21 сентября стало, пожалуй, второй знаковой датой после 24 февраля: в России объявили частичную мобилизацию, теперь государство намерено посылать на войну в Украине не только контрактников. И это решение очень сильно затронуло страны Центральной Азии. Во-первых, в наши республики немедленно хлынула волна россиян, не желающих идти в военкомат. Во-вторых, на войну стали активно зазывать и призывать мигрантов. Кого-то, с российским гражданством (в Таджикистане двойное гражданство разрешено), принудительно, кого-то просто начали заманивать, обещая гражданство России.
Медиакритики Анар Бекбасова, Навруз Каримов и Умида Маниязова посмотрели, что же за последний месяц на эту тему писали ведущие СМИ Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
Казахстан
Война в Украине и связанные с ней новости о потоках российских граждан в Казахстан наложились на достаточно напряжённый эмоциональный фон в обществе из-за постоянных угроз российских политиков отобрать часть казахстанских территорий. Первая волна переселения россиян в Казахстан, случившаяся в феврале-марте этого года, не вызвала в стране особых опасений, так как пресса писала о взаимных возможностях как для релокантов, пришедших на казахстанский рынок с капиталом и перспективами развития, так и для обычных казахстанцев, которые смогут получить новые рабочие места. К тому же релоканты воспринимались как люди, отрицающие захватническую политику своего государства, что находило отклик в казахстанском обществе. В репортаже об алматинском митинге в поддержку Украины авторы vlast.kz пишут, как казахстанцы помогают адаптироваться в своих городах и украинцам, и релоцированным россиянам, в их числе учёные, которым предоставляют временное жильё, доступ к кампусу и университетским ресурсам Назарбаев Университета. Но даже спустя полгода после начала релокации в интервью казахстанскому «Форбсу» эксперт Леся Каратаева уместно замечает дефицит информации о масштабах и качестве релокации.
Именно информационный вакуум помешал казахстанцам реально оценить ход и пользу релокации, если она есть. Поэтому фокус внимания в социальных сетях сместился на угрозы сепаратизма и усилился с началом второй волны миграции россиян, связанной с мобилизацией. Об ажиотаже в аэропортах и на казахстанско-российской границе СМИ сообщили уже в первые сутки после того, как российский президент подписал указ о мобилизации, что вызывало в обществе тревогу.
Спустя три дня пиарщики МВД, наверняка не специально, подлили масла в огонь, представив на сайте polisia.kz статистику прибывших россиян не с 21 сентября, что в условиях общественной паники было бы более актуально, а с начала года. Большинство СМИ вынесли в заголовки информацию об 1,6 миллиона человек, пересекших границу, что ещё больше взволновало казахстанцев, особенно тех, кто читает только заголовки, в то время как уточнения в сообщении МВД и элементарная арифметика показывали, что большая часть приезжих — транзитники. С начала года, по данным статистики МВД на 23 сентября, в стране остались только 20 тысяч россиян.
Тем временем, поток на границе увеличивался. Репортажи с приграничных городов сообщали о благотворительности местных волонтёров. Одновременно с этим в Казахстане заговорили об угрозах «пятой колонны», хотя эту тему большинство СМИ обходило.
Название репортажа Алмаса Кайсара на vlast.kz «Смешанные чувства» очень точно описывает душевные переживания казахстанцев и атмосферу в обществе в целом. В Костанае автор разговаривает с встречающими россиян казахстанцами, раскрывая их яркие портреты, резко возросшую политизированность и влияние на суждения некоторых респондентов российской пропаганды.
Чем дольше власти молчали о приёме российских граждан в Казахстане, тем больше в обществе росло напряжение, связанное в первую очередь с ростом цен на аренду жилья. Авторы шоу «Ашық алаң» на телеканале QAZAQSTAN акцентировали внимание на этой проблеме.
Дискуссия экспертов наводит зрителя на мысль, что хроническое отсутствие прозрачности на рынке аренды недвижимости, работающих правовых механизмов, а не приезд россиян привели к тому, что арендаторы позволяют себе резко поднимать цены и выселять бесправных клиентов в любой момент.
Но недостаток обсуждений этой проблемы в СМИ в то время, как медиа переполнил поток информации об очередях на границах и перед ЦОНами, повышении цен взрастили среди части казахстанцев недовольство. А вылилось оно виртуально, через пять дней после начала мобилизации, когда казахстанское правительство «проснулось» и премьер опубликовал пост, что нужно «содействовать приезжим россиянам».
Пользователи Facebook так раскритиковали правительство, требуя закрытия границ и конкретной поддержки собственным гражданам, что спичрайтерам Алихана Смаилова пришлось оправдываться устами собственного шефа на следующий день. Информационные ленты растиражировали слова премьера, что «есть неправильное понимание» — интересы собственных граждан для правительства в приоритете. Обвинительный уклон оправданий вряд ли кого-то успокоил, но продолжать тему пресса не стала.
Сообщения в медиа об организации бесплатного питания и ночлега создавало впечатление о прибытии огромного потока нуждающихся. На самом же деле, как выяснилось из репортажа проекта «Просто журналистика», помощь была нужна только в первые часы пребывания россиян в Казахстане. Журналист Лукпан Ахмедьяров, получив видео очевидцев, показывает зрителю, через какие испытания проходили люди на своей стороне границы — до того, как оказались в Казахстане. Россияне рассказывают о беспорядочных пробках, таксистах, пользуясь случаем взвинтивших цены в разы, упрёках от сограждан в предательстве. Среди респондентов Ахмедьярова — участники протестных акций, люди разных, в основном интеллектуальных профессий, не приемлющие участия в войне на чужой территории. Их точно нельзя обвинить в солидарности с политикой Путина, и в этом смысле их слова звучат для казахстанцев успокаивающе.
Но важно также понимать, что спикеры этого и других репортажей вовсе не репрезентуют всех прибывших россиян. До сих пор нет никаких социологических данных. Недостаток информации всегда вызывает страхи и домыслы, которые находят отражение в соцсетях.
Как бы то ни было, хотят казахстанцы или нет, россияне уже находятся в стране. Иностранцы тоже нуждаются в информации, но местные СМИ обычно не рассматривают их как целевую аудиторию. Статьи-инструкции о том, как оформить документы, снять жилье, не попасться в руки мошенников, получать социальную, юридическую поддержку, связаться с НПО существенно помогли бы россиянам адаптироваться и интегрироваться в общество.
В интервью Парызу Байтенову на Elmedia замдиректора КМБПЧ Денис Дживага рассказывает, что россияне, как это ни парадоксально, очень мало знают о Казахстане. В стране очень сложно получить статус беженца, нет работающих государственных программ поддержки и адаптации приезжих граждан. Дживага обращает внимание и на риски повышения социального градуса на фоне экономического кризиса, особенно на севере страны.
На информационном поле заметен недостаток аналитического контента, основанного на конкретных данных. Одна из причин — закрытость статистики даже для экспертной среды. Вместо объяснений политических решений, открытых обсуждений с точки зрения прагматики, оценки рисков, казахстанцы вынуждены получать ретрансляцию риторики о гостеприимстве казахов и что «80 лет назад наши деды вместе стояли на фронте».
Таджикистан
Таджикские медиа критически подошли к начавшейся мобилизации в России из-за того, что она касалась соотечественников, у которых есть российское гражданство. Главными вопросами изначально были моральная и юридическая составляющая — легально ли служить в рядах ВС России, будучи гражданином Таджикистана, и стоит ли обещанное гражданство за год службы в армии того, чтобы идти воевать.
В конце сентября на сайте медиагруппы «Азия-Плюс» в формате вопросов-ответов журналисты разобрали законодательство России и Таджикистана, убеждая трудовых мигрантов в незаконности мобилизации людей без российских паспортов. При этом издание приводит несколько лайфхаков, как граждане России могут избежать войны легальными и «серыми» способами.
В этот же день «Азия-Плюс» назвала мобилизацию «дилеммой» для мигрантов, которых поставили перед выбором: идти воевать за гражданство или отказаться. Издание привело мнение трёх таджикистанцев, работающих в России, которые не рвутся на фронт, и напомнило об уголовной ответственности за участие граждан Таджикистана в военных конфликтах на территории других государств.
В эти же дни начался массовый приезд россиян в страны ближнего зарубежья, в том числе и в Таджикистан. В социальных сетях стали бурно обсуждать релокацию. Реакции оказались противоречивые. Журналисты «Азия-Плюс» указали это в первом же предложении материала на эту тему: от язвительного «понаехали» до инициатив для помощи. Но вся остальная часть статьи не говорит про негатив и создаёт впечатление, будто бы россиянам в Таджикистане все были рады и готовы предоставить помощь. Мол, урок соседям, как обращаться с людьми, вынужденными покинуть свою родину.
Ярко выраженное негодование чувствуется в материале корреспондента «Азия-Плюс» Мазхаба Джума, который спросил политических экспертов о последствиях мобилизации. Впервые на сайте издания мы видим словосочетание «бессмысленная война», хотя ранее войну в Украине «Азия-Плюс» старалась называть «конфликтом».
По словам экспертов, мобилизация приведёт к сокращению денежных переводов — часть таджикских мигрантов, которые получили российское гражданство, приедут обратно на родину. При этом сокращение личного состава 201-й российской военной базы, расквартированной в Таджикистане, «может создать опасность на границе Афганистана и Таджикистана».
CABAR.asia опубликовало серию материалов «Как мигрантов из Центральной Азии в России пытаются отправить на войну», в котором журналисты раскрыли махинации по незаконной вербовке в армию.
В другом материале про вербовку выходцев из Таджикистана уже из заголовка «Гражданство в обмен на войну нам не нужно» понятно отношение авторов к мобилизации. Статья же представляет из себя мнения трудовых мигрантов, которые отказываются воевать.
Первый авторский материал «Радио Озоди» о последствиях мобилизации тоже касался реакции населения, встревоженной неприятной перспективой воевать в Украине. Но «Радио Озоди» сделало акцент не столько на комментариях призывников, сколько на фактических данных: например, росте цен на авиабилеты. Проблему с завышенными ценами на авиабилеты в следующем материале дополнили ещё и нехваткой свободных номеров в таджикских гостиницах.
И, конечно же, «Радио Озоди» не обошлись без материала, в котором приехавшие россияне лестно отзываются о гостеприимности таджикского народа. Любые материалы на эту тему набирают большое количество просмотров. Например, видео о таджикском гостеприимстве с видеоблога Best Family набрало 1,7 миллиона просмотров. Это при том, что канал имеет всего чуть более 28 тысяч подписчиков.
Возможно, вдохновившись высоким трафиком, редакция захотела записать ещё один выпуск, чтобы зрители уж наверняка убедились — российским мигрантам здесь нравится.
Отношение «Радио Озоди» к мобилизации с каждым материалом становится всё критичнее, издание публикует статьи, в которых рассказывает, как российским мобилизованным нечего надевать и не с чем воевать, а также размещает кадры плачущих женщин, провожающих мужчин на фронт.
Уже в октябре «Радио Озоди» опубликовало аналитический материал с комментариями эксперта антидискриминационного центра «Мемориал», в котором критикуется российская власть, отправляющая на «чужую войну» не коренных жителей России, а выходцев из Центральной Азии. Но несмотря на чётко выраженную позицию, редакция всё же привела мнение выходца из Таджикистана, российского резервиста, который выступает за мобилизацию и якобы готов «служить стране».
Узбекистан
Тема трудовых мигрантов в России и возникшей на фоне мобилизации второй волны релокантов стала одной из самых обсуждаемых в соцетях за последние три недели.
После того, как президент России Владимир Путин объявил о «частичной мобилизации», из страны начался массовый отток молодых людей призывного возраста. Мобилизация затронула также трудовых мигрантов из Центральной Азии, которым посулили быстрое получение гражданства за службу в вооружённых силах России.
Русскоязычные СМИ Узбекистана
В русскоязычных узбекистанских СМИ тема мобилизации и релокантов ограничивается в основном новостной повесткой со ссылками на материалы российских, казахстанских и западных изданий или же официальными заявлениями МИД Узбекистана и Агентства по внешней трудовой миграции о том, какое наказание грозит узбекистанцам за военную службу в иностранном государстве. Количество аналитических материалов, экспертных обзоров на эту тему — единицы, и то, только на узбекском языке. А материал с данными о числе въехавших на территорию Узбекистана избегающих мобилизации россиян мы нашли лишь в одном узбекистанском независимом медиа — Нook, но без указания источника.
Информационный портал Gazeta.uz информирует читателей, ссылаясь на материалы зарубежных изданий «Кавказский узел», «ОВД-Инфо» и Tengrinews.kz, в которых сообщается о протестах против мобилизации в России, а также бежавших от неё в Казахстан почти 100 тысячах россиян. Издание не сообщает о количестве россиян, приехавших в Узбекистан после объявления мобилизации. Статей с экспертным мнением или анализом событий по мобилизации нет.
Издание Рodrobno.uz опубликовало несколько материалов по теме мобилизации. В одном из них со ссылкой на посольство РФ в Узбекистане сообщается, что узбекских мигрантов не будут депортировать из России за отказ от частичной мобилизации. Ещё один материал информирует читателей о позиции МИД Узбекистана по отношению к россиянам, бегущим от частичной мобилизации. Портал также не сообщает о том, сколько релокантов приехало в Узбекистан после объявления мобилизации.
Новостной портал Кun.uz, одно из немногих в том числе русскоязычных медиа Узбекистана, опубликовал материал о том, как мобилизация влияет на трудовых мигрантов в России. Правозащитница Валентина Чупик в интервью изданию даёт рекомендации гражданам Узбекистана, которые находятся в России. Главный совет правозащитницы мигрантам — уезжать как можно скорее из России. В остальных материалах издания, касающихся темы мобилизации и релокации, так же, как и в других узбекистанских СМИ, даётся информация российских и зарубежных медиа о количестве граждан РФ, въехавших на территорию Казахстана или Грузии. О том, сколько россиян въехало в Узбекистан, это издание не упоминает, хотя косвенно информирует об их наплыве в перепечатанной статье РБК о росте на фоне мобилизации цен на аренду квартир в Ташкенте.
Как освещают тему мобилизации и релокации узбекоязычные медиа
Контент на узбекском языке более богат материалами на эту тему. Так, в узбекоязычной версии сайта Кun.uz опубликован видеорепортаж из аэропорта Ташкента о мигрантах, вернувшихся из России после объявления мобилизации. Причём издание отмечает, что граждане России отказались отвечать на вопросы, запретив снимать их на видео, и потребовали удалить кадры с их изображением, пригрозив судом.
Портал также опубликовал материал о релокантах и комментарии экспертов-экономистов о том, как поток россиян скажется на экономической ситуации в Узбекистане. По мнению узбекских экономистов, «не стоит паниковать» по поводу наплыва мигрантов, спасающихся от мобилизации. Хотя это может увеличить нагрузку на социальные секторы в краткосрочной перспективе и привести к росту цен в некоторых секторах, тем не менее, «в долгосрочной перспективе это может оказать положительное влияние на экономику».
Интернет-издание Daryo в статье с прогнозами блогера-экономиста Отабека Бакирова о «валютной войне» ЦБ России пишет: «В конце сентября на фоне отступления российской орды, которой наступили на хвост, мобилизации, уклонения от мобилизации, фейковых референдумов, ядерной и газовой шантажной риторике проводимая Центральным банком России «курсовая война» ещё больше обострилась. Хотя она [Россия] оглушительно проигрывает на всех остальных фронтах, захватчики и спекулянты так просто не отдадут концы на рублёвых манипуляциях», — цитирует издание экономиста Бакирова.
Новостной портал Вugun.uz в обзорной статье упоминает о наплыве российских граждан в Узбекистан и при этом называет только число прибывших релокантов в Казахстан и общее количество выехавших из России. Данные по прибывшим в Узбекистан в этой статье также отсутствуют.
На сайте Тafsilar.info вышло два материала о мобилизации в России, в одном из которых сообщается о протестах в РФ. Во второй статье приводится экспертное мнение о последствиях переезда россиян в Узбекистан. «Некоторые считают, что людям, спасающимся от мобилизации, нужно предоставить убежище. Другие призывают закрыть границы для россиян, потому что считают их беженцами и трусами», — пишет издание, перечисляя мнения узбекистанцев. Хотя в статье говорится о том, что люди разделились на два лагеря — тех, кто считает, что бежавшим от мобилизации россиянам нужно предоставить убежища, и тех, кто требует закрытия границ, издание не соблюдает баланс. «Бегущие русские прибыли в Узбекистан с некоторыми сбережениями, но они скоро закончатся, и многие начнут искать работу, создавая конкуренцию узбекам», — пишет издание, ссылаясь на политологов, которых не называет. Далее приводится комментарий главного редактора и владельца сайта yep.uz в Узбекистане Марины Козловой, что «большинство новых мигрантов — преданные зрители Владимира Путина». И третье мнение со ссылкой на неназванных «западных политологов» гласит, что «такие иностранцы представляют опасность для Узбекистана. Русские неизбежно потянут за собой русский мир со своей культурой».
Итак, четыре русскоязычные и четыре узбекоязычные медиа Узбекистана в основном избегают давать аналитику и любые данные, связанные с количеством прибывших в страну релокантов. И если в узбекоязычных медиа, наряду с языком вражды, присутствует экспертная оценка, то русскоязычные издания ограничивают себя перепубликациями материалов российских СМИ. В то же время основная масса статей во всех узбекистанских медиа — это отражение официальной точки зрения Ташкента на события вокруг мобилизации и перепечатка заявлений соответствующих министерств и ведомств. Аналитических материалов почти нет, экспертные мнения даются без баланса, статистика напрочь отсутствует. В то же время соцсети и Telegram-каналы бурлят альтернативными мнениями и комментариями о том, как мобилизация сказывается на жизни узбекистанцев, как могут развиваться события в ближайшем будущем, а также рекомендациями для тысяч прибывающих в Узбекистан россиян, как релоцироваться, найти работу, жильё или открыть счёт в банке.