Троллинг, буллинг и аниме. Как создавались постеры по теме медиаграмотности

0
167

Светлана Раздоба — иллюстратор и графический дизайнер из Алматы. В феврале 2020 года она приняла участие в фестивале медиаграмотности Эдьютон, а после предложила свой проект и получила грант на его реализацию. Речь идёт о серии постеров, проект называется «Критмыш» (сокращение от «критическое мышление»). Мы расспросили Светлану о механике проекта, сложностях при визуализации темы медиаграмотности, а также особенностях распространения постеров во время пандемии.

Светлана Раздоба

— Я узнала про Эдьютон два года назад из вездесущего Facebook. Мне стало любопытно, чем дышит казахстанская медиасреда. Я записалась на участие в семинаре и попала в эту вдохновляющую драйвовую среду. Демократичный дружелюбный формат, интересная информация и общение — три кита Эдьютона. Впечатлили спикеры из Беларуси и Украины. И как-то в процессе обучения созрела идея проекта, который расскажет в картинках об основных моментах информационной гигиены, — вспоминает, как всё начиналось, иллюстратор Светлана Раздоба.

«Наш арт-проект придуман и сделан для того, чтобы показать в картинках, а точнее в постерах и викторинах основные правила безопасного интернет-юзания. Всемирная сеть размыла границы и сделала глобализацию реальной. Мы можем посмотреть новости на ВВС или почитать The New Yorker, заглянуть за Великую Китайскую стену, узнать, что происходит сейчас на Мачу-Пикчу или чем сегодня отличился Бэнкси. И это большой плюс! Но в огромной цифровой похлёбке Сети можно утонуть или отравиться некоторыми её ингредиентами. Наши постеры и викторины — это своеобразные сигнальные лампочки, буйки, которые предупреждают о наличии «опасных вод» и дают алгоритмы защиты от сетевых напастей», — такой подводкой встречает читателя «Арт-качалка критического мышления Критмыш» на сайте «Нового репортёра», также проект переведён на казахский язык.

— Мне кажется, в Казахстане уделяют мало внимания визуальному контенту. В Казнете ли, в городской среде художественно-эстетической составляющей явно маловато. В печатных и цифровых медиа дизайн, иллюстрация, фотография или коллаж являются равноправной частью статьи. Именно с их помощью расставляются акценты, включается внимание читателя, даётся дополнительная информация. Поэтому родилась идея выразить в художественном исполнении ключевые понятия из сферы медиа, — описывает свою идею дизайнер. — Критмыш, по моим наблюдениям, достаточно широко употребляемое сокращение, от него и отталкивались, когда думали над визуальной самопрезентацией. А раз в названии арт-качалки есть «мыш», то енота точно не нарисуешь, — рассказывает о творческой задумке обложки проекта Светлана Раздоба. — Сначала у команды было много идей: например, хотели в плакаты включить фрагменты известных произведений, сделать своеобразные отсылки к классике, реминисценции. Однако в процессе работы с фокус-группой стало понятно, что старшеклассники и студенты не всегда считывают эти культурные коды. Тогда было принято решение остановиться на мультяшном стиле. В некоторых — например, в постере о кибербуллинге — добавила стиль аниме.

По словам автора проекта, особых сложностей с визуализацией медиаграмотности у неё не было. Однако она старалась избегать клишированных образов. Например, по теме «манипуляция» самая распространённая в медиа визуализация — марионетка. Светлане было неинтересно повторять чужие идеи, «множить сущности», она старалась найти свой образ.

Над созданием постеров Светлана работала не одна. Ей помогали казахоязычный редактор Есенгуль Кап (редактура текстов и создание викторин на казахском языке), а также опытный журналист Эльвира Милютина (создание викторин для постеров на русском языке). Команда создала серию постеров, которые планировалось размещать в городской среде — в местах общественного пользования, метро, наземном транспорте. Когда постеры были готовы, их создатели столкнулись с тем, что городской общественный транспорт, включая метро, отказались предоставить площадки для размещения. Самыми благодарными нашими партнёрами стали библиотеки. Светлана с сожалением отмечает, что школы и вузы не очень активно идут на контакт, оправдывая это разными бюрократическими обстоятельствами. Возможно, педагоги привычно ожидают в таких вопросах инициативы сверху.

А дальше произошла история с ковидом, и весь мир ушёл в онлайн. Тогда куратор проекта из Internews Гульнар Асанбаева предложила разместить проект на сайте «Нового репортёра». Также постеры на казахском языке были размещены на казахоязычном ресурсе Minber.kz (кибербуллинг, инфопузырь, манипуляция, троллинг).

Кроме того, на сайте, помимо постеров, есть викторина, пройти которую можно, отсканировав QR-код. Именно по количеству прохождений викторины авторы и собирают статистику своего проекта. Так, постер с троллем на русском языке, выложенный в самом начале, был иллюстрацией к викторине, которую прошли порядка 500 раз. Остальные постеры набрали меньше. Также у команды проекта есть идея провести мастер-класс в одной из школ Алматы, чтобы собрать обратную связь непосредственно от школьников.

Материал подготовлен в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая реализуется Internews при поддержке USAID.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь