Охватившие Костанайскую область пожары отодвинули на задний план другие немаловажные темы. Наблюдался полный раздрай в подаче информации и в фактах. Многие медиа не удосужились даже перепроверить информацию и узнать мнения сторон, торопясь выдать новости, что сказалось на качестве материалов. Доказательства — в материале медиакритика Елены Кулаковой.
Местные СМИ
Взвешенно к освещению пожаров подошли журналисты региональной газеты «Костанайские новости», они попытались показать масштаб проблемы со всех сторон. С места событий заявляли о страшных последствиях, говорили с людьми, до домов которых добрался огонь.
Почти все их новости в эти дни — про последствия пожаров. Более подробно рассказали и о том, как собираются устранять последствия, отслеживают состояние пострадавших. Разыскали предпринимателей, чей бизнес в буквальном смысле погорел, и теперь они не знают, откуда брать средства на восстановление. 6 сентября газета сообщила, что уже определён участок для строительства домов погорельцам в Аулиекольском районе. Но сроки строительства домов в статье разительно отличаются от дат, которые озвучили чиновники в других СМИ.
Региональная газета «Наш Костанай» сообщила, что сельхозугодья местных аграриев в огне не пострадали. Но тут же приводит комментарий чиновника: «Пожары обошли поля стороной, они практически не задеты огнём». Так «практически не задеты» или всё же немного пострадали? Конкретики не прозвучало. И где, собственно, подтверждения от самих жителей, которые бы могли внести ясность? Тем более, в других источниках звучала информация о пострадавших угодьях.
О том, что повреждения полей всё-таки были, сообщило издание Biz Media 5 сентября, сославшись на данные Министерства сельского хозяйства. Автор материала обрисовал ситуацию так: «Хотя некоторые поля были повреждены, массового уничтожения не наблюдается».
Кроме того, «Наш Костанай» допустил ещё одну оплошность, назвав чиновника экспертом. Но, пожалуй, это одно из немногих СМИ, которое, побывав на месте событий, показало реальные настроения пострадавших жителей и озвучив критику в адрес властей. «Руководство плохое», — приводится мнение местного жителя. В одном из репортажей прозвучала мысль: как могли это допустить? Как пишет журналист, этим вопросом сегодня задаются многие местные жители.
7 сентября журналистка газеты «Наш Костанай» задалась вопросом: хватит ли собранной помощи всем пострадавшим жителям? Она же пообещала читателям, что обязательно проследит, чтобы «все собранные средства покрыли ущерб, нанесённый пожаром. И не только в сёлах Аулиекольского района, но и в Люблинке Карасуского».
Костанайский региональный телеканал «Алау-ТВ» подготовил выпуск новостей про пожары и его последствия лишь 5 сентября, когда власти объявили режим ЧС. Позже телеканал наверстал упущенное и попытался охватить всё, что происходило и происходит. Также телеканал очень даже уместно использовал отснятые самими жителями видео пожаров и спасения людей, подготовив из этого подборку в формате no comment. В некоторых видео жители жаловались, что пожарных до сих пор на месте нет, и им приходится самим тушить подручными средствами. Подняли журналисты канала и другую проблему: обитатели выгоревшего леса остались без еды. 7 сентября вышел репортаж о начатом в другом районе строительстве домов вместо сгоревших и недовольстве этим погорельцев.
«Почему нельзя построить нам наши дома тем, кто хочет жить в Аманкарагае? Кто хочет жить в Аулиеколе — пожалуйста. Но кто не хочет — постройте, пожалуйста, нам дома в Аманкарагае», — приводит слова одного из пострадавших жителей телеканал «Алау-ТВ».
Было озвучено в репортаже и беспокойство другой категории пострадавших сельчан, дома которых уцелели, но требуют ремонта, и у них сгорели хозпостройки, а власти пока ничего конкретного не обещают.
Почти все медиа страны привели комментарий главы МЧС, который сказал, что «было позднее оповещение, прежде всего об обнаружении очага возгорания». Но журналисты не узнали у спикера, кто же должен был сообщить о возгорании, но сделал это запоздало? Если такой вопрос был проигнорирован спикером, то журналист должен был это указать в своём репортаже. Но СМИ дружно промолчали.
Информационный портал «Алау» 8 сентября написал о собранной казахстанцами помощи Костанайской области и об учреждённом фонде «Қайырымдылық KZ». В материале приведён комментарий члена попечительского совета этого фонда, депутата областного маслихата Гульмиры Капеновой, которая сообщила, что «это единый фонд Костанайской области, в котором будут аккумулированы основные средства для решения всех проблем, которые возникли в режиме чрезвычайной ситуации». Но на что именно будут расходоваться собранные казахстанцами средства, ни фонд, ни журналисты не уточнили.
Другие СМИ
О пожарах в Костанайской области рассказывали и другие региональные медиа, в основном перепечатывая тексты коллег с информагентств иле же публикуя только официальную информацию. Например, еженедельник Атырау «Ак Жайык» 4 сентября написал, что в пожаре погиб 86-летний мужчина, и привёл комментарий министра по ЧС Юрия Ильина, который поспешил сообщить, что это «инвалид 1936 года рождения»: «В ходе оперативных мероприятий было выяснено, что участковым инспектором при проведении эвакуации он был оповещён, но отказался от эвакуационных мероприятий». Журналисты не стали проводить расследование и выяснять, что это был за человек, и правда ли он отказался от эвакуации.
Некоторые СМИ даже не потрудились расшифровать сводку МЧС. Вот, например, Zona.kz 5 сентября написала, что «в тушении пожара задействованы силы и средства МЧС, МВД, НГ, МО, МИО и коммунальных служб области». Про силы МЧС и МВД всё понятно, но что скрывается за остальными аббревиатурами, читатель вряд ли понял сразу или не понял вообще. О том, что на тушение пожаров вышли и сами жители, мало кто сообщил.
В соцсетях гуляла информация и ролики о некой диверсии со стороны соседнего государства. Но мало кто из медиа отреагировал на это и попытался обратиться за комментариями к властям, чтобы развеять слухи и домыслы. Некоторые СМИ всё же попытались это сделать. Например, республиканская газета «Литер» 7 сентября, сославшись на фактчекеров портала StopFake.kz, опровергла распространяющуюся в соцсетях информацию о том, что «пожары в Костанайской области спровоцировала авиабомбардировка». Гуляла информация, что якобы российский самолет Ту-95, который пролетал над Казахстаном, сбросил бомбу. «Литер» назвал информацию ложной, подкрепив это комментарием Министерства обороны, где назвали недостоверным «факт несанкционированного пролёта над территорией Республики Казахстан какими-либо иностранными воздушными судами».
Zona.kz сообщила 7 сентября, что по фактам лесных пожаров в Костанайской области органами внутренних дел «возбуждены уголовные дела по ст. 341 УК РК («Уничтожение или повреждение лесов»), ст. 204 ч. 2 УК РК («Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества»)». Но читателю не разъяснили, на основании чего дела заведены именно по таким статьям.
Развёрнутый репортаж с места событий подготовило «Радио Azattyq», попытавшись проанализировать, почему пожары достигли таких масштабов. Эксперт Сакен Дилдахмет в материале озвучил проблему — недофинансирование лесного хозяйства, нехватка специалистов. Эксперт заявил, что «пожар в Костанайской области можно было бы быстро потушить, если бы была сильная техническая база и квалифицированные специалисты».
В материале Azattyq, что немаловажно, эксперт привёл и возможное решение проблемы на будущее: «Учреждения лесного хозяйства должны быть возвращены комитету лесного хозяйства и животного мира. Министерству экологии, геологии и природных ресурсов следует полностью обновить базу, необходимую для лесного хозяйства, и подготовить специалистов. Заработная плата лесников очень низкая. Они получают 30–40 тысяч тенге, зарплата лесников в сельской местности — 25 тысяч тенге. Поэтому необходимо увеличить финансирование».
«Sputnik Казахстан» сообщил 5 сентября, что «земли под строительство новых домов для пострадавших от лесных пожаров в Аулиекольском районе Костанайской области уже выделены». Якобы до конца октября поручено завершить все работы. Но за чей счёт, и где всё это время будут жить оставшиеся без крова люди, ни слова.
Многие медиа наперебой сообщали, что погорельцам построят новые дома, но не задавались вопросом: а где все эти месяцы они будут жить, пока им построят обещанное жильё? Лишь 8 сентября во время брифинга властям задали вопрос и получили ответ: «Кормить и предоставлять жильё им будет государство». Но как это будет конкретно происходить, не рассказали.
7 сентября канал Qazaq TV сообщил, что потушены основные очаги возгорания в Костанайской области. О том, что бушуют пожары, информация на сайте канала появилась лишь 5 сентября, и там сразу же заявили, что ситуация «стабилизируется». И с того дня на канале выдавали новости только в оптимистичном ключе — «ситуация под контролем», «ситуация стабилизируется», про то, как партия организовала гуманитарную помощь пострадавшим. Вот, например: мол, пожары в Костанайской области не отразятся на продовольственной безопасности и прогнозируемой урожайности, хотя «пострадали поля с сельхозкультурой».
На сайте «Жайык Пресс» заявили, что в Костанайской области «сельхозугодия в результате пожаров не пострадали». Однако в этом есть расхождение с информацией, озвученной в других медиа. Кому верить?
Мало кто из журналистов удосужился перепроверить информацию у местных жителей. Также мало кто попытался проанализировать, почему стихия достигла таких масштабов и почему так долго не удавалось потушить разбушевавшиеся пожары. Возможно, большинство СМИ гналось за «жареными» фактами, старалось наперегонки выдавать информацию, поступающую от чиновников, поленилось разыскать пострадавших, чтобы у них уточнить: так ли всё было на самом деле? Лишь некоторые из СМИ отработали главную тему начала осени на совесть.