На этой неделе Касым-Жомарт Токаев снова обратился с посланием к народу Казахстана. На этот раз по большей части политическим.
Надо сказать, что чем больше Токаев настаивает на ослаблении президентской власти, тем энергичнее государственные телеканалы воспевают его политику. Сложно сказать, чья это инициатива. Но вот вам факт: на этой неделе почти ни о чём, кроме как о послании, итоговые программы не говорили. И даже главная мировая повестка — война в Украине — отчётливо ушла не то что на второй план. Она практически растворилась.
«Большие новости», КТК
«Большие новости» ожидаемо начались с темы послания президента. В подробном материале Айгерим Бухтаева рассказала, «что ждёт новый Казахстан».
Переход от суперпрезидентской формы правления к президентской, изменения в парламенте, косвенные выборы акимов регионов и прочие обещанные реформы, вызвавшие на неделе дружные аплодисменты высокопоставленных слушателей Касым-Жомарта Токаева. Журналист Бухтаева рассказала о ключевых моментах послания просто и понятно, пересыпая закадровый текст поддерживающими президентское реформаторство репликами депутатов, политологов и глав волонтёрских движений. В целом создаётся впечатление, что власть продолжает раскручивать идею большой «работы над ошибками»: когда Токаев говорит о запрете для ближайших родственников президента занятия политических должностей, понятно, что сокрыто между строк. Ну а журналисты оказывают этой идее всяческую поддержку.
Иначе откуда в следующем сюжете, о появлении в скором будущем на карте страны трёх новых-старых областей, синхрон политолога Уразгали Сельтеева, легко списывающего большую безработицу на недоработки старого госменеджмента: «Если это всё грамотно организовать, этот процесс скоординировать, то, я думаю, лет за пять регионы оживут. По сути, сейчас должен начаться процесс реиндустриализации. Можно сказать, что наша государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, которая была, она провалена». «Реиндустриализация» в переводе с языка политолога Сельтеева на язык обывателя — это и есть работа над ошибками.
Ожидаемо: ни в одном из сюжетов журналисты не обратят внимание на то, что аплодирующие Токаеву с не меньшим энтузиазмом аплодировали его предшественнику, а о провале госпрограммы заговорили как бы невзначай провластные политологи.
Сюжет про новые области получился вполне внятным. Журналист Алтын Мендыбаева рассказала об ожиданиях жителей предполагаемых административных центров и о текущей едва не плачевной ситуации с городским благоустройством. Очевидно, что материал делался по принципу «галопом по европам», но это вполне ожидаемое следствие формата — репортаж, как говорится, не резиновый.
А ближе к середине выпуска в «Больших новостях» показали то, ради чего начинающим журналистам точно стоило этот выпуск посмотреть — чтобы узнать, как делать не надо.
Закадровый текст от ведущей Булатовой с синхронами и кадрами с места о митинге городского филиала AMANAT: акцию устроили в поддержку реформ Токаева в Алматы. Текст этот местами напоминал некий радиорепортаж или рассказ для слабовидящих. Предлагаем прочесть фрагмент этого журналистского описания митинга. «На этот раз были новшества: первое, что бросается в глаза, — сцена. Сегодня она была значительно больше, чем на других акциях. Необычно и то, что организаторы поставили палатки и угощали людей горячим чаем. На площади собралось больше двух тысяч человек. Повсюду развевались государственные флаги и знамёна партии AMANAT. Многие пришли с транспарантами. Партийцы были в белых жилетах с логотипами и голубыми повязками», — рассказывала Булатова зрителю, будто не было видеоряда — с развевающимися государственными флагами, знамёнами партии, транспарантами и белыми жилетами с логотипами.
«Как молодой гражданин Казахстана хотел поддержать нашего президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, он вчера говорил правильные вещи, наше молодёжное крыло «Жас Отан» всегда поддерживает молодёжь и решает проблемы их. Если у кого-то есть свои пожелания или мысли, могут прийти к нам, и мы решим вместе. Все возможности есть в Казахстане, только многие из молодёжи это не принимают правильно. Если кто-то захочет что-то сделать, это можно сделать всегда и везде», — высказался с помощью очень общих слов, смысл которых оказалось трудно уловить, некий представитель молодёжного крыла партии.
Далее в выпуске рассказывали про сахар и акимов на ковре у премьер-министра (отчитывал за подорожание продуктов). Завершал выпуск сюжет про предварительные итоги расследования январских беспорядков. Но из большого материала стало ясно, что слово «итоги», пусть и «предварительные», к событию — отчёту генпрокурора перед депутатами — едва ли применимо. Потому что на главный вопрос (кто виноват?) Берик Асылов прямо так и не ответил. Больше конкретных данных в сюжете было от руководителя комиссии «Акикат» Айман Умаровой, которая рассказала о своей картине произошедшего. Главная её мысль — только президент смог остановить хаос и сохранить государство, а свержение власти готовилось заранее. К этому времени смысл сюжета про «предварительные итоги» окончательно прояснился.
«7 кун», «Хабар»
«От иерархического порядка к политическому. Касым-Жомарт Токаев демонтирует суперпрезидентскую форму правления страной. И избавляет должность президента как таковую от абсолютной власти», — с такой подводки начал выпуск ведущий Александр Трухачёв. И в целом программа по большей части (50 минут из 64) была посвящена обсуждению послания президента народу Казахстана. Как следует из слов Трухачёва, эти изменения Токаев планировал с самого начала. В качестве доказательства он предлагает посмотреть инаугурационную речь в июне 2019 года.
Первый материал выпуска называется «Послание 4.0», его подготовила Айгуль Амантаева. Это подробный обзор внеочередного послания. Примечательно, что в самом начале выступление Касым-Жомарта Токаева дают на казахском, без перевода на русский. 10-минутный сюжет подробно рассказывает о новых областях, пересмотре закона о СМИ, судах присяжных и далее по списку.
Второй и третий сюжеты похожи, как братья-близнецы. Оба отвечают на вопрос «Как общественность новообразованных и переименованных областей восприняла новость». Автор второго сюжета — Асем Утешева — рассказывает про Семей, ставший административным центром новой Абайской области. «Новость для нас, семейчан, стала настоящим потрясением», — бодро начинает свой репортаж журналист. Люди поздравляют друг друга как в праздник, звонят из всех городов и районов. «17-й регион», — радостно и очень искренне начинает свой стендап корреспондент из региона. Далее «опрос простого населения», мнения экспертов, панорамные съёмки Семея, кадры молодёжного автопробега со стягом. Несмотря на то, что местами герои и журналистка звучат несколько пафосно, вышел достаточно честный материал о проблемах городах и его зоне ближайшего развития.
Третий сюжет под названием «Своя вотчина» сняла Лаура Байбачанова. По той же схеме с «простыми казахстанцами» и экспертами она отработала новость о создании Улытауской области и инициативе о переименовании Капшагая в Конаев.
Следующий материал называется «Новый Казахстан». В нём Анна Абрамова собрала мнения экспертов по посланию, которые разъясняют и восхваляют инициативы, озвученные президентом. Казахстан, может, и станет новым, но схема пропаганды на «Хабаре» пока что старая.
Материалы о январской трагедии в выпуске по-прежнему присутствуют, но отходят всё дальше по вёрстке, при этом становясь все короче. Материал «Расследование продолжается» Елены Устимович занял пять с половиной минут эфирного времени.
А вот главную мировую тему — Украину — в этом выпуске упомянули всего дважды. Первый — на 51-й минуте, в связи со спекуляцией ценами на сахар (материал Кунсаи Курмет называется «Слаще не станет»). И в том же материале второй раз: на 54-й минуте в прямой речи экономиста Марата Каирленова прозвучала формулировка «российско-украинская война». Помимо кадров активных покупателей и мнений экономистов, есть синхрон с психологом, которая объясняет привычку затариваться продуктами питания «поведенческой памятью». Кстати, обнаружен забавный смысловой канцеляритский перевёртыш, который прозвучал и в подводке ведущего, и отражён в названии сюжета на YouTube: «Высокий кризисный потенциал продовольственной безопасности».
Заключительный материал «Ордена и медали» сняла Ирина Панфилова. В нём рассказывается про награждение президентом сотрудников дипмиссии и отличившихся казахстанцев в преддверии Наурыза. Обычный паркетный сюжет плюс немного эмоций от людей, получивших награды.
«Грани», «Первый канал Евразия»
Программа началась с перечисления основных тезисов послания президента, общий смысл которых ведущий Алибек Рзабаев сходу обозначил как «глобальные политические реформы», запущенные в стране. Цитаты главы государства перемежаются пояснениями ведущего: как и что Токаев делает правильно и почему. «Касым-Жомарт Токаев дал пищу для размышлений», — возвещает он и даёт слово простым казахстанцам, которых опросили на улице. Те, не хуже заправских политологов, тоже объясняют, почему Токаев прав (и называют его, стоящего у власти фактически с 2018 года, «новым президентом»).
Плавный переход — и вот разговор заходит о трагических событиях января. Ощущение, будто мы смотрим программу месячной, например, давности: нам опять подробно рассказывают, что и как происходило (разве что комментарии власть предержащих свежие), опять авторы программы убедительно проговаривают про «попытку государственного переворота» и «террористов вместо мирных митингующих». Но, несмотря на свежие синхроны, ни власть, ни «Грани» не отвечают на вопрос: кто именно эти люди, которые пытались совершить государственный переворот? Это «делалось с молчаливого согласия, а порой и по прямому поручению не последних людей в стране», — интригует Олег Журкевич, но не называет имён этих «не последних людей». А раз нет ответа на этот вопрос, возникает другой: зачем зрителям уже который месяц показывают одни и те же кадры и дают одну и ту же информацию? Опять и опять показывают «истории очевидцев»? Снова и снова рассказывают, как избивали представителей власти? Чтобы ещё раз подчеркнуть, как бессильны они оказались перед лицом захватчиков? Финальный сюжет блока от Ильи Самохвалова заканчивается пафосным стендапом со съёмками с дрона и словами про «обгоревшие остовы зданий» и «два месяца мирной жизни ценятся сильнее, чем предыдущие 30 лет».
После рекламы «начинай сначала»: опять про то, как некто якобы попытался мстить Токаеву за политические реформы, но он не сдался, а их продолжил — авторы программы переходят снова к посланию. С этого начинается бенефисный блок Светланы Пеньковой, которая подробно доносит до зрителей, как глава государства собирается менять «суперпрезидентскую» форму правления на более парламентскую. Для этого она даже съездила в аул, где выбирали акима, и убедилась… В целом в том, что пока ещё непонятно, лучше жителям стало или хуже. Но это хотя бы честно. Затем Пенькова заявляет, что создание «новых административный центров очень порадовало местных жителей», но не пояснила, откуда именно эта информация — что люди обрадовались. Собственно, журналисты даже не поинтересовались ни у кого, зачем именно в стране созданы новые административные единицы. Достаточно того, что такое решение принял Токаев. Есть и спорные моменты: Пенькова рапортует, что теперь для организации митинга достаточно уведомить городские власти, а не спрашивать их разрешения, тогда как до сих пор в новостях появляются сообщения — мол, власти отказали в проведении митинга. На этот нюанс авторы программы внимания не обратили.
Ни одного критического осмысления реформ президента от независимых политологов в программе не прозвучало. Зато эту роль авторы программы охотно делегируют «простым казахстанцам», которые с политикой Токаева безусловно, как один, согласны.
В постоянной рубрике «Грани закона» — о предполагающихся ужесточениях за нарушение ПДД, «сахарном ажиотаже» и прозрачности мобильных переводов. Разобрали эти аспекты детально и сбалансированно. В конце тему пыток обсудили с депутатом Мажилиса Гульнарой Бижановой, но не объяснили, почему именно с ней (это она потом частично объясняет в своей речи, но выражается настолько обтекаемо, что зрителю непонятно, как именно государство намерено в итоге бороться с пытками).
И даже празднование Наурыза в заключительном материале авторы подвязали к «строительству нового Казахстана», рассказав о концерте «Жана Казахстан», а также об одноимённом митинге, на который, если верить очевидцам, не все пришли осознанно и добровольно (как и на концерт). Но в «Гранях» об этом, конечно, не упомянули. Получается, Казахстан новый, а методы старые.
О ситуации в Украине в программе на этой неделе не сказали ни слова.
Apta, QAZAQSTAN
Apta на этой неделе полностью была посвящена посланию президента Токаева народу Казахстана.
Об основных его тезисах рассказали из студии, на экран выводили тексты. Затем — сюжет: в нём говорилось о предстоящих политических изменениях. Высказывания главы государства дополняли комментариями депутатов и политологов. Всё — исключительно в ключе «мы — за».
Президент в послании заявил, что расследование уголовных дел по пыткам будет передано Генпрокуратуре. Второй сюжет посвятили этой теме и подробно объяснили, что такое Конституционной суд. Говорили и Высшую аудиторскую палату и Ұлттық құрылтай. Получился объяснительный материал с комментариями экс-депутатов, представителем Института по правам человека, экономистов.
Ещё президент в послании сообщил, что будет создано три новых области: Абайская, Улытауская, Жетысуская. Этой теме тоже посвятили отдельный сюжет. Там, наконец, дали слово простым гражданам. Но все они хвалили это решение, никаких мнений «против» авторы программы не записали.
В рубрике «Апта қонағы» продолжили тему создания трёх областей. Гостем стал депутат Мажилиса Берик Абдигали, бывший аким Улытауского района Карагандинской области.
Потом перешли к теме январских событий, озвученной в послании. Дали длинный синхрон президента: «Среди тех, кто пытался совершить переворот, были известные люди, занимавшие высокие посты. Это государственные изменники».
19 марта исполнилось три года, как Назарбаев ушёл с поста и Токаев стал руководить страной. Ведущая Жайна Сламбек об этом упомянула и рассказала о людях из окружения Назарбаева, которые были задержаны, от Кайрата Сатыбалды до Кайрата Боранбаева.
Президент в послании говорил и об обеспечении продовольственной безопасности страны. Об этом рассказали опять же через синхрон президента с комментариями фермера Туркестанской области, где из-за подорожания горючего и удобрений не могут начать весенний посев.
Влияние негативных последствий санкций против России и Беларуси для других членов стран ЕАЭС, празднование в России присоединения Крыма, война в Украине, Мариуполь, телефонный разговор Джо Байдена с Си Цзиньпином, 109 колясок в Львове, обозначающие смерть 109 детей во время войны в Украине, эвакуация казахстанцев из Украины и новый президент Туркменистана. Обо всём этом Жайна Сламбек рассказала из студии.
Программа закончилась рассказом про митинг партии AMANAT и концерт «Жаңа Казахстан» в Алматы: показали, как ведущий и зрители кричали «Наш президент — тигр!»
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.