Прошедшие на прошлой неделе в Казахстане митинги женщин, требующих снижение пенсионного возраста, хорошо показали, кто и как из СМИ пытался замолчать острую социальную проблему. Особенно это было заметно по региональным медиа. Многие из них не то что не пришли на освещение митингов, но и вообще умолчали о том, что они состоялись, либо недоговаривали о некоторых вещах. Медиакритик Елена Кулакова провела мониторинг региональных СМИ. Обзор сделан с 28 августа по 5 сентября включительно.
О чём молчали СМИ
Ни слова о прошедших митингах в Костанайской области, которые охватили сразу несколько городов и сёл этого региона, — Костанай, Рудный, Житикару и Карабалык, один из главных медиа региона «Алау ТВ» не сказал. Телеканал не проинформировал свою аудиторию даже о прошедшем мирном собрании в Лисаковске. Зато выдали в тот день (29 августа) новости о новых схемах продажи сахара, ценах в школьных столовых и информацию об отключении холодной воды в городе. Почему редакция телеканала оставила без внимания такую серьёзную проблему, поднятую женщинами на акциях протеста в нескольких населённых пунктах области одновременно, к тому же одобренные властями, непонятно.
Позже, 30 августа, на сайте этого медиа появился материал со ссылкой на informburo.kz о том, что «в нескольких городах Казахстана прошли санкционированные властями митинги под девизом: «Женщины Казахстана против нарушения Конституции при повышении пенсионного возраста»». Но о том, что митинги прошли и в Костанайской области, опять не было ни слова. Преподнесли так, будто в этом регионе женщины не шумели вовсе, а митинг прошёл где-то там, в столице.
С громким заголовком и ярко иллюстрированный фотографиями репортаж выпустило костанайское региональное издание «Наша газета». Корреспондент подготовил материал «Мы не просим, мы требуем!», побывав на митинге в Костанае, где на мирную акцию протеста вышло более 100 человек. Большой плюс в том, что была в материале и альтернативная точка зрения. Вот, в частности, комментарий депутата: «Но нужно не забывать, что в нашем обществе есть часть людей, которая опасается, что в случае реализации ваших требований у них упадёт сумма пенсионных выплат. Я не хочу ни с кем спорить, просто мы должны учитывать все мнения».
2 сентября «Наша газета» выдала материал: «Снижение пенсионного возраста для женщин: откуда на это возьмут деньги». Читатель надеется узнать конкретную информацию, но по факту выходит какой-то набор слов, и ничего по существу вопроса, заявленного в заголовке. Расплывчатый ответ министра финансов ещё больше сбил с толку: «Я сейчас не могу ответить. Поручение только что получил. Вы дайте мне ещё с расчётами разобраться». Может быть, автор забыл добавить в конце новости вопросительный знак?
Газета «Жамбыл-Тараз», как и другие СМИ того региона, не написала про мирное собрание активисток движения за снижение пенсионного возраста в городе Таразе, которое было запланировано на 31 августа, ничего.
СМИ города Семея тоже не были активны в освещении митинга в их городе. Например, информационное агентство «Объектив Восток» не рассказало о митинге, но выдавало в тот день материалы на другие темы. Хотя до этого там анонсировали предстоящий митинг. Зато уже после на сайте этого СМИ появился материал с заголовком «Женщины должны выходить на пенсию раньше — депутаты», но там говорилось вовсе не о требованиях женщин, а о поддержке послания президента.
Информационное агентство «Семей айнасы» тоже промолчало о том, что в их городе прошёл митинг за снижение пенсионного возраста, тогда как материалы на другие темы были опубликованы в тот день. Хотя за неделю до митинга на их портале вышла информация о намеченном активистами митинге, который власти одобрили.
Некоторые СМИ Шымкента, где также проходил митинг, впервые согласованный с местным акиматом, осветили это событие, но сгладили острые углы. Так, «Отырар» вместо «требований» писал «просьбы», и вообще всё преподнёс так, будто женщины вышли не на митинг, где заявили о проблемах и выдвинули требования правительству, а просто пришли попеть и попросить: «Женщины во время митинга исполнили песню о пенсионном возрасте, в которой выразили просьбу понизить им порог до 58 лет».
В Актобе, где работает почти с десяток СМИ, лишь некоторые осветили событие. Например, газета «Диапазон» подошла к освещению митинга развёрнуто, сопроводив печатный текст фото и видео с места событий — «Не заставляйте женщин страдать и плакать!». Свой материал они в основном построили на рассказах и выступлениях митингующих. Автор поведал читателям о том, кто организовал этот митинг, что требуют и на что надеются вышедшие женщины. Пожалуй, это одно из немногих региональных СМИ, которое вдоволь дало высказаться участницам митинга.
«Актобе Таймс» опубликовало материал о прошедшем митинге лишь 2 сентября под заголовком «Мы же не ломовые лошади». Острота и актуальность этого материала уже были под вопросом.
Одна из старейших газет региона «Актюбинский вестник», позиционирующая себя как общественно-политическое издание, публикующая свои материалы и в электронном формате, вообще обошла стороной тему митинга в городе.
Телеканал «РИКА-ТВ», который позиционирует себя независимым телеканалом Актобе, не проронил ни слова о прошедшем 29 августа митинге.
Попытки смягчить проблему
Из карагандинских СМИ лишь пара-тройка пришла на мирное собрание активисток за снижение пенсионного возраста. Остальные почему-то проигнорировали это событие, хотя подобного рода мероприятия в карагандинском регионе происходят очень редко.
Из карагандинских СМИ об этом более-менее смело написали в региональной газете «Новый Вестник». Там чётко подметили, что протестующим с плакатами женщинам «выйти к концертному залу «Шалкыма» или к памятнику Ленину — то есть на площадки, специально отведённые для проведения митингов, — не позволили. Предложили альтернативное место подальше от центра города — в зале ДК «Молодёжный», что в Пришахтинске». Этот репортаж зашёл бы на ура и был актуальным, если бы опубликовали его именно в день митинга, тем более у сайта есть такая возможность. Но материал поставили лишь 31 августа, отчего он выглядел запоздавшим и не столь острым. При том, что другие материалы 29 и 30 августа на сайте выходили. Почему это СМИ сообщило о прошедшем собрании активисток лишь через несколько дней, остаётся только догадываться.
Примечательно, что 29 августа на сайте был опубликован пространный материал, перепечатанный с республиканского издания Оrda о прошедших в стране митингах, но там ни слова не было сказано о Караганде. Также в материале были допущены неточности: «Сегодня на санкционированные митинги вышли жительницы Костаная, Шымкента, Алматы, Нур-Султана и ряда других городов республики. Алматинки, к примеру, требовали в честь 30-летия независимости Казахстана объявить «амнистию» женщинам и вернуть прежний возраст выхода на пенсию в 58 лет. Здесь ожидали не больше 50 человек, однако на деле собралось свыше 100 неравнодушных». Ошибка СМИ в том, что в Алматы женщины так и не вышли на улицы, хотя уведомление о митинге подавали, а власти сначала даже дали добро. По сообщениям активисток в других источниках, о чём многие СМИ умолчали, они были вынуждены под давлением властей перенести митинг в помещение. Что это было: оплошность и незнание редакции или же намеренное искажение фактов?
С запозданием и в смягчённой форме о требованиях женщин и собрании жительниц Карагандинской области рассказали журналисты «5 канала» Караганды, озаглавив сюжет так: «Встреча в ДК «Молодежный». Карагандинские женщины присоединились к движению за снижение пенсионного возраста». Там не стали отдельно выдавать про требования активисток, а подготовили сюжет, дождавшись выступления президента Касым-Жомарта Токаева с посланием, где он озвучил принятое решение по выходу женщин на пенсию. Журналистка сообщила в материале, что «правительство пошло на уступку женщинам, но не на столько, как они просили», и предположила, что предложенное должно немного сгладить ситуацию. Сложилось впечатление, что телеканал попытался смягчить проблему.
Также осталось непонятным сказанное журналисткой: «Встреча в ДК «Молодёжный» получилась немноголюдной, хотя на неё приехал и аким Ермаганбет Булекпаев, и руководитель областного департамента труда». Так журналистка обрисовала немноголюдность на собрании, но почему-то умолчала, что власти провели эту встречу вместо митинга в отдалённом от города Караганды месте, куда добраться не так-то просто, а ведь это и стало одной из главных причин немноголюдности. И при чём здесь аким города, если претензии и требования выдвигались правительству и президенту?
СМИ Атырау, где также проходил митинг, тоже не изобиловали новостями про это событие. Например, атырауская газета «Ак Жайык» не стала самостоятельно освещать митинг за снижение пенсионного возраста, а, сославшись на другие СМИ, просто проинформировала 29 августа о прошедших митингах в некоторых регионах страны. Газета сообщила, что разрешения на митинги были получены в 11 городах, и что «по крайней мере одна такая акция прошла в виде собрания в предложенном местными властями помещении в доме культуры».
Игнор настораживает
Такое крупное информагентство, как Tengrinews.kz, вообще обошло стороной эту тему. Женщины в разных регионах выходили на митинги 28, 29 и 31 августа, но ни по одному из этих дней не было ни одной новости. Зато выдали в этот день про челлендж пожарных к Дню Конституции, про то, как отметили праздник полицейские, про республиканскую игру и про погоду.
Но когда митинги в стране завершились, и 1 сентября президент Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием к народу, Tengrinews сообщил с чистой совестью, что «Принято решение по пенсионному возрасту женщин Казахстана». При этом опять не сказав ни слова о том, что накануне практически по всей стране протестовали сотни женщин.
Кроме того, многие СМИ ни словом не обмолвились о том, почему акция протеста в некоторых регионах прошла в виде собрания. Преподнесли это так, будто власти сами по доброте душевной предложили людям собраться и высказаться. Тем самым медиа ввели читателей и зрителей в заблуждение, поскольку собраться женщинам в закрытом помещении пришлось не по доброй воле, а потому что власти вынудили их это сделать. Активисты движения из разных регионов сообщали о давлении на них со стороны властей, но мало кто из СМИ написал об этом в своих репортажах.
Такая недосказанность, замалчивание и игнорирование темы как минимум настораживает. И ладно, если бы митинги проходили незаконно, или на повестке дня стояла бы более политизированная тема: тогда ещё можно было бы предположить, что СМИ чего-то боятся. Но эти акции были согласованы с властями. Так что можно предположить, что со свободой слова в Казахстане в принципе не всё в порядке, а самоцензура, что называется, зашкаливает. Впрочем, возможно, эта тема оказалась многим попросту не интересна…