YouTube-проект Insight Вадима Дергачёва: поиск истины

0
309

Формат интервью — классика жанра, восходящий к античным диалогам философов, пытавшихся во всём докопаться по сути. С его интересным проявлением на YouTube-канале журналиста Вадима Дергачёва познакомился медиакритик Газинур Гиздатов.

В чём уникальность канала известного казахстанского журналиста Вадима Дергачёва Dergachyov Insight? Уникальны его гости и диалог — поиск истины, — который журналист с ними выстраивает.

В своё время Дергачёв попал как одно из действующих лиц в фантасмагорический роман Сергея Маслова «Звёздные кочевники». Собственно, сам ведущий — из алма-атинской арт-тусовки начала 90-х, пожалуй, самого яркого явления нашей культурной сферы. Его интервью на YouTube-канале подчиняются интересам самого журналиста, а не злободневности и актуальности, как это характерно, например, для «Гиперборея» Вадима Борейко. Впрочем, и Вадим Дергачёв актуальностью не пренебрегает.

Цикл разбит на рубрики: Кровавый январь, За нашу и вашу свободу, Война и мир, Художники, Музыканты, Артисты. Съёмки и монтаж профессиональны (съёмка — Жан Ануби, монтаж — Артур Туляков, а тот факт, что собеседники, как певцы, держат в руках микрофоны, даже придаёт выпускам некую «ламповость»), но главный в беседе всегда гость. Хотя по поводу большинства тем Вадим имеет своё мнение, которым он своих гостей явно не одаривает, но оно всё равно считывается по тем вопросам, на которые он и мы тоже иной раз не получаем от гостей внятных ответов.

Для разговора автор канала приглашает людей, которых невозможно увидеть на других медиаплощадках, несмотря на то, что многие из визави Дергачёва давно обозначились в современной культуре: художник-перфомансист Ербол Мельдибеков, российский филолог Гасан Гусейнов, дочь Арона Атабека Алма Нутушева и многие другие.

Конечно, наибольший интерес представляют встречи с творцами, не привечаемыми казахстанскими официальными культурными инстанциями. Попутно замечу: этот канал одного журналиста зафиксировал реальный срез мнений наиболее ярких и независимых авторов и художников Казахстана нашего времени с уже состоявшейся европейской известностью, которых упорно и очень по-советски не видят «окультуренные» каналы: ни Abai TV, ни QAZAQ TV. Камерность, критичность и созвучный ход размышлений двух персонажей придаёт Insight необычность, а реальные озарения в этих беседах дорогого стоят.

Роскошь общения

Еще недавно приходилось сетовать, что в разговоре о казахстанских современных художниках забывают имя Ербола Мельдибекова. Но на Insight справедливость восторжествовала.

Это, пожалуй, один из самых блестящих сюжетов всего цикла — конечно же, благодаря пришедшему на встречу мастеру. Беседуют два человека и точно объясняют нас, наше время и наших правителей через эстетику визуального образа. Две цитаты от Ербола Мельдибекова: о событиях января — «это эксперимент над мышами»; о нашем нынешнем состоянии — «деградированная советская машина воспроизводит саму себя».

То, что художник представлял визуально в своих перформансах и инсталляциях, в беседе с Вадимом Дергачёвым находит отточенную словесную формулировку. Однако скажем честно: для несведущего в переплетающихся казахстанских и среднеазиатских политических и культурных реалиях может не всё показаться понятным. Но для нас — местных и других, кто в теме, — это уже раритетная точность и запредельная откровенность от главного персонажа интервью. При этом у Мельдибекова свой язык, у Дергачёва свой, но говорят они на равных, именно поэтому художник становится так понятен нам. Безусловно, озарение с Мельдибековым состоялось, но это бывает только тогда, когда журналист полностью в теме.

Не всегда озарения и догадки

Одна из недавних встреч была с Земфирой Ержан.

Желание журналиста беседовать исключительно с теми, с кем он на одной волне, сыграло с ним злую шутку. Разговор навеял мысли об идеологии и стилистике 90-х. Так о языковых проблемах говорили тогда, и тогда же никто ничего не сделал. Нам предложили заново окунуться в эту проблематику. Возражать сложно, но мир, социум и язык развивались, а нам предлагают пахнущие нафталином решения. Редкая передача канала, когда больше интересен не гость, а сам ведущий с его взвешенными взглядами. Почему не состоялся разговор: попросту потому, что глобальные вопросы заданы не специалисту-социолингвисту, а эксперту по рекламе на казахском языке.

Размышления о языке на уровне здравого смысла и личной истории милы и подкупают, но в результате мы наблюдаем создание мифа, но создаёт его ведущий, и, стало быть, он в ответе за такую малорезультативную беседу. Журналист с гостьей договорились до того, что казахская лингвистика слаба, так как на неё мало выделяется денег. Кстати, так было, но… в конце прошлого века. Элементарный фактчекинг от журналиста требовал ссылку или хотя бы оговорку по поводу того, сколько грантов ежегодно получают наши гуманитарии от Министерства науки и высшего образования по проектам, связанным с изучением и продвижением казахского языка и литературы. Проблемы журналист, конечно, поднимал, но остаются вопросы к интервьюируемому, который не может на них, несмотря на искреннее желание, ответить.

Такие разные гости

Вадим Дергачёв явно экспериментирует со своими гостями: он приглашает людей разных по статусу, известности, даже возрасту, и столь же по-разному выстраивает цепочку вопросов к ним. Неизменно одно: все они известны в своей профессиональной среде.

Одной из гостей недавно стала учредительница Aspan Gallery Меруерт Калиева.

Вновь автор канала создаёт тот фон и ту атмосферу, когда героиня раскрывается полностью и внятно. В отличие от встречи с Земфирой Ержан, где журналист не был виден, в этом выпуске Дергачёва много — очевидно, потому, что с галеристкой говорит человек, сам когда-то причастный к актуальному казахстанскому искусству. Разговор сложился любопытный и в некоторой степени объясняющий процессы, происходящие в современной казахстанской культуре.

Вернёмся к сути цикла, отличающей его от всех остальных. Dergachyov Insight не настолько злободневен, как иные топовые каналы, но он не спекулятивен и не нарциссичен, как большинство творений современных блогеров. Он возвращает медиа их главное стремление: понимание происходящего через себя и собеседника. Мы от этого отвыкли, а Вадим Дергачёв уже занял в казахстанской журналистике свою нишу и нередко дарит нам настоящие озарения со своими искренними собеседниками.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь