За восемь месяцев 2021 года суицид в Казахстане совершили 105 подростков. Практически каждую неделю в СМИ попадают факты о том, что кто-то покончил жизнь самоубийством или пытался это сделать. В октябре весь Казахстан потрясло самоубийство ученика НИШ. В Нур-Султане беременная женщина прыгнула с моста в реку — её удалось спасти. В ноябре молодая женщина выпрыгнула из окна квартиры на девятом этаже жилого дома, перед этим скинув вниз троих детей. Как правило, такие материалы вызывают большой общественный резонанс. А ещё — не будем лукавить, они привлекают трафик на сайт.
Однако существует так называемый эффект или «синдром Вертера» — массовая волна самоубийств после того, как эту тему широко освещают в СМИ.
Как же освещать самоубийства? В Казахстане эта тема не регламентируется законом. Каждая редакция делает материалы, руководствуясь собственными представлениями об этике. Предлагаем вашему вниманию рекомендации от специалистов, сделанные на основе мировой практики.
НЕДОПУСТИМО:
Придавать случаю суицида гипертрофированное значение: помещать на первые полосы, делать крупные заголовки, использовать гипертрофированную лексику — «эпидемия суицида», «волна ужаса» и пр. Придавать окраску гламура или героизма статье («Ромео и Джульетта бросились с крыши»).
Иногда журналистам кажется, что такое описание привлечёт больше внимания, трафик на сайт, увеличит количество просмотров. Но одинокие дети, которые столкнулись с травлей, берут романтические образы в качестве примера. Один из таких случаев — самоубийство Рины Поленковой (Россия), которая легла под поезд, запостив селфи и мемы ВКонтакте. После этого подражательная волна была очень долгой. Образ погибшей мгновенно стал популярным в юношеской среде.
Давать подробности события — историю, место, детали подготовки, фотографии с места происшествия или иллюстрирующие способ самоубийства, предсмертные записки, видео и пр. Записывать стендапы на фоне места трагедии: «Вот с этого балкона этой квартиры…» Всё это может быть готовой инструкцией к совершению аналогичного суицида. Люди могут найти общие черты со своим случаем или своими мыслями.
Выдавать пусковое событие за причину суицида. Типичная ошибка: «Ребёнок получил двойку и из-за этого спрыгнул с крыши». «После визита к психологу ребёнок выбросился из окна». Суицид — комплексная многофакторная проблема, а последняя капля — это всего лишь финальное событие, которое может увести в сторону от истинной причины накопленного напряжения и нарушенного психологического состояния. С подачи СМИ такие заголовки и утверждения вызывают сетевую травлю.
Углубляться в детали жизни семьи, учёбы, работы. Это может ранить близких — родственников, друзей — и подтолкнуть их тоже к суициду. Боль от потери близкого человека накладывается на то, что все вокруг обсуждают личную жизнь семьи. Даже если родственник дал вам интервью, будьте бережны и тактичны — многим людям, когда больно, хочется выговориться. Но эти решения принимаются на пороге низкой критичности, когда люди не оценивают реалистично все последствия. Потом многие об этом жалеют.
Нельзя давать интерпретации или назначать виновных раньше, чем это сделает следствие. Лежащая на поверхности версия может оказаться ошибочной и привести к публичной травле невиновных людей.
Давать ссылки на аналогичный контент, перелинковывать с другими похожими статьями. Это распространённая практика — давать в материалах гиперссылки на другие статьи по похожей тематике. Но, как показывает мировая практика, при освещении суицида такой подход умножает негатив, вызывая депрессию и чувство безнадёжности. Создаётся ощущение, что тотально всё и везде плохо.
Рассказывать об ушедшем с точки зрения, какая тяжёлая была у него/неё жизнь (кредиты, бросил муж, трое детей, банкротство и пр.). Люди читают между строк, и такие истории содержат вопрос: «Могут ли социальные трудности оправдать суицид?» Это может прозвучать, как разрешение на суицид для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
КАК НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ?
- Всегда задавайте вопрос: в чём цель материала? Вы хотите развлечь аудиторию, получить лайки или донести какие-то мысли? Помните, что на чаше весов — люди, их чувства, их жизни.
- Используйте достоверные, надёжные источники и опирайтесь на факты.
- Если приводится статистика или исследование, дайте ссылку, укажите год проведения.
- Пишите кратко, чётко, без эмоций. Это новость, а не сценарий триллера.
- Ответственно подойдите к вопросу — писать об этом или нет. Если вам нечего добавить нового — не пишите, не надо просто тиражировать.
- Выразите соболезнования всем, кто знал этого человека.
- Акцентируйте внимание не на вопросе «кто виноват?», а на вопросе «что делать?». Включите рекомендации экспертов по ментальному здоровью и контакты, куда можно обратиться за помощью.
Рекомендации были даны на вебинаре для журналистов из стран ЦА. Организаторы — Общественное объединение «Казахстанская Медиасеть/KazMediaNetwork» и Общественный комитет по саморегулированию медиа. Экспертами выступили Гражина Раманаускайте, омбудсмен по этике журналистов Литвы, и Светлана Богатырёва, магистр психологии, исполнительный директор фонда Just Support (Казахстан).
Гражина Раманаускайте поделилась опытом Литвы. В 2018 году Литовский парламент изменил правила публичного освещения самоубийств, приняв строгие поправки к закону об информировании общества. В частности, действует законодательный запрет романтизировать самоубийство, трактовать самоубийство как подходящий способ решения какой-либо проблемы или повседневный факт. Авторы не должны упоминать детали, публиковать фото и личные данные при публикации сообщений о самоубийствах или его попытках. Также надо сообщать телефоны групп поддержки горячих линий взаимопомощи.
«Что говорят психиатры из Бюро самоубийств? Как только СМИ освещают самоубийство знаменитой личности, так утром полно пациентов. Мы видим синдром Вертера в действии. Поправки были приняты три года назад. Я разговаривала с психиатрами. Они подтверждают — число самоубийств уменьшилось. И хотя доказать прямую связь самоубийств с публикациями в СМИ сложно, все понимают, что есть воздействие информации на людей, которые склонны к самоубийствам», — сообщила Гражина Раманаускайте.