Белорусская (самоназвание — беларусы) диаспора — не самая малочисленная в нашей стране, на сегодняшний день она насчитывает более 60 тысяч представителей. В Казахстане работает 12 этнокультурных центров, есть воскресные школы и другие формы культурной и социальной жизни, но вся информация о них централизованно представлена только в одном издании, о котором чуть позже.
В социальных сетях страницы национальных объединений скудны, бесстрастны и максимум представлены дежурными фотоотчётами. Так, белорусский культурный центр «Радзіма» в Нур-Султане имеет более чем скромную страницу, Северо-Казахстанский белорусский культурный центр столь же формально представлен в другой социальной сети. Как правило, вся информация о работе белорусских этнообъединений размещается не на их площадках, а (возможно, по распоряжению «сверху») дозволена только в одном месте. На таком фоне и образовалось одно очень специфическое СМИ, которое по идее можно было бы назвать «Страха» (по-белорусски страха — крыша), потому что в нём собрано всё обо всём белорусском в Казахстане.
Белорусская «страха» в Казахстане
Пожалуй, среди всех диаспор Казахстана только белорусская предложила свой медийный продукт «два в одном»: этноинформация и рекламный справочник. Интернет-проект «Белорусский портал в Казахстане», архаично выстроенный даже в цифровом варианте как бумажная энциклопедия, последовательно вобрал в себя всю информацию о диаспоре и для диаспоры: гайд по белорусским региональным культурным центрам, исторические справки, новости культуры и образования по всем регионам в Казахстане.
Нельзя не отметить весьма занимательные тесты по белорусскому языку и культуре, напрочь исчезнувшие из медийных материалов других диаспор. Но самое главное: единственное белорусское этноСМИ выполняет в Казахстане больше коммерческую функцию — в нём вся информация о казахстанских предприятиях, сотрудничающих с Республикой Беларусь, популяризация белорусских товаров на рынке Казахстана. Рискнём предположить, что второе, озадачивающее такой явной коммерческой установкой, «лицо» этого СМИ и позволяет ему держаться на плаву. Тогда становится понятным, почему только коммерческие новости на этом сайте столь оперативно обновляются.
Казахстан о белорусах
Сюжеты о белорусской диаспоре в казахстанской практике встречаются с завидной регулярностью. Один из относительно новых — на Abai TV в программе «Шанырак» — «Белорусская диаспора».
Телепродукт получился не самый скучный, искренний, в том числе и в плане презентации героев, но из-за уже ставшего стандартным в этом проекте представления диаспор не вызывающий большого интереса. Выстроенный шаблон навязывает неизменный стереотип освещения темы: историческая справка, рассказ о людях, в диалоги с которыми назойливо «вбита» мысль о добрых отношениях всех между всеми в Казахстане. Создателям телепроекта постоянно приходится лавировать между профессиональным желанием показать человека в реальных красках и прямолинейно предлагаемой подачей добрососедских отношений. Отсюда — натужно смотрящаяся в каждой программе попытка вытащить из героев слова-признания об их радужном и бесконфликтном существовании в нашей республике. Старшее поколение к этому принуждать не нужно, молодёжь же про такие вещи рассказывает не столь проникновенно. Но из-за формально подаваемого и заранее навязываемого телезрителю вывода передача становится уже не захватывающим сюжетом о реальной жизни диаспоры, а только очередным подтверждением дружбы народов. В этом случае оно ещё дополнялось не вполне неуместным и больше имиджевым блоком о литературном и филологическом сотрудничестве двух стран, не имеющим никакого отношения к реальной жизни диаспоры.
Но всё же белорусская диаспора не ограничивается коммерчески заданным или формальным материалом, а порой предлагает и креативные формы самопрезентации. Одним таких стал рэп Тани Турлай «Я белоруска и в Казахстане родилась».
https://www.youtube.com/watch?v=lmHnPbT882s
Относительно свежо, не так замыленно, как на казахстанских телеканалах, а благодаря новой форме у слушателей возникает искреннее чувство к контексту, который проговаривает этот рэп-медиатор от диаспоры.
Каждая диаспора в более и, к сожалению, в последние годы менее зримом медиальном проявлении имеет свои и только свои особенности. Централизованность и коммерческая хватка белорусских медиа, конечно, впечатляет, но тогда этнотематика явно уходит на второй план или вовсе исчезает из повестки дня.