Надо признать: Касым-Жомарт Токаев, который вот уже который год де-юре президент Казахстана, похоже стал им де-факто. Потому что в выпусках итоговых программ на этой неделе, кажется, нет ничего и никого, кроме Токаева.
Токаев и его интервью Захарчук. Токаев и что он сказал по тому или иному поводу. Токаев и его мнение. Токаев и его пост председателя правящей партии. Токаев и его планы. Токаев и его твиты. Токаев, Токаев, Токаев.
Даже на КТК в «Больших новостях», которые ещё несколько недель назад, казалось бы, демонстративно игнорировали «президентскую повестку»! Даже они теперь признают Касым-Жомарта Токаева главным ньюсмейкером… Ну, как минимум, недели.
И в этой ситуации интереснее всего смотреть не на то, кто и что сказал. А на то, кто чего не сказал.
«Большие новости», КТК
Программа начинается с темы утильсбора и компании-оператора РОП. Тему в своё время поднял Токаев. После её (компании) закрытия один руководитель задержан, второй свёл счёты с жизнью — авторы рассказывают о самоубийстве управляющего директора Руслана Шамшиева. Сюжет — полный рассказ о деятельности РОП под названием «РОП-стоп». Очень ценный факт: обычно об утильсборе в сюжетах говорят как о чём-то, что знают все. Здесь автор сюжета Динара Уркумбаева в самом начале чётко объяснила, что же это такое. Небольшое замечание: не покупательская способность в этом контексте, а покупательная.
Следующий блок — про интервью, которое президент Токаев дал «госканалам». Журналисты КТК главным сочли высказывание главы государства о том, что бандиты, напавшие на Казахстан, находились под воздействием наркотиков и жили в пятизвёздочных отелях. О том, кто именно брал интервью у Токаева (а это была журналистка Вера Захарчук), не упомянули.
В рубрике «Большая политика» — о внеочередном съезде Nur Otan, главой которой опять же избран Касым-Жомарт Токаев. Подробно рассказали, что на онлайн-встрече сказал первый президент, а что — второй. Такого количества цитат первого руководителя республики в программе «Большие новости» старожилы не припомнят.
В рубрике «Большие деньги» — о том, как казахстанцы могут стать акционерами фонда «Самрук-Казына», и что вообще с этой организацией происходит. Рассказ подробный и тщательный. И опять же не без Токаева. Мягко говоря. Зато авторы сюжета заметили, что критика в адрес фонда от депутатов звучит «только сейчас».
После небольшой информации о ковиде в программе перешли к теме блэкаута («Чёрного вторника») в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане и объяснили, при чём тут майнеры (и чем они хороши для экономики). Интересно, что в сюжете появился популярный в 90-е годы в СМИ спикер Пётр Своик. Сам материал — полный, отличная попытка понять, что же произошло. Токаева тут не было. Может, не нашли, как его приспособить к этой теме.
«7 кун», «Хабар»
«О приказе стрелять на поражение и о резолюции Европарламента, о том, чем были накачаны террористы и как они покидали Казахстан, о том, как долго намерен оставаться у президентской власти и как намерен изменить власть законодательную и исполнительную. Президент Токаев дал большое интервью агентству «Хабар»», — с такой подводки начинается выпуск.
Цитаты из интервью будут встречаться как в посвящённом ему сюжете «Новый лидер», так и по всему выпуску. Автор материала Айгуль Амантаева в одном материале скрестила и съезд Nur Otan (с теперь уже) во главе с Касым-Жомартом Токаевым, и то самое интервью. В материале приведены синхроны политологов и экспертов, которые на разные лады деликатно критикуют партию власти. А сама журналистка говорит: «Однако «партия реальных дел», как называют себя сами нуротановцы, не сумела остановить ту же инфляцию, поднять зарплаты и сдержать рост цен на товары первой необходимости». А ведь ещё месяц назад такое на «Хабаре» нельзя было представить. И ещё: а при чём тут партия? Это партия, оказывается, отвечает за инфляцию и зарплаты? А подробнее об этом можно?
В финале материала прозвучали странная с точки зрения языка фраза «косметическая перезагрузка» и очень уж просторечное, нетипичное для «Хабара» выражение «без помощи агашек».
Далее авторы передачи цитируют интервью с Верой Захарчук — про второй срок, про январские события, про резолюцию евродепутатов… Улетевшее в соцсети «между Сциллой и Харибдой» в этом выпуске отражения не нашло.
Следующий материал называется «Азиатская кооперация». В нём рассказывается о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем и Индией. Официальный сюжет с выдержками из речи опять же Токаева и иностранных госчиновников с вплетением таких слов, как «декарбонизация экономики».
Третий материал выпуска «Что с ценами?» построен в основном на синхронах обычных казахстанцев, которые говорят о том, что цены высокие, но с начала года… снизились. Также мы видим попытку журналистского эксперимента: в кадре рассказали о мониторинге цен, и журналистка звонит в кол-центр, который принимает жалобы на завышение стоимости продуктов. Разговор вышел очень странным:
— То есть мониторинговая группа в курсе, что цены повысились?
— Ну да.
Также в сюжете показали мясо по 2050 тенге — таких цен, судя по соцсетям, сейчас нигде нет. А завершается материал некоторой манипуляцией — апеллированием к международному опыту на примере Грузии. Мол, там цены тоже растут, инфляция. Зритель увидел синхрон женщины с детьми, а также профессора Кавказского университета.
Далее — сюжет о социально-экономических проблемах, который непонятно почему называется «Там, где садится солнце». Может быть, это отсылка к западу Казахстана, ведь в материале речь идёт про Актау и Атыраускую область? В материале есть стендап, когда за спиной журналистки на экране выводится инфографика по комплексному плану социально-экономического развития.
Пятый сюжет выпуска — Анна Абрамова рассказывает про судьбу «Самрук-Казыны». Очередной стендап на фоне Байтерека с исторической справкой о создании фонда национального благосостояния в 2008 году и риторическим вопросом: «На чьё благосостояние все эти годы работал «Самрук-Казына»?». Почему «7 кун» не задался этим вопросом раньше? — хочется спросить зрителям. В материале цитируют экономиста, экономического обозревателя и других экспертов, а также ФБ-пост, созданный на волне хайпа: «»Астана газ» готова принять к себе на работу экс-топ-менеджеров «Самрук Казына» на вакансии сварщиков, слесарей…»
Следующий материал выпуска — анонс 20-минутного фильма «Трагический январь. Как это было». В материале приводятся комментарии председателя правления АО «Агентство «Хабар»» Ерлана Бекхожина и блогера Дениса Кривошеева, который говорит, что ждёт второй части этого фильма — не «Как это было», а «Почему это было». Кстати, на «Новом репортёре» уже вышел разбор этого фильма про «самое страшное событие независимого Казахстана».
Выпуск заканчивается паркетным материалом про визит в Казахстан президента Татарстана. В сюжете «Сверка часов» рассказывается о перспективах развития совместных предприятий в сфере машиностроения. Думаете, там нет Токаева? Нет, он там есть.
«Грани», «Первый канал Евразия»
«Строительство нового Казахстана в самом разгаре, мы его свидетели и непосредственные участники», — бодро начинает выпуск Алибек Рзабаев, имея в виду при этом… «реформы, увольнения, аресты». Вот какими инструментами, по мнению «Граней», строится «новый Казахстан».
Выпуск начинается с сообщения о «большом интервью Касым-Жомарта Токаева», которое он дал ведущей в принципе канала-конкурента — «Хабара 24» — Вере Захарчук. Впрочем, имя её не упоминается, а название канала видно лишь в титре к видео. Небольшой пересказ сентенций президента с его же синхронами. Там же историческая формулировка Токаева о том, что права граждан «по большому счёту» нарушаться не будут. Но её, конечно, журналисты программы никак не прокомментировали.
Следующий сюжет посвящён ремонту, который сейчас идёт в акимате Алматы, и работе пожарных. «Чтобы построить новое, надо разрушить старое», — говорит журналист вроде бы о фасаде здания, но мы понимаем: это он всю страну имеет в виду.
Далее — о том, что Касым-Жомарт Токаев возглавил Nur Otan и как он призвал почтить заслуги первого президента Нурсултана Назарбаева, а его «просчёты и недостатки», мол, пусть судят будущие руководители нашей страны.
Затем нам рассказали, что именно сейчас государство делает для того, чтобы сократить пресловутый разрыв между богатыми и бедными. Тут нельзя не заметить, что формат для таких мини-блоков довольно странный: вот ведущий произносит подводку, а потом буквально на десятки секунд идёт закадровый текст, наговоренный шеф-редактором Олегом Журкевичем. Хотя эту же самую информацию вполне мог и ведущий произнести, настолько её мало. Не очень понятно, зачем это.
Далее Рзабаев анонсирует тему повального отключения света в некоторых регионах Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана на этой неделе. Оказалось, это подводка не столько к материалу на актуальную тему, сколько к рубрике «Грани закона», о чём свидетельствует отбивка между сюжетом и той самой подводкой. Если верить авторам блока, в блэкауте виноваты майнеры. Также в рубрике затронута тема пресловутого утильсбора (нам рассказали, кто и за что был задержан по этому делу, в том числе и что изменилось в «Самрук-Казыне») и законопроекта о поддержке людей с ограниченными возможностями. Отдельное интервью — с депутатом Сената Казахстана Сергеем Карплюком о том, почему Европарламент так быстро вынес свою резолюцию по январским событиям в Казахстане — без запросов и полной информации.
Затем ведущий подчёркивает: глава государства менее всего беспокоился по поводу оценки происходящего на Западе, к нему присоединяется автор следующего блока Айгерим Муздыбаева. Никогда ещё в программе «Грани», да и в предшествовавшей ей «Аналитике» не было так много ссылок на президента. Как будто «Хабар» смотрим… Тем более что Муздыбаева прибегла к знакомой нам всем риторике госпропаганды: видите, что творится на якобы демократическом Западе! Весь блок посвящён протестам разного рода «у них» и способам борьбы с ними — тоже «у них». Понятно, что журналисты хотели показать нам неправоту некоторых членов Европарламента, но в итоге мы видим манипуляцию и отсутствие баланса.
Блок продолжается рассказом о политическом конфликте России и США. Он сопровождался довольно внятным комментарием политолога Жумабека Сарабека о том, как это всё отразится на Казахстане.
Экономист Акимжан Арупов объясняет, почему на самом деле мировая экономика оживает.
Следующий блок — о коронавирусе, штамме омикрон, статистике и людях с «синим» статусом. И снова в самом начале цитируют президента…
О строительстве некачественного жилья повествует следующий блок. Журналисты провели ревизию жилого фонда в Усть-Каменогорске. Очень много информации о том, насколько всё плохо, и всего один совершенно невнятный комментарий от невнятного чиновника с браком по звуку непонятно о чём. То есть журналисты либо не смогли, либо не захотели показать, что делать и кто за всё это безобразие в ответе. То есть сказали, что некие «чиновники». А вот если бы ситуацию прокомментировал Токаев!..
И завершается выпуск «позитивными новостями»: о победе казахстанцев в чемпионате по футзалу, женщине, которая в 52 года впервые стала мамой, о нашей сборной, прибывшей в Китай на Олимпийские игры.
И в заключение… Снова о президенте! Касым-Жомарта Токаева спросили, не вернуть ли Алматы название Алма-Ата. О том, как прекрасен город, спросили его жителей и гостей, которые ласково зовут его «Алматушечка».
Apta, QAZAQSTAN
Apta началась с интервью президента Касым-Жомарта Токаева журналистке «Хабар 24» Вере Захарчук. Привели разные отрывки, начиная от «стрелять без предупреждения» до отсутствия «торгов с бывшим президентом Нурсултаном Назарбаевым». Тему дополнили комментарием политолога и депутата Мажилиса Ерлана Саирова, он сказал, что благодаря решительным действиям Токаева удалось сохранить территориальную целостность республики.
О заседании Совбеза под председательством Токаева рассказали коротко, упомянув, что прежде Совбез возглавлял первый президент РК Нурсултан Назарбаев. А также сообщили, что парламент лишил Елбасы ряда полномочий — например, пожизненного председательства в Совбезе. Ни «Большие новости», ни «Грани» об этом не упомянули!
Из партии Nur Otan вышли сотни её членов (и об этом тоже сказала только Apta). Эта новость стала подводкой к материалу о съезде, на котором председателем был избран Токаев. В этом сюжете в первый раз за последние три эфира Apta показали Назарбаева. В заключительном стендапе корреспондент Альбина Ашим привела цитату философа Гегеля: «Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах». (Каз: «Өзгелер алдындағы міндеттер ішіндегі ең негізгісі — сөз бен істің рас болуы»).
Депутатский запрос сенатора Мурата Бактиярулы на имя главы правительства о ложной статистике стал поводом для второго сюжета. Корреспондент отправился в один из сельских округов Акмолинской области и узнал, как там живут люди, перечислив проблемы — от количества самозанятых до отсутствия инфраструктуры. В сюжете много комментариев жителей, есть мнение акима села. Информативно, но ничего нового: во многих сёлах Казахстана так живут.
Слова президента Токаева в интервью телеканалу «Хабар24» о трансформации экономики и политики стали поводом для рубрики «Apta қонағы». Гостем стал социолог Серик Бейсембаев. Поговорили о причинах январской трагедии, количестве безработных, бесполезности «раскулачивания», невозможности решения проблем страны без политических реформ.
И снова президент: Токаев сказал, что по программе «Болашак» надо обучать наших граждан и в университетах России. В сюжете привели мнения профессоров, стипендиатов «Болашак» и вице-министра МОН.
Затем снова Токаев: в интернете много сообщений о пытках, но главное — что твитнул по этому поводу Токаев.
Последний сюжет — на тему некачественного онлайн-образования, детского стресса. Повод — то, что 2022-й объявлен Годом детей. Большой материал с комментариями учеников, родителей, исследователя, психолога, директора, депутата Мажилиса.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.