: «Конечно, наши власти долго не станут мириться с тем, что достоянием гласности опять становятся истории о том, как простые люди превращались в непростых “кошельков”. И сделают всё, чтобы вода больше дырочку не нашла». Поводом для заявления стала блокировка интернет-портала HOLA News, которая началась спустя несколько часов после публикации новости о предположительной причастности Назарбаева к финансовым операциям в офшорах.

Сайт оставался недоступным на протяжении 10 дней. За это время никто не взял на себя ответственность за блокировку, а в Министерстве информации и общественного развития обещали разобраться в ситуации. В итоге последнее стало поводом для мемов со стороны профессионального сообщества (примеры здесь и здесь). 15 октября главный редактор портала Зарина Ахматова и его основатели заявили, что покидают проект. Авторы обращения упомянули «обстоятельства», которые вынудили их «поступиться нашим основным принципом» и удалить новость с сайта. Теперь вместо сообщения об «Архивах Пандоры» на HOLA News красуется «Здесь был текст».

Широкой публике ни блокировка онлайн-медиа, ни расследование предположительных финансовых махинаций в офшорах особо не интересны. Отношение казахстанцев к этому в своем выпуске от 5 октября метко описал Мурат Данияр, автор популярного YouTube-канала JURTTYŃ BALASY: «После других расследований, где нам показали всю зарубежную недвижимость семьи, 30 млн долларов воспринимается как какая-то мелочь. “Чё, 30 лямов? Давай я тебе на Каспи переведу через свои офшорные компании, номер тот же? Всё, базару нет”». Дмитрий Дубовицкий из «За нами уже выехали» озвучил примерно то же: «Разве не страшно, когда ты читаешь вот такие новости и удивляешься только одному: “30 млн долларов? Серьёзно? Так мало?” Это же пара корпоративов на высшем уровне с традиционным набором звёзд российской и мировой эстрады».

Несмотря на это, журналисты разных онлайн-изданий всё же продолжали отрабатывать важную тему. KZ.media объясняли, что важно знать о бывших первых леди Казахстана, и кто такой Владимир Ни (здесь об этом рассуждают Альнур Мусаев и Балташ Турсумбаев). Orda.kz собрала экспертное мнение об офшорах и попыталась разобраться, почему чиновникам и бизнесменам проще не демонстрировать доходы. Ряд СМИ, кроме истории о феноменальном богатстве вероятной неофициальной жены Нурсултана Назарбаева, дали новость про то, как автор биографии первого президента Джонатан Айткен через офшор получил гонорар от властей страны. В «Азаттык» решили по этому поводу сострить и опросили казахстанцев на предмет того, читают ли те книги о Назарбаеве.

Десяток казахстанских онлайн-изданий и новостных порталов не написали ни об «Архиве Пандоры», ни о его казахстанских фигурантах. Такая ситуация вполне характерна для казахстанского информационного пространства — когда медиа, участвующие в глобальных расследованиях, вполне благополучно соседствуют с сайтами, беззастенчиво прославляющими в это же время очередную рабочую поездку очередного акима. Любопытно, что эта мозаика (многие медиа умудряются существовать между двумя полюсами) не вызывает никакого диссонанса у казахстанского читателя/зрителя/слушателя. Даже раздражение в адрес «Хабара» и «Казправды», похоже, уже давно стало дежурным и никак не помогает формированию критического взгляда на источники информации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь