«Он был больше чем оператором». Памяти Сакена Битаева

0
177

7 января на Facebook казахстанский журналист Данияр Адилбеков сообщил: «Вчера в Алматы мародёры застрелили моего друга — Сакена Битаева. Пуля попала в лёгкое, Сакен умер мгновенно, не дождавшись скорой помощи. По словам друга, который был с ним, у них хотели забрать автомобиль, в котором они сидели и разговаривали. Толпа подошла сзади и начала вскрывать двери. Пацаны дали по газам, а мародёры начали стрелять вслед уезжающей машине. Одна пуля пробила Сакену лёгкое, и Сакена больше нет с нами. Сакен был одним из талантливейших режиссёров. Отец казахского хип-хопа. Нет ни одного рэпера в Казахстане, кто не знает Salamalec sound — его детище. Режиссёр от Бога — снимал разные вещи для Салема, в том числе и «Пацанские истории»».

«Новый репортёр» записал воспоминания друзей и коллег Сакена Битаева, мы выражаем глубокие соболезнования всем его близким.

Асан Мажит, актёр театра и кино:

— Тяжело и обидно до боли, когда уходят лучшие, близкие, родные. Больно писать о Саке (Сакен) в прошедшем времени. Саке был светлым, добрым, талантливым человеком. Он был образцом человеколюбия и преданности делу. Примером для всех нас. Сак основал музыкальный лейбл Salamalec sound, вложил много труда и душу. Сак никогда не преследовал цель как-то заработать, он мог ночами просиживать в студии с молодыми талантливыми ребятами. Доказательством этому — ветераны казахского хип-хопа, группа G.H.A.D. Он стоял у истоков становления этой группы. Около 20 лет я знал Сакена гениальным битмейкером, одарённым музыкантом, талантливым оператором и режиссёром, а самое главное — верным другом. Это, без сомнения, огромная утрата для нас всех.

Ерден Телемисов, актёр, режиссёр, сценарист, продюсер:

— Я познакомился с Сакеном больше 10 лет назад. Тогда меня пригласили сняться в клипе Kicha «Поздно или рано», режиссёром которого был Сакен. Сакен уже тогда был крутым режиссёром. Посмотрите этот клип, и вы не поверите, что он так давно снят.

С тех пор мы стали общаться, подружились. Сакен всегда удивлял меня своим кругозором. Немногословный. Умный. Разносторонний. Я не встречал людей, лучше его разбирающихся в рэпе, в истории, в режиссуре и операторском деле.

Когда я решил снимать первый свой веб-сериал «Всемогущий», пригласил Сакена в проект оператором-постановщиком. До Нового года списывался с Сакеном. Планировали встретиться. Хотел снять вместе с ним свой следующий проект. Судьба распорядилась иначе…

Ербол Жумагул, кинорежиссёр:

— Сакена я знаю с 2013 года, я как раз пришёл в кино, снял первый полнометражный фильм. И после этого решил создавать свою студию. Сакен был оператором, который мне помогал. Мы сдружились, очень близки стали, все эти годы общаемся ежедневно. Сакен был больше чем оператором, он был режиссёром. Он не был оператором из дружбы. Я постигал нюансы в профессии рядом с ним. Я как режиссёр пришел в эту профессию, но как директор студии я не разбирался во многих вопросах, Сакен мне помогал. По мере того, как студия росла, мы встречались, когда нужна была помощь, я его приглашал на отдельные проекты. На постоянной основе оператором он не мог быть, он был больше чем оператором. Он был режиссёром, он был композитором, он был клипмейкером. Ему уже надо было на международный уровень выйти, он к этому шёл.

Он был чистейший человек, очень чистый, очень бескорыстный, очень отзывчивый. В то же время очень храбрый. В нём было и мужское в правильном сочетании, и человеческое в нужном сочетании. Это был человек настолько открытый, безотказный в хорошем смысле. Даже когда у него не было возможности, он никогда, как японцы, не говорил «нет». «Надо подумать»… Он был очень компанейский, очень обаятельный. Я на него не мог никогда обижаться. Он мог проспать на съёмки, приехать через три часа, я мог — мы никогда друг на друга не обижались, не повышали голос, не ссорились. Очень коммуникабельный. Я видел его другим, в драках — он был очень храбрый, отчаянный. В то же время я знаю его семью, дома у него несколько раз был. Конечно, в последние три-четыре года общались меньше, когда в разъездах.

Я благодарю Всевышнего, что я приехал из Астаны, мне нужно было сделать монтаж, поденная работа, друзьям помочь, немного подзаработать. А компьютер мой с монтажным столом в Астане остался. И, естественно, кому я ещё позвоню, ближайшему другу, соратнику, брату — Сакену. И он мне открыл двери студии, посадил за монтажный стол. Я два дня из трёх последних дней сидел, монтировал, он сидел рядом в интернете, ещё был интернет — мы обсуждали, что происходит, вокруг все эти разговоры. После этого ехали к нашим общим друзьям, сидели, пока не было комендантского часа. В день смерти у меня были свои дела, у него свои… Он говорил, что со своего окна видел, как на площади акимат горит или резиденция. Потом я не доехал до наших общих друзей, а он там был, потом уехал домой. Друзья говорят, что звонили ему — были слышны детские голоса. И вроде как мы успокоились…

И мне наутро позвонили 7 января и ошарашили. Честно говоря, эта новость выбила землю из-под ног. Наверное, ему будет легче, если мы отпустим, покоримся воле Всевышнего. Как-то так. Мы похоронили его три дня назад, сегодня семь дней. Огромная утрата. Это не только мы потеряли друга, это вся страна потеряла… Нас и так мало. Каждый талантливый казахстанец. Мы должны лелеять таких людей, беречь, давать им возможность реализовывать свой потенциал на мировом уровне. Мы видим — и Иманбек, и Скриптонит, — мы можем на мировом уровне что-то делать. И Сакен из их числа.

Он сделал очень много. Он для казахоязычного рэпа писал первые биты, писал клипы на них. G.H.A.D — одна из первых рэп-команд, Сакен имеет непосредственное отношение. Он был знатоком казахской литературы. Хотя этого было не видно в общении, он был очень скромен. Был очень преданным поклонником хип-хопа, знал всю подноготную историю, собраны все интервью Тупака… Он сам в некотором смысле, как Тупак ушёл. Я думаю, Сакен останется не только в памяти друзей, его помнить будет вся страна. Что-то он для «Пацанских историй» снимал, был оператором на полнометражных картинах. С ним вместе и рекламу снимали, и документальные фильмы, и фильмы без бюджета. Три года снимали про музыкальную школу им. А. Жубанова, просто ходили и снимали, 40 съёмочных дней. Очень мало людей, которые на такое пойдут из любви к искусству, из уважения к другу. Мы друг у друга вызывали восхищение человеческое, это очень важно. Я рад, что я при жизни ему всё это высказал, что это не осталось недоговорённым. Последние два дня, когда мы виделись, он очень много рассказывал. Это был бенефис. Он молчун, а тут много говорил, мы смеялись…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь