Близится к завершению 2021 год, трудный, непростой, с большими потерями и меньшими приобретениями. Время итогов. Как их подводили и как об этом рассказали, посмотрела медиакритик Алия Нагорнюк.
Сюжеты итогов кем бы то ни было и по какому-то ни было поводу стали в новостном контенте лишь перечислением «великих» достижений в исключительно позитивном ключе. Хотя по определению такие материалы предполагают сравнительный анализ (планы и обязательства в начале года — их выполнение в конце; показатели прошлого года — показатели уходящего и т. д.).
Особое место в этой тематической рубрике занимают отчёты акимов. И зритель вправе рассчитывать пусть не на аналитический обзор, но хотя бы на добросовестное перечисление: что сделано, а что нет.
Скучно, господа!
На «Информбюро», рассказывая о предварительных итогах развития Алматы, предпочли «зайти» с медицинской службы, привязав материал почему-то к омикрону.
«Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев сегодня подвёл предварительные итоги года», — первое предложение сюжета. Казалось бы, далее совершенно логичен рассказ об этих самых итогах. Но следом: «Одной из самых злободневных тем (чего? итогов?) стала, конечно, угроза нового штамма омикрон».
Далее следуют два синхрона акима встык, что профессионализма журналисту не прибавляет, конечно. Речь акима изобилует цифрами — для отчётной речи извинительно, если не естественно, но дальнейший АВТОРСКИЙ текст — просто данные статбюро.
«Построены три государственных сада на 360 мест и более 40 частных, которые примут более четырёх с половиной тысяч детей. Таким образом, детсадами охватят почти 90 % малышей. Также строятся восемь школ, три из которых планируют сдать уже к концу этого года. Отметил Бакытжан Сагинтаев и успехи малого бизнеса: объёмы кредитования выросли почти в полтора раза, в сфере МСБ создано 55 тысяч новых рабочих мест, а средняя зарплата выросла на 20 %».
Да-а-а… Скука смертная.
Хорошо бы увидеть и услышать, к примеру, алматинцев, для которых всё это открывается, возводится, строится… Сами поленились сделать сравнительный анализ (или времени не было), чего проще — позовите эксперта. Сюжет-то всё равно никакой. В подтверждение абсолютно нелогичное последнее предложение: «Главная цель — попасть в сотню лучших городов мира». Между этим завершающим аккордом и всем тем, что было ДО, должна быть связь, а не логический провал длиною в год. Тогда за основу сюжета можно было взять критерии оценки этих самых городов, если уж озвучили цель усилий горожан.
Это:
- доступность товаров,
- безопасность жизни,
- уровень образования и здравоохранения,
- культурная и экологическая привлекательность,
- эффективность инфраструктуры.
Вот вам и структура сюжета.
«Какие ещё перемены ждут жителей мегаполиса, расскажут мои коллеги», — уверенно заявила в предсюжетном тексте ведущая, но… коллеги не рассказали. И вообще сомнительное заявление в сюжете о брифинге об ИТОГАХ года. Чтобы написать или дописать подводку к материалу, иногда полезно прочесть текст журналиста.
Зависимость независимого телеканала
«Итоговой» лихорадкой охвачена вся страна. И это не только акиматы крупных городов, но и, к примеру, различные подразделения областных или городских администраций.
Отчёты (одно только слово навевает скуку), конечно, диктуют свою лексику и манеру изложения вообще. Но первый независимый канал Актюбинской области РИКА впал в абсолютную зависимость от пресс-релизно-канцелярских словесных форм. Такое ощущение, что журналисты числятся в штате департамента по связям с общественностью и без устали черпают художественные средства «выразительности» на специальных курсах по омертвению языка.
«Основными направлениями деятельности управления являются государственное регулирование в области лесного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, водного хозяйства и окружающей среды. В сфере лесного хозяйства площадь питомников в этом году увеличена на 117 га, посевные части полностью охвачены системой капельного орошения, в лесных питомниках насчитывается 11 млн саженцев. Урожайность деревьев составила 80 %». И о какой урожайности речь? Ведь на природных территориях произрастают дикорастущие деревья. Шишки, что ли, считали? Или плодовые высадили? Уж поясните.
«В сфере улучшения состояния окружающей среды в текущем году завершено строительство полигонов в Мартукском, Кобдинском, Карауылкелдинском районах». Каких, извините, полигонов? Расскажите (или покажите), ведь зритель не сведущ, как вы. И не лучше ли сказать: «Чтобы улучшить окружающую среду…»
«На сегодняшний день выдано 325 разрешений на пользование животным миром, поступления в бюджет составили 6,8 млн тенге». А кто и как этот животный мир «пользует»?
«По состоянию на 2021 год в области имеется 53 охотничьих угодья, из них 28 охотничьих угодий закреплены за природопользователями…» Что это означает для обычного зрителя, вашего «пользователя», кстати? «…25 охотничьих угодий находятся в Резервном фонде». Что за фонд? Это то, что не раздали?
Такая подача абы как или слизывание пресс-релизов сводят на нет информативную функцию новостей, оказывают медвежью услугу тем, о ком в подобных сюжетах рассказывается. Режиссёры и журналисты создали здесь особый жанр (вслед за живописью, видимо) — портретное видео. Всё бы ничего, да весь, с позволения сказать, сюжет закрыт одной картинкой — говорящим чиновником. А где же тот самый лесной и животный мир?
Всегда ли краткость — сестра таланта?
На осведомлённость зрителя рассчитывают и журналисты КТК. Здесь не балуют развёрнутыми материалами обо отчётах чиновников, и правильно в общем-то — такие формы не отвечают стилистике новостей канала. Да и отчёт министра перед президентом — не тот случай. Но с краткостью, несмотря на расхожее мнение классика, переборщили — не назвали даже, какое именно министерство отчитывается. Первое предложение: «Касым-Жомарту Токаеву представили отчёт об итогах работы министерства за текущий год, а также о реализации поручений в рамках Послания». По контексту догадаться можно, да и по фамилии министра.
Но, учитывая довольно частые кадровые перестановки (вот и министр Шапкенов на посту не более года), не грех бы назвать Министерство труда и социальной защиты населения, тем более что оно «профильное» для канала, позиционирующего себя народным.
Отчёты чиновников, а вслед за ними и многочисленные брифинги, проходят гораздо чаще, чем раз в году — перед Новым годом, к этому руководителей разных уровней обязывает закон. Задача же журналиста — объективно передать суть события, и в данном случае это не зеркальное отображение статистических данных и других показателей, а рассказ о том, как от этого лучше (или хуже) стало простому человеку.
Сейчас практикуется прямое включение отчётов акимов на информационной площадке Службы информационных коммуникаций.
Форма вполне отработанная и соответствует своему содержанию и задачам.
И именно к такого рода отчётам сейчас приближены материалы (большие и маленькие, развёрнутые и краткие, с разнообразным видео или просто картинкой-портретом) новостного контента.
В начале года нас ждут годовые отчёты акиматов и министерств. Посмотрим…