Зачем журналистам нужна кинограмотность?

0
257

Кино для журналистов может считаться одним из самых значимых видов искусства, потому что на нём основаны все современные медиа. Несмотря на это, кинематографу несправедливо отводится только развлекательная роль, и даже сами медиа не всегда видят в этой технологии свои корни.

О том, почему журналистам стоит быть кинограмотными, во время открытой сессии в рамках III Центральноазиатского MediaCAMP Эдьютона-2022 рассказывает российский киноэксперт Камилл Ахметов.

Какова роль современного киноязыка?

В Средние века у людей не было возможности получать образование, потому что все рычаги власти, а также монополия на грамотность принадлежали церкви. В то время книги писали от руки и переписывали издания. Но в XV веке Иоганн Гутенберг изобрёл печатный станок. Что это означало? Книги были в единичных экземплярах, они не доступны людям, и вдруг появляется возможность распространять книги, появляются миллионы книг. Люди начинают читать и получать образование, знания из печатной литературы, начинают мыслить.

Камилл Ахметов, kinopoisk.ru 

На этом закончились Средние века и началось Возрождение. Информация стала общедоступной, после книг появились газеты, в них стала печататься реклама, и весь мир таким образом изменился.

В конце XIX произошла точно такая же трансформация, только вместо печатного станка появилась технология кино — создание видеопоследовательности. И началась эра современных медиа.

Тиражирование информации:

  • XV — Иоганн Гутенберг
  • XVII — газеты
  • Конец XIX — кинематограф
  • Начало XX века — радио
  • Середина XX века — телевидение
  • Конец XX века — интернет

Что такое кино?

Все медиа говорят на языке искусства. Но для того чтобы понимать этот язык, нужно знать контекст. Казахстанцы, видя скульптуру яблока, понимают, что это символ Алматы, для россиян это просто скульптура яблока.

У человека до кино было три вида искусства: живопись плюс фотография, литература и театр. Кино — это синтез всех трёх видов искусства. У каждого вида искусства по отдельности есть огромные возможности, но есть и ограничения. Кино помогает снять все ограничения и использует все возможности вместе.

Киноязык — это система средств для передачи смысла кино

Аспекты киноязыка:

  • Повествовательный (от литературы) — композиция произведения, рассказ истории, фабула и сюжет, повествовательный конфликт, характеры героев.
  • Визуальность (от живописи) — тон и цвет, светотеневой и светотональный рисунки, цветовой символизм, способы взаимодействия линий, фактур, текстур.
  • Временной (от театра) — протяжённость по времени, темпоритм.

Эволюция кино за 128 лет

Кинетоскоп был изобретен в 1893 году. Сеанс братьев Люмьеров произошёл в 1895 году, и он был далеко не первым. В 1895 году по всей Европе было огромное количество попыток переделать кинетоскоп для экрана, но у Люмьеров получилась лучшая технология, и самое главное — им удалось показать жизнь, интересную зрителям, они показывали, как приходит поезд, как люди играют в снежки, они показывали обычные картины жизни. И именно поэтому их фильмы были настолько популярными. Они не были аттракционом, оторванным от жизни. Во всех учебниках они считаются не просто создателями кинематографа, но создателями его повествовательной части.

Всё кино делится на две части: повествовательную и изобразительную.

Потому что у кино есть повествовательный и изобразительный аспекты. Как только мы начинаем пользоваться этим как специалисты, мы по-другому начинаем работать с медиа. Когда мы понимаем, что у кино есть нарративный аспект и изобразительный, который позволяет рассказывать историю не только через изображение, не только через картинку, но и через то, как поставлен свет, решены световой и теневой конфликты, какой ракурс используется. Визуальный аспект крайне важен, благодаря ему нам интересно кино. Если просто пересказывать сценарий с помощью актёров, то кино вряд ли будет таким захватывающим. И если Люмьеры стали родоначальниками повествовательного кино, то родоначальником визуального направления считается француз Жорж Мельес, который изобрёл спецэффекты и снял фильм про путешествие на Луну.

Позже кинематографисты стали учиться соединять изображение и повествование. В Советском Союзе первым таким режиссёром стал Эйзенштейн, в Японии — Акира Куросава. Эту традицию продолжили Тарковский, Бергман. У киноязыка большая история, который нужно изучать. Кино — это не просто развлечение, кино борется между тем, что оно хочет быть искусством, и тем, что оно должно быть аттракционом, потому что иначе не сможет зарабатывать деньги.

История кино показывает, что проходит 10-15 лет аттракционности, после чего приходит эпоха реализма. Сегодня благодаря технологиям в кино очень много аттракционности, но, как и учит история кино, люди скучают по реализму. И за последние 10 лет появилось очень много реалистичного кино. Например, фильм «Айка» режиссёра Сергея Дворцевого — яркий пример реалистичного кино.

Таким образом, все достижения кино заставляют подумать о том, какую роль киноязык играет в современных медиа, и как можно его эффективно использовать. Киноязык — это больше, чем просто рассказ истории. Постарайтесь больше узнать об этом, и это поможет в вашей профессиональной деятельности.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию USAID.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь