Пропаганда Кремля и салат Цезарь: как казахстанские онлайн-СМИ писали о Дне Победы

0
208

В Казахстане День защитника Отечества вновь обошёлся без праздничного парада, а День Победы — без традиционных «Бессмертных полков» (повезло только алматинцам). Такое решение, надо думать, было принято не в последнюю очередь из-за продолжающегося между Россией и Украиной военного столкновения. При этом большая часть отечественных СМИ по какой-то причине предпочла этот факт проигнорировать, сосредоточившись на традиционных зарисовках из жизни ветеранов ВОВ и репортажах с церемоний возложения цветов. Лишь немногие решились задать аудитории и экспертам по-настоящему важные вопросы. 

Редакция «Азаттык» в информационной программе «Настоящее время. Азия» прямо сформулировала главный вопрос повестки: «Изменила ли война в Украине празднование Дня Победы?» Одним из его адресатов стал казахстанский политолог Талгат Калиев. Он заверил диктора, что «в Казахстане в принципе никаких особых отличий нет», а изменение названия «Бессмертного полка» связано с тем, что «фактически 80-85 % сейчас молодых людей преимущественно оперируют казахским языком». 

Кстати, с одним из молодых людей — правда, русскоязычным — корреспонденту «Настоящего времени» удалось обсудить «переосмысление Второй мировой войны в контексте нынешних боевых действий в центре Европы» прямо во время шествия. Парень отметил, что в текущем конфликте российская сторона не права, а в Украине нет ни нацистов, ни фашистов. «Фашизм процветает на Украине, — перебила его стоявшая рядом женщина. — И именно потому, что процветает там фашизм, поэтому и получилась эта война. Потому что они забыли о том, что предки им завещали».

Похожий нарратив прозвучал и со страниц «Казахстанской правды». 11 мая обозреватель газеты Кирилл Пяртель констатировал: парад и День Победы «стал для многих дилеммой», не в последнюю очередь из-за попыток его политизировать. «Всё, что происходит вокруг нас сегодня, — это исключительно наши проблемы. И мы должны их решать. Память о солдатах Второй мировой войны от этого страдать не должна, — считает автор. — И если копнуть глубже, кто знает, не виной ли всему, что сейчас происходит, именно наша проблема с памятью».

О политизации Дня Победы, к слову, подробно написали masa.media. 9 Мая, пишет онлайн-издание, «стало частью идеологической милитаристской пропаганды Кремля». Автор заметки рассказывает, что «культ победы» начал осознанно формироваться в период правления Леонида Брежнева, в современной же России «скачок» в пропаганде победы над фашизмом случился после аннексии Крыма в 2014 году. Та же риторика и сегодня, по мнению редакции, влияет на умы людей, которые готовы «оправдывать многие зверства уже российской армии, если их преподносят как борьбу с нацизмом».

Проект Azattyq Rýhy решил отдельно увековечить недовольство некоторых казахстанцев по поводу ношения георгиевской ленты. В преддверии праздника Совет ветеранов призвал не использовать эту символику как «провоцирующую», однако многие участники акции «Батырларға тағзым» эту просьбу проигнорировали. Интернет-пользователи поспешили выразить свое несогласие, а журналисты зачем-то  процитировали наиболее сомнительные высказывания: например, «к сожалению, имперские замашки, глубоко осевшие не в истинных носителях, а в плебсе, не искоренить ещё столетиями». 

Цитаты тех, кому не по душе это «победобесие», ещё 7 мая опубликовал и интернет-портал Orda.kz. Журналист Александр Смолин взялся выяснить, «почему казахстанцы [в своем отношении к «Бессмертному полку»] разделились на два лагеря». Ответа на этот вопрос в тексте не прозвучало, однако спектр мнений автор представил. Один из российских создателей акции, например, попросил не ассоциировать шествие с политикой Москвы: «…в эту войну-то что на одной, что на другой стороне брошены как раз правнуки тех, кто воевал тогда — кого мы называем сегодня ”Бессмертным полком”».

Казахстанские власти (в лице акимата Петропавловска) объясняли, что перенос шествия в виртуальное пространство обусловлен «возможными провокациями в связи с обострением геополитической ситуации в соседних странах». Внучка генерала Панфилова Алуа Байкадамова задалась риторическим вопросом: «Мы можем пронести в День Победы портреты своих славных предков, которым обязаны жизнью и свободой, или не можем? Как это может кто-то решать?»

Единственный в Казахстане Парад Победы прошёл в Байконыре, и единственным крупным онлайн-медиа, которое о нём написало, стал NewTimes.kz. Инициаторами торжества стали, передаёт собственный корреспондент издания, местные органы самоуправления России. Об участниках парада написали так: «В их число вошли представители полиции (управление МВД РФ на комплексе «Байконур»), МЧС (специальное управление федеральной противопожарной службы № 70 МЧС России), Роскосмоса (филиал АО «ЦЭНКИ» — космический центр «Южный»)». 

Репортаж с громкой пометкой «Эксклюзив» вышел весьма сдержанным и состоит главным образом из фотографий. Почти на всех иллюстрациях — дети, школьники. Идут строевым шагом по площади, держат в руках пулемёты, облачены в военную форму советской армии. 

Фото: ИА «NewTimes.kz»

«Сейчас не время для торжественных мероприятий. Мир и без того перегружен военной тематикой, с каждым днём становясь всё агрессивнее и разрозненнее», — такое мнение писателя и общественного деятеля Бекнура Кисикова о Дне Победы опубликовало сетевое издание QMonitor. Кроме него, своей позицией с журналистами портала поделился политолог и бывший дипломат Казбек Бейсебаев. Он, в частности, отметил: «В России отношение к 9 Мая, конечно, несколько иное — более политизированное. Поэтому там и военные парады проводятся строго каждый год». В Казахстане же, по его словам, это «скорее дань уважения и благодарности за подвиги наших предков, сражавшихся на фронтах той далёкой войны, чем повод для демонстрации своей военной мощи».

Аналогичное мнение в беседе с корреспондентом Arbat Media выразила социолог Камила Ковязина. «После того, как Россия напала на Украину, то есть проявила вживую свою «готовность повторить», проводить День Победы в прежнем формате было бы максимально циничным и в определённой мере сигналом для мирового сообщества о том, что Казахстан поддерживает вторжение», — напрямую заявила эксперт.

О «новом» Дне Победы (но с кардинально другого ракурса) говорил и Пётр Своик в интервью для ZONAkz. Любопытно, что Петра Владимировича представили не как экономиста, а как сопредседателя общественного движения «Славяно-тюркское единство Казахстана». Гость отметил, что сегодня мы наблюдаем за Четвёртой мировой войной, и закончится она не с завершением военных действий в Украине, а после решения главных экономических вопросов. «На этом [евразийском] пространстве должна появиться своя валютная суверенность, и тогда будет день победы. И очень может быть, что этот день победы тоже запомнится не меньше, чем 9 мая 1945 года», — подчеркнул Своик.

«Я думаю, схватка будет не на жизнь, а на смерть. И чем она закончится? Я всегда говорю: “Нашей победой”», — заявил второй собеседник, верховный атаман казаков Казахстана Юрий Захаров. Через несколько секунд он предложит зрителям выпить «за Родину, за Сталина, за нашу Победу» по 100 грамм, воскликнув: «Любо, казаки! Любо, казахстанцы! Любо, мировое сообщество!»

О победе над гипотетическим врагом с казахстанцами перед 7 Мая побеседовала редакция Exclusive. «Сможет ли казахстанская армия отразить внешнюю агрессию?» — с таким вопросом журналисты обратились к Telegram-пользователям и случайным прохожим с алматинского Арбата. Оптимистов среди опрошенных оказалось меньшинство, большая часть уверенно заявила, что в случае чего — «нет, не отобьёмся». Алматинцы вспоминали январские события, сетовали на огрехи военного руководства и устаревшее вооружение, в уме сопоставляли возможности республики с мощью таких держав, как США, Британия, Россия.

Результатами другого соцопроса 7 мая поделилась с читателями редакция VoxPopuli. Журналисты поинтересовались у алматинцев их отношением к запрету георгиевских лент и «Бессмертного полка», и лишь пара человек из чуть более десятка респондентов согласилась с оправданностью такой меры («В таком положении и нынешней ситуации, наверное, всё правильно сделали»). Другие опрошенные — несогласные с ограничениями — увидели в этом «националистический подтекст» и даже провели весьма неочевидные сравнения: «Это всё равно, что ты придёшь на день рождения кушать своё любимое блюдо беш, а беш со стола уберут и скажут: “Вот вам салат Цезарь!”».

Зато подавляющее число отечественных онлайн-медиа не обманули ожиданий своей аудитории и подали к празднику привычный «беш». «В нашей стране ветераны получают значительные выплаты, а празднику уделяется должное внимание», — пишут одни. «Во всех регионах Казахстана организованы мероприятия в честь Дня Победы. В частности, в эти дни проходят церемонии возложения цветов к мемориалам и памятникам», — продолжают вторые. «Военнослужащие маршировали с корзинами цветов, хрупкие девушки в полупрозрачных платьях танцевали с курсантами. Сочетание брутальности и нежности выглядело очень эстетично», — описывают эти церемонии третьи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь