Население Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана составляет почти 300 тысяч человек. И все эти люди с ноября прошлого года сидят без интернета. Им недоступны социальные сети, сайты информационных агентств, и в этой информационной блокаде они вынуждены смотреть только один государственный телеканал «Бадахшон», который специализируется на контенте из этого региона. Что рассказывают людям журналисты этого телевидения — в материале «Нового репортёра».
Интернет на Памире отключили в ноябре прошлого года. Тогда в Рошткалинском районе в ходе задержания силовыми структурами погиб местный житель Гульбиддин Зиёбеков. Вслед за этим инцидентом в городе Хороге состоялся стихийный митинг,и в первый же день в области отключили интернет. Сам митинг продолжался всего четыре дня, но интернета там нет и спустя четыре месяца. Причину людям не говорят.
Отключив интернет, местные власти и силовые структуры ГБАО стали активно использовать областное государственное телевидение «Бадахшон» в качестве главной трибуны для доведения до местного населения своего видения трагических событий в Горном Бадахшане. При этом на республиканских телеканалах Таджикистана об этих событиях не упоминается вовсе.
Вот уже более двух месяцев ежедневно в эфире ТВ «Бадахшон» под рубрикой «Отклик жителей относительно обеспечения верховенства закона в городе Хороге» показывают ролики с выступлениями жителей ГБАО — мужчин и женщин, сотрудников местных органов власти, преподавателей, пенсионеров и других. Эти ролики в совокупности занимают немалое время эфира.
При этом содержание речеймногих из ораторов не отличается разнообразием. В основном все они говорят о том, что недовольны действиями «организованных преступных группировок» в Хороге, призывают молодёжь города не следовать за ними, а в конце просят или требуют у силовых структур ГБАО задержать и наказать «преступников» и навести «порядок» в городе.
Сложно сказать, кто из выступающих говорит добровольно, а кого «попросили». Но очень похожие речи многих ораторов наводят на мысль о том, что некоторые из них просто зачитывают заранее подготовленный текст. Как пишут в социальных сетях отдельные пользователи, многие из работников органов власти и другие граждане произносят подобные речи, потому что боятся потерять свою работу.
В Горном Бадахшане есть свои неформальные лидеры. Это люди, пользующиеся большим авторитетом среди населения за определённые заслуги. Например, неформальные лидеры во времена гражданской войны в Таджикистане, когда население Памира столкнулось с голодом, помогали наладить поставки продовольствия.
Теперь в некоторых роликах телевидения «неформальных лидеров» ГБАО называют не только «главами ОПГ», но и обвиняют их в «террористической деятельности». Кроме того, в выступлениях респондентов осуждаются не только отдельные лица, но и молодёжь Хорога обвиняется в поддержке этих «группировок». Создаётся впечатление, что многие из этих ораторов мало знакомы с таким понятием, как «презумпция невиновности».
Например, 3 марта житель Дарвазского района ГБАО Шодибек Джалолов в ролике под рубрикой «Отклик жителей относительно обеспечения верховенства закона в городе Хороге» отметил, что сегодня наступило время покончить с преступностью в Хороге. Называя некоторых жителей города «преступниками», он говорил, что они должны ответить перед народом, нацией и законом. По словам другого жителя этого района Рахима Махшулова, действия «организованных преступных группировок» Хорога он считает «террористическими». «Смерть тем молодым людям, которые следуют за преступными группами», — говорит он в эфире телеканала (!).
Также житель Дарвазского района Джалолуддин Косимов 3 марта в эфире местного телевидения потребовал от правоохранительных органов все действия «ОПГ» города Хорога признать «террористическими».
В тот же день жительница Рушанского района Гулниссо Кадаменова в эфире ТВ «Бадахшон», держа в руках листок бумаги, зачитала обращение к трудовым мигрантам из этого района. Она отметила, что некоторые трудовые мигранты подливают масло в огонь, имея в виду их посты и обращения в социальных сетях.
Говоря о позитивных результатах, достигнутых за 30 лет независимости страны, Кадаменова упрекнула некоторых трудовых мигрантов в неблагодарности. Также она процитировала высказывание древнеримского оратора Цицерона о том, что человек может быть «совершенным и свободным только тогда, когда станет рабом закона».
Также на ТВ «Бадахшон» вопросам преступности посвящается немало программ, в которых представители правоохранительных органов подробно, пункт за пунктом, разъясняют зрителям содержание Уголовного кодекса Таджикистана.Показываются и сюжеты из разных собраний с участием местных органов власти ГБАО, Хорога и районов области, где иногда делаются громкие заявления. Например, депутат из Дарвазского района в своём обращении к властям ГБАО заявил, что если в Хороге не будет наведён «порядок», Дарвазский район может выйти из состава области и присоединиться к другому региону Таджикистана.
Кроме того, представители местных органов власти заявляют в эфире местного телевидения, что, за исключением Хорога, везде в стране установлены законность и порядок. При этом отмечается, что, хотя в других регионах Таджикистана тоже совершаются преступления, они не направлены против представителей власти и силовых структур.Судя по публикациям в социальных сетях, многие из жителей и выходцев из ГБАО сомневаются в том, что большинство выступающих с осуждающими речами делает это добровольно. Кроме того, некоторые считают, что подобная информационная кампания на ТВ «Бадахшон» вряд ли способствует стабилизации ситуации в регионе, а напротив — только увеличивает недоверие между властями и гражданским обществом.
Тем более что альтернативные мнения на местном телевидении игнорируются. Об этом свидетельствует то, что ранее некоторые представители гражданского общества ГБАО попросили дать им возможность выступить по ТВ «Бадахшон» с заявлением. Они хотели донести до местных жителей своё видение сложившейся в Хороге ситуации. Но такой возможности им представлено не было.В Хороге сейчас нет интернета, и активность проявляет только областное телевидение. Но проблема в том, что в интернете можно вести дискуссии и высказывать альтернативные мнения. А возможность выступить по областному телевидению для представителей гражданского общества ГБАО отсутствует. Соответственно, ни о каком публичном диалоге или дискуссии говорить не приходится.
Между тем, «отклики» местных жителей на события в Хороге продолжаются уже более двух месяцев. Тем временем, по некоторым данным, здание ТВ «Бадахшон» начали ограждать железными решётками.
Сегодня ситуация в ГБАО остаётся внешне спокойной, но неопределённой и непредсказуемой. Несмотря на это, многие местные жители всё ещё надеются, что здравый смысл восторжествует, и ситуация в административном центре Горного Бадахшана изменится в лучшую сторону. А это возможно лишь в условиях доверительного и плодотворного сотрудничества местных органов власти, правоохранительных органов и гражданского общества региона.
По словам местных жителей, завершение показа роликов с «откликами» местных жителей по региональному телевидению, а также возобновление доступа к интернету для всех жителей ГБАО могли бы стать хорошими знаками нормализации обстановки в Хороге.