Медиа диаспор: украинцы Казахстана

0
295

У самых многочисленных диаспор Казахстана собственные СМИ не всегда сразу обнаруживаются. Поисками украинских медиа занимался медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов.

Отсутствие присутствия

Украинская диаспора — одна из самых многочисленных в стране: более 250 000 человек. Есть и своя долгая история появления украинцев на казахской земле — от запорожских казаков в XVIII веке до депортированных в 40-е годы ХХ века из Западной Украины. Но если верить сайту Ассамблеи народа Казахстана, у украинцев в Казахстане нет никаких медиа. И, по сути, это правда. Существующие многочисленные объединения (самые крупные — «Рада украинцев Казахстана» и «Украинцы Казахстана») не имеют ни своих сайтов, ни иного медийного выражения.

Что было ещё относительно недавно? Раз в месяц издавалась газета «Вести Украины» тиражом в 4000 экземпляров, известен был республиканский еженедельник «Українські новини» (тиражом 1200 экземпляров).

Суть канувших в Лету, но совсем не бесполезных бумажных изданий была стандартна: новости, люди, события, фотохроника, но свою информационную функцию они добросовестно выполняли, а украинский язык в его публицистическом проявлении поддерживался. Эта ниша новыми медиа по-прежнему не занята. Также не видны попытки самой диаспоры выйти в новые медиа. Впечатление такое, что им велено сидеть глубоко «в окопах».

В свою очередь, казахстанские журналисты тоже предпочитают хранить молчание по отношению к любым реалиям современной Украины, хотя бы в актуальных культурных проявлениях: например, от уникального «Медиадетектора», отнесённого к «бесам» украинской революции, до изысканного журнала о современной культуре «Шо».

Фильмы: всё мимо

Сюжетов и телевизионных передач об украинской диаспоре в казахстанском культурном пространстве тоже немного. В этом году их, по сути, было создано три. Во вроде бы уже зарекомендовавшем себя добротным цикле «Шанырак» на Abai TV по отношению к украинской диаспоре фильм получился формальным и скучным.

Дело совсем не в ведущей, а в том невнятном сценарии, которому подчинялась эта передача. Отказ от энциклопедической подачи истории диаспоры, умалчивание современных реалий страны привело к сомнительному содержанию. Попытку показать диаспору через персонажей одной семьи тоже трудно отнести к удачам. Всё распадалось на несоединяемые воедино блоки: вот вроде бы рассказ героини о себе, вот её увлечение — вышивка, и вот её дети и внуки. Но самое главное — какое отношение всё это имело к украинской диаспоре, как она во всём этом проявляется, так и осталось за кадром. По сути, к украинской диаспоре имело отношение только название передачи.

«Точки соприкосновения» на канале Qazaq TV тоже попытались выстроить свою историю об украинской диаспоре в Казахстане в одной из передач «Для чего Дане нужно было выучить казахский язык?».

Выпуск тоже пролетел «мимо темы», украинского в нём просто не было. Заявленного — «мнение представителей диаспор о важности и преимуществах знания казахского языка» — было предостаточно; замечательно, что это проговаривалось столь артистичной героиней из двуязычной семьи. В программе вплетение незамысловатой информации о кухне и одежде украинцев смотрелось ненужным вкраплением в трогательный рассказ девушки с украинской фамилией о самой себе.

На телеканале Almaty TV в «Таңғы STUDIO» один из сюжетов тоже был назван громко: «Как Казахстан стал родиной для украинцев?».

Из 13-минутной передачи с ведущими Гульнарой Дусматовой и Данияром Батырбековым что-то вразумительное узнать о реальной работе Украинского этнокультурного центра практически было невозможно. Под милые хиханьки-хаханьки от ведущих их собеседница тоже вспоминала что угодно, но только не свою работу в этнообъединении. Но практически благодаря «оговоркам по Фрейду» стало понятно, для чего поддерживают подобные центры: чтобы выставки делали и еду выставляли.

Наконец, репортаж «Украинцы в Казахстане живут более 100 лет» на «5 канале» Караганды был дежурным новостным сюжетом из серии «Этносы Караганды».

Толково о диаспоре в кулинарном цикле

Весомая информативность и трепетное отношение к истории и культуре украинской диаспоры совершенно неожиданным образом обнаружились только в одной казахстанской телепередаче этого года. Речь об одном из сюжетов «Вкусного Казахстана» на Qazaq TV.

20 минут были разделены на два блока, которые смотрелись зрелищно и увлекательно. Первые 10 минут о диаспоре говорили её представители из Уральска, причём не историки и явно не эксперты. Но от такой народной подачи вроде бы википедийно известного материала рождалось и чувство сопричастности, и доверия к проговариваемому на телеэкране. Образ жизни украинцев-переселенцев, их бытовое поведение в чужой стране схватывались в таком пересказе очень точно. Это было удачным освещением точек соприкосновения казахского и украинского народов в конкретный исторический промежуток времени. Вторые 10 минут ведущий вернулся к своей основной кулинарной тематике и несколько неуклюже готовил борщ и вареники.

Жизнь диаспоры в историческом и современном преломлении можно показывать по-разному. Со вкусом, как это случается в «Правилах жизни» с приглашением уникальных специалистов по этнокультуре, на казахстанских телеканалах и в СМИ не просто не получалось. Но даже, увы, кажется, не задумывалось. Пока царят шаблоны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь