«Сотни людей из Афганистана молятся за нашего Лидера нации»: как СМИ в Таджикистане рассказывают о событиях в соседней стране

0
139

Согласно Google Trends, за последние три месяца в поисковых запросах граждан Таджикистана лидирует слово «Панджшер». Это название афганской провинции, почти 99 процентов населения которой составляют таджики. В Панджшере, расположенном примерно в 200 километрах от Таджикистана, сформирован Фронт национального сопротивления Афганистана, который продолжает противостоять запрещённому в Таджикистане и многих странах мира радикальному движению «Талибан».

На сегодняшний день Таджикистан остаётся единственной страной в Центральной Азии, которая не горит желанием вести переговоры с талибами. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в своём выступлении на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН призвал создать в Афганистане инклюзивное правительство с учётом интересов всех этносов страны, в том числе таджиков.

На фоне непростых отношений между Таджикистаном и новыми властями Афганистана и напряженности на государственной границе ситуация в соседней стране и особенно в провинции Панджшер остаётся в зоне пристального внимания таджикских СМИ. Медиакритик «Нового репортёра» Ифтихор Миршакар рассказывает о том, что говорят о соседней стране таджикские журналисты.

«Sputnik Таджикистан»

На сайте «Sputnik Таджикистан» событиям в Афганистане посвящено большое количество новостей и статей, но, как ни странно, за рассматриваемый период (1,5 месяца) это СМИ практически не обращалось к экспертному сообществу Таджикистана. В его материалах превалируют комментарии российских или западных экспертов, среди которых есть как компетентные специалисты с оригинальными взглядами, так и откровенные дилетанты. Причем чаще всего журналисты этого издания даже не объясняют аудитории, насколько компетентен их эксперт в вопросах Афганистана.

Активное освещение афганских событий «Sputnik Таджикистан» начал с рассуждений о том, что будет дальше с Панджшером: выстоит или нет. Например, в публикации «Историк предсказал дальнейшую судьбу Панджшера» от 1 сентября отмечается, что талибы и силы сопротивления не смогут достичь примирения. Со ссылкой на российское издание «Sputnik Таджикистан» процитировал военного историка Бориса Юлина, который считает, что вероятность победы войск сопротивления в Панджшере над боевиками движения «Талибан» ничтожно мала. Однако на следующий день на сайте приводится мнение руководителя Центра изучения афганской политики Андрея Серенко, который всё-таки допускает иное развитие событий в Афганистане:

«Региональные элиты будут смотреть, на чьей стороне сила. Если панджшерцы покажут, что на их, значит, к ним начнут примыкать таджикские полевые командиры. Если талибы покажут свою эффективность и смогут раздавить плацдарм сопротивления, то никто никуда присоединяться не станет».

В фокус «Sputnik Таджикистан» попали и опасения возможной агрессии талибов, направленной на Таджикистан. В материале от 28 сентября «»Спецотряды» талибов: кого на самом деле боевики бросили к границе Таджикистана» утверждается, что угрозы со стороны талибов говорят о том, что военная ситуация в Афганистане изменилась, и их цели уже не внутри страны, а за её пределами.

Речь идёт о размещении батальонов талибов «Лашкаре Мансури» в трёх провинциях, граничащих с Таджикистаном. Автор материала утверждает, что слухи о специальных отрядах смертников — лишь инструмент пропаганды.

«Геноцид, незамеченный Западом: почему Панджшер сражается с талибами» называется материал со ссылкой на нигерийскую газету Daily Post Nigeria. Причём в оригинальном тексте заголовок звучит несколько иначе: «Betrayed, but still standing; the «lion cub of Panjshir» fights on». В переведённой колонке испанского обозревателя говорится, что Фронт национального сопротивления может продержаться в ущельях Панджшера очень долго. «Однако с поражением Фронта национального сопротивления мир столкнётся с новым беспрецедентным геноцидом, но Запад этого не узнает. Ведь информационная блокада Панджшера уже показала себя достаточно эффективной. Покончив с сопротивлением, «Талибан» нацелится на своих соседей», — делает мрачный прогноз испанский эксперт.

«Радио Озоди»

Не меньшее внимание событиям в Таджикистане уделило и «Радио Озоди», но, в отличие от «Sputnik Таджикистан», это издание нередко обращается к таджикским экспертам за комментариями, несмотря на то, что их всего несколько человек. Кроме того, в прогнозах «Радио Озоди» заметно меньше мрачности, в отличие от их коллег из российского издания.

Например, 6 сентября на сайте «Радио Озоди» был опубликован материал «»Сопротивление талибам продолжится»: таджикские эксперты о событиях в Панджшере». В нём журналист Ильхом Назриев, ранее работавший в Афганистане, отмечает, что даже если здание правительства Панджшера перейдёт под контроль талибов, это не может означать полного захвата долины. «Панджшер состоит ещё из более 20 других каньонов, то есть география этой долины устроена таким образом, что запросто можно противостоять силам, во много раз превосходящим ополченцев», — говорит он.

Впрочем, несмотря на оптимистичные прогнозы, в нынешних условиях Таджикистану лучше не вмешиваться в этот конфликт, считает эксперт.

По мнению политолога Касыма Бекмухаммада, даже в случае падения Панджшера сопротивление в Афганистане не прекратится: «В будущем мы наверняка станем свидетелями народных восстаний против притеснений со стороны «Талибана»».

Похожую точку зрения в интервью «Настоящему времени» (проект «Радио Свобода») озвучил и политолог Рустам Бурнашев. Он отметил, что «Ахмад Масуд пытается показать, что у него остаются резервы, он готов сопротивляться… Мы знаем из опыта советских военных операций в Афганистане, что эта зона бралась советскими войсками неоднократно, но захватить и взять под какой-то временный контроль населённый пункт — это не значит контролировать население, не значит контролировать регион полностью».

Говорит «Радио Озоди» и о реакции на события в соседней стране внутри Таджикистана. Например, 9 сентября на сайте появился материал «В Душанбе новорождённого назвали Масудом. Что связывает Ахмад Шаха Масуда и его сына с Таджикистаном?».

В материале Мавзуна Хайдарова мать ребёнка рассказывает журналистам, что семья назвала малыша Масудом в надежде на то, что в Афганистане после победы сторонников Ахмада Масуда воцарятся мир и покой. В этом же тексте автор объясняет, как отец Ахмада Масуда — Ахмад Шах Масуд — стал во времена гражданской войны в Таджикистане героем в глазах таджикистанцев.

Рассказывает «Радио Озоди» и о реакции на события со стороны граждан Афганистана, которые проживают в Таджикистане. Например, в публикации от 14 сентября речь идёт о митинге в Душанбе афганских женщин, проживающих в Таджикистане.

Сообщается, что около 100 женщин собралось у здания посольства с такими лозунгами, как «Пакистан, уходи из Афганистана», «Прекратите убивать афганцев», «Мы поддерживаем Ахмада Масуда» и «Да здравствует сопротивление». Признание Эмирата Талибан — это международное признание терроризма, и любой, кто признаёт их, является заступником терроризма, заявили участницы протестной акции.

Медиагруппа «Азия-Плюс»

С самого начала нынешних афганских событий за ними пристально следит «Азия-Плюс». При этом публикации этого медиа отличаются относительным разнообразием таджикских экспертов. Впрочем, некоторые из них давали комментарии и другим местным СМИ.

В публикации от 8 сентября «Почему никто не помог Панджшеру?» Ильхом Назриев говорит, что, поддерживая движение «Талибан», многие страны противоречат не только международным нормам, но и законам собственных стран, которыми они признали это движение террористическим… Кто-то даже выступает в роли их адвокатов. Например, посол России в Афганистане называет ополченцев отщепенцами, с которыми талибы очень быстро расправятся.

В материале «Своя игра Пекина и Москвы. Почему Путин не приехал на саммиты ШОС и ОДКБ?» таджикские эксперты рассуждают о разном отношении России, Китая и Таджикистана к талибам. По словам журналиста Нурали Давлатова, он не верит в официальную версию, связанную с карантином президента России Владимира Путина. По его мнению, одна из причин, почему он не приехал в Душанбе, «заключается в том, что КНР и Россия установили хорошие отношения с движением «Талибан», следовательно, Москва и Пекин не разделяют позицию официального Душанбе, который открыто выступает против всякого сотрудничества с талибами». В этом же материале политолог Амири Замон считает, что позиции Пекина и Москвы по отношению к талибам отличаются, так как Россия засомневалась в обещаниях талибов, поэтому хочет подпитывать сопротивление в Панджшере, но этого не хотят китайцы, которые полностью поддерживают «Талибан».

Авторы «Азия-Плюс» подумали и об экономической стороне вопроса. В материале «Как поддержка талибов со стороны Катара, Пакистана и Китая отразится на Таджикистане?» затрагивает вопросы экономических отношений Таджикистана и Афганистана. Отмечается, что Таджикистан не имеет каких-либо значимых торгово-экономических связей с соседней страной, а годовой таджикско-афганский товарооборот составляет не более 1,5 процента от общего объёма внешней торговли Таджикистана. 

«Кстати, поставки таджикского электричества в Афганистан продолжаются, несмотря на заявления руководства республики о непризнании власти талибов и открытой словесной поддержки ополченцев Панджшера», — пишет автор.

Говорят на сайте «Азия-Плюс» и о рисках внутри Таджикистана. Публикация «Поможет ли «Талибан» другим террористам пройти в Центральную Азию?» затрагивает актуальный вопрос «спящих ячеек» радикальных групп внутри страны.

В материале от 29 сентября «Пойдут ли талибы на Таджикистан?» приводится мнение политолога Парвиза Муллоджанова, высказанное им на его странице в Facebook:

«Сегодня Таджикистан остался единственной страной СНГ, которая последовательно отказывается идти на сделку с талибами. Такая позиция представляет большую опасность для «Талибана», так как Таджикистан может использоваться другими странами, недовольными их приходом к власти, в качестве центра и плацдарма для организации поддержки для сил сопротивления».

Национальное информационное агентство (НИАТ) «Ховар»

НИАТ «Ховар» как главное государственное информационное агентство Таджикистана тоже не оставило без внимания бурные события в соседнем Афганистане. Однако по сравнению с другими новостными СМИ у него намного меньше публикаций на эту тему, приведённые в них комментарии экспертов страдают однообразием, и большая часть из них вполне оптимистична. Не обошлось без пафоса, пропаганды и дифирамбов известных поэтов.

В материале, опубликованном 31 августа, приводится мнение афганского журналиста, живущего в США, о событиях в провинции Панджер.

Шафи Айяр является одним из создателей сообщества The lion of Panjshir («Пандшерский Лев») в соцсетях. Он говорит, что если талибы нападут на Панджшер, они столкнутся с  национальным восстанием по всему Афганистану. «Сами талибы, может быть, и не задумывались об этом, но это ущелье может стать для них огромным кладбищем», — пишет он.

В публикации от 4 сентября «Эксперт: талибы не смогут захватить Панджшерское ущелье, где собрались силы сопротивления» военный эксперт Иван Коновалов тоже говорит о том, что «Талибан» не сможет быстро захватить Панджшер.

Он отмечает: «Панджшер — это такой театр военных действий, который крайне сложно штурмовать, даже при наличии того, что есть у талибов с учётом американского оружия. Даже при некотором успехе удержать территорию Панджшера будет очень сложно — наши [советские] войска уже это проходили… Более того, Таджикистан сейчас намерен поддержать защитников Панджшера, и не учитывать этот фактор невозможно», — говорит эксперт.

В этот же день на сайте «Ховара» вышел материал «Газета «Вашингтон пост» назвала главное преимущество сил сопротивления в Панджшере перед талибами». Эта статья днём ранее была опубликована на сайте «Sputnik Таджикистан», однако ссылка на это СМИ отсутствует. Кстати, главное преимущество — это особенности ландшафта.

В публикации от 19 сентября отмечается, что договорённости между Таджикистаном и Пакистаном по решению вопроса Панджшера вселили надежду в таджиков Афганистана. Сообщается, что президент Таджикистана на пресс-конференции после переговоров между двумя странами подчеркнул, что скорейшее устранение конфликта и напряжённости в провинции Панджшер путём объявления прекращения огня и открытия дорог для оказания гуманитарной помощи населению региона является сегодня одной из важнейших задач. Как и полагается, «Ховар» собрал мнения известных представителей таджикской интеллигенции к обозначенному инфоповоду.

Например, заместитель председателя Союза писателей Таджикистана Ато Мирходжа написал: «Хвала нашему Лидеру нации за то, что он с честью отстаивал наши национальные интересы на саммите ШОС, особенно за то, что привлёк внимание международного сообщества к угнетению таджиков в Афганистане!»

Таджикская поэтесса Адиба Худжанди заявила: «Сотни людей из Афганистана звонят нам и молятся за нашего Лидера нации и выражают свое уважение, искренность и любовь. Они считают великого Лидера таджиков и своим Лидером».

27 сентября здесь опубликован материал «Поэма о Панджшере». В Душанбе выпущена книга в поддержку Фронта национального сопротивления Афганистана». Кстати, этот текст также был опубликован на сайте «Sputnik Таджикистан» днём ранее, но «Ховар» об источнике не говорит ни слова.

Очень большая статья директора «Ховара» Саидали Сиддика под заголовком «Голос Президента Таджикистана. Его услышало мировое сообщество и должно поддержать, собравшись воедино!» была опубликована 21 сентября. В этом тексте хватило места для экскурса в историю вопроса, рассуждений самого автора — «Откуда такая разобщённость? Отчего такое безразличие и равнодушие?» — и даже стихотворений таджикских классиков.

Через два дня на сайте появился другой материал — «С. Сиддик: «Настало время мировому сообществу прислушаться к словам Президента Таджикистана»», который  фактически пересказывает содержание предыдущей статьи.

В материале «Евросоюз и Таджикистан — гаранты безопасности Евразии: эксперт «Ховара» рассуждает о евротурне Эмомали Рахмона» автор — заместитель директора Института  философии, политологии и права Национальной Академии наук Таджикистана Рустам Хайдаров — пишет: «Франция как лидер Евросоюза и Таджикистан как ключевая страна Центральной Азии, ощутив в лице террористической организации «Талибан» и их партнёров — террористических организаций «Аль-Каида» и «Исламское государство» (обе организации запрещены в Таджикистане — прим. автора), угрозу безопасности Евразии и общемировым демократическим ценностям,  сказали свое решительное «нет» правлению террористов в Афганистане».

Далее автор отмечает: «Сегодня Президент Таджикистана уважаемый  Эмомали Рахмон вновь проявил себя как мировой лидер, способный противостоять глобальным угрозам, таким как религиозно мотивированный международный терроризм и религиозно-политический экстремизм, которые при попустительстве некоторых ключевых стран Евразии начинают закрепляться в Афганистане» (орфография авторская).  

По словам эксперта, «таджики как конструкторы цивилизации на территории нынешней Центральной Азии никогда не согласятся с тем, что какая-то кучка религиозно мотивированных террористов, представителей диких, необразованных племён будут насаждать в нашем регионе средневековые порядки».

В целом контент основных новостных таджикских СМИ о ситуации в Афганистане можно назвать актуальным. Вместе с тем, во многих публикациях не хватает глубоких, оригинальных и альтернативных экспертных мнений. Связано ли это с дефицитом специалистов по Афганистану в стране? По крайней мере, именно такое впечатление создаётся после ознакомления с материалами СМИ Таджикистана.

Видимо, одна из важных причин дефицита местных специалистов по Афганистану в медийном поле Таджикистана — это «эффект Матфея». Согласно исследованию, проведенному Эриком Альбаком, профессором политологии и журналистики из университета Южной Дании, журналисты при выборе экспертов отдают предпочтение тем из них, с кем уже работали раньше. 

Поэтому, вероятно, экспертов по Афганистану в Таджикистане не так уж и мало, но их нужно ещё найти. Медиа вряд ли обратят внимание на аналитиков, которые отсутствуют в публичной сфере и известны лишь в узких академических кругах.

Тем не менее, находить разных и новых специалистов с высоким уровнем компетенций и опытом является важной задачей СМИ и журналистов, так как качество их публикаций в значительной степени будет зависеть от комментариев экспертов. Поэтому медиа и журналистам Таджикистана не помешало бы расширить свой пул местных экспертов, которые, живя в странах Центральной Азии, по сравнению со специалистами из ближнего и дальнего зарубежья могли бы лучше разобраться в специфике нашего неспокойного региона.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь