Сериал «Тогжан» от КТК: журналистика как условность 

0
563

Недавно на КТК стартовал показ сериала «Тогжан» (выходит на казахском языке с русскими субтитрами) — это новая многосерийная картина о деятельности телевизионной редакции и жизни главной героини-журналистки. Познакомиться с фильмом было вдвойне любопытно после написания мной недавней рецензии на «хабаровский» сериал KazNews, действие которого также разворачивалось в телевизионном закулисье. И, конечно же, при написании новой рецензии я держу в голове прошлогодний сериал «Дурь», который обозначил новую сериальную стилистику КТК. Хотел бы поделиться впечатлениями от просмотра первых трёх показанных на момент написания серий: их оказалось достаточно, чтобы сделать первые выводы.

Творческая конвергенция

Интересно, что некоторые сюжетные повороты нового сериала напоминают оные в упомянутом KazNews: начинается «Тогжан» со смены руководства телеканала (в сериале от «Хабара» главное движение сюжету задавала гибель руководителя и новое назначение на должность); в обеих картинах показывается «заклятая дружба» коллег-телеведущих, подковёрная борьба за кресла, начальники-самодуры, время от времени демонстрирующие управленческий кретинизм. И, конечно же, между строк воспевается «настоящая журналистика». Правда, герои так и норовят заниматься какими-то другими ремёслами.

Тогжан, неожиданно для неё самой возглавившая ток-шоу «Женские истории» и ставшая её лицом, руководит двумя журналистами — Томирис и Бостандыком. Выполняет команда большую задачу от нового начальника (и бывшего мужа Тогжан по совместительству) — повысить рейтинги умирающего женского ток-шоу. И делается  это умело: первым делом меняется концепция программы, и её коньком становятся шокирующие реальные истории, которыми в эфире с ведущей делятся приглашённые в студию гостьи. Да вот только журналистика в исполнении редакционной троицы какая-то своеобразная.

Пожалуй, «развесистой клюквы» в «Тогжан» поменьше, чем в KazNews, сценарий которого писался людьми, явно не имеющими отношения к телевизионной журналистике. И на первый взгляд кажется, что художественного вымысла в новом сериале от КТК примерно столько, чтобы непосвящённый в профессиональную кухню зритель мог в него поверить, при этом не борясь с накатывающей дремотой. Но, тем не менее, при более внимательном просмотре становится очевидным: создатели истории явно чрезмерно увлеклись укреплением героики профессии.

Герои Тогжан, Томирис и Бостандык при подготовке выпусков шоу выполняют явно неспецифические функции. А редакция оказывается местом удовлетворения амбиций сотрудников, занятых странной деятельностью, причудливо сочетающую оперативно-следственную, охранную работу и выполнение задач социальных служб. Судьбы людей решаются на редакционных планёрках, на которых Тогжан принимает решения о необходимости помощи тем или иным героиням — причём помощи зачастую прямой, в обход журналистского посредничества. Сотрудники редакции часто выходят за пределы профессии и даже прибегают к абсолютно незаконным приёмчикам — вроде «наезда» на торговца наркотиками или вскрытия частного автомобиля с обыском.

Все эти художественные приукрашивания серых журналистских будней искренне хотелось бы авторам простить — отхождения от грубой, лишённой лирики реальности присуще любому художественному фильму о любой профессии. Другой вопрос, какого свойства эти отхождения: влияют ли они только на драматургическое качество произведения либо искажают саму идею изображаемого ремесла. В случае с «Тогжан» вымысел приводит ко второму последствию.

При этом, как и в сериале «Дурь», авторам удаётся удачно заполнять сюжетные пустоты бытовыми сценками: у героини есть общая дочь с новым шефом (который, напомню, и бывший муж), и, помимо проблем ток-шоу, Тогжан вынуждена постоянно вовлекаться в мелкие семейные заботы. Вообще-то сценки эти хороши: вместе с показом взаимоотношений с дочерью переходного возраста, мечущейся между матерью и отцом, героиня наделяется важным дополнением образа. Он позволяет повысить зрительское сопереживание персонажу, потому что Тогжан действительно воспринимается не фанатично преданной делу, профдеформированной особой, а живым, понятным человеком, в котором зритель легко узнаёт себя. Кстати, в этом кроется отличие от образа журналистки Султаны из KazNews — в том сериале «семейные» зарисовки тоже были, но оказались лишь условностью, не играющей роли в сюжетообразовании, а в итоге и в формировании образа героини.

На свои места

Однако в новом сериале так же очевидна скудость драматургической основы. Например, в каждой из трёх просмотренных серий тема увольнения (Тогжан экс-мужем, Томирис руководительницей Тогжан и Тогжан уже добровольного) подаётся как свидетельство достижения некоего эмоционального пика, как высшая кара в храме журналистской непорочности (но каждый раз герои в шаге от окончательного решения возвращаются назад).

Поиском сценаристами лёгких путей кажутся и притянутые за уши сюжетные твисты, вроде раздобытой в последний момент журналистом Бостандыком «разоблачающей» аудиозаписи, выданной в эфир во время беседы с очередной гостьей, на которой та признаётся, что причастна к гибели мужа. Напомню, что и в KazNews наивных поворотов такого рода хватало. Конечно, в качестве оправдания сценаристов «Тогжан» можно привести какую-нибудь историю из жизни — например, случайно записанное прямо во время съёмок документального фильма признание американского миллиардера Роберта Дёрста в убийстве. Но это оправдание не показалось бы мне убедительным, потому что та невообразимая удача, случившаяся в реальности, окажись она в мире художественного вымысла, показалась бы совсем уж фантастической, то есть ориентироваться на подобные случаи нет никакого смысла.

Вообще, судя по  отечественным сериалам, попадавшим в поле моего зрения, низкое качество сюжетных поворотов — это некое общее место.

Но я не зря в начале этого критического отзыва упоминал прошлогодний сериал «Дурь». Объединяет ту картину с «Тогжан» не только общий детективный жанр, но и неплохая режиссура. Однако актёрскую игру здесь трудно назвать выдающейся, Жанболат Байдарбеков в роли гендиректора Меиржана несколько уходит в тень на фоне коллег по цеху, а Мадина Есманова (Тогжан) иногда играет слишком «стерильно» — претензия скорее к режиссёру, чем к самой актрисе.

Стоит признать: у сериала есть интересная особенность. Если отвлечься от вопроса реалистичности и принять журналистскую работу в фильме лишь за условие, обеспечивающее героев как бесконечным потоком историй, так и некоторым пространством для деятельности, всё становится на свои места. Потому что детективные истории, не выходящие за границы масштаба семейно-бытовых разборок, тем не менее, интересны. Не в последнюю очередь — по причине близости к зрителю поднимаемых проблем. Думается, темы «уята», неблагодарности близких и безденежья понятны и чувствительны для многих казахстанцев. Отсюда оправданный, на мой взгляд, расчёт на отклик аудитории. Добавьте к этому увлекательность детективных головоломок — сериал, несмотря на мои замечания, нельзя назвать бездарным. Всё-таки это профессионально сделанный фильм без совсем уж непростительных просчётов, демонстрирующий вполне неплохой уровень отечественных теле- и киноделов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь