Кто и почему стоит в сторонке? Как казахстанские СМИ рассказывают о преступлениях против своих коллег

0
140

Атаки на казахстанских журналистов продолжаются. Так, ночью 20 февраля в Алматы неизвестные взорвали две машины, принадлежавшие оператору автора YouTube-канала «Гиперборей» Вадима Борейко. Поджоги и взрывы автомобилей, вандализм и прочие страсти, которые обычно любят смаковать некоторые казахстанские СМИ, похоже, не представляют интерес лишь тогда, когда всё это происходит в отношении журналистов. Их преследования и запугивания за последние полгода вызывают беспокойство, кажется, только у правозащитников, активистов и некоторых СМИ, которые сами с этим столкнулись. Медиакритик Елена Кулакова в течение двух месяцев отслеживала, о чём и как пишут СМИ Казахстана, когда дело касается проблем самих журналистов.

О чём говорили и недоговаривали некоторые телеканалы?

Главный государственный телеканал «Хабар 24» выборочно подходит к освещению дел журналистов. 20 января выдал небольшой сюжет о том, что в МИОР прокомментировали факты преследования журналистов. При этом о каких именно журналистах идёт речь, не говорится, и сами факты атак в сюжете не приводятся. Зато много времени посвятили тому, что власти якобы сами обеспокоены происходящим, и что «вопрос стоит на контроле», но в то же время в сюжете есть комментарий вице-министра информации и общественного развития, который сказал, что «говорить какие-то доводы» не имеет права. Впрочем, в материале подметили, что «такие действия подрывают общественную безопасность и репутацию государства».

Про уголовное преследование журналиста газеты «Время» и автора Telegram-канала Kozachkov offside Михаила Козачкова телеканал сообщал несколько раз, но в ракурсе того, о чём говорят власти. Рассказав о приговоре в отношении журналиста Махамбета Абжана, телеканал назвал его «блогером» и привёл его прошлые судимости, не озвучив позицию самого Абжана, его адвоката или хотя бы тех, кто его поддерживает.

Зато очень подробно телеканал рассказал о деле о воспрепятствовании журналистской деятельности своих коллег с АО «Агентство «Хабар»» в Петропавловске. В сюжете приводятся слова телеоператора канала: «Это, наверное, будет уроком для тех, кто поднимает руку на журналиста, кто запрещает съёмки».

«7 канал» сообщил об участившихся атаках на казахстанских журналистов-расследователей: «Нападениям они подвергаются с прошлого года. Журналистам портят имущество, поджигают их автомобили, бьют стёкла в редакциях, угрожают, отправляют похоронные венки и головы животных. Дошло до того, что на ситуацию отреагировал президент», — сообщает СМИ. Журналист поговорил с коллегами, которые столкнулись с давлением. Надо отдать должное: дали высказаться некоторым из пострадавших от действий злоумышленников журналистам и записали комментарий прессозащитной организации.

Телеканал Astana TV коротко сообщил о поручении президента Токаева провести расследование преступлений против казахстанских журналистов: «За последние недели сразу нескольким представителям СМИ пришлось обратиться в полицию. Динара Егеубаева сообщила о поджоге своей машины. Вадиму Борейко неизвестные залили дверь квартиры монтажной пеной. Создатель Ulysmedia.kz Самал Ибраева рассказала о взломе сайта и удалении всех материалов. Она также опубликовала прямые угрозы, которые поступили в её адрес. Все пострадавшие связывают нападения с профессиональной деятельностью».

КТК вообще ничего не говорил о преследованиях журналистов. По крайней мере, мы ничего не нашли в их выпусках.

Однобокость и обвинительный уклон

«Капитал» 20 января написал, что президент «поручил провести тщательное расследование преступлений против журналистов», добавив, что должны быть выявлены не только исполнители, но и заказчики противоправных деяний. Авторы правдиво отметили в конце текста, что в последнее время атаки на казахстанские СМИ и журналистов участились.

Газета «Литер» подошла к освещению дел журналистов выборочно и с явным обвинительным уклоном. В новости про уголовное дело в отношении журналиста Михаила Козачкова акцентировали внимание на том, что «журналист раскаялся в содеянном».

Про суд по делу журналиста Махамбета Абжана издание написало очень однобоко, не озвучив позицию стороны подсудимого или его защитников.

«Казахстанская правда» написала, что в МИОР прокомментировали происшествие с оператором журналиста Вадима Борейко, посвятив всю новость релизу министерства. Буквально одним предложением, с одинаковым текстом и ссылкой на пресс-службу президента, которую выдали и некоторые другие крупные медиа, выдали: «Провокации против представителей гражданского общества и журналистов: Токаев дал поручение главе МВД». При этом о каких именно провокациях, и кто из журналистов имеется в виду, — ни слова. Об угрозах в адрес журналистов СМИ сообщило очень коротко, не записав комментарии пострадавших коллег. Вот, например: «В Алматы подожгли автомобиль журналистки Динары Егеубаевой».

«Казправда» сообщила о приговоре журналисту и блогеру Махамбету Абжану, написав, что «на девять лет посадили в колонию чрезвычайной безопасности журналиста Махамбета Абжана», но ни слова не приведено со стороны подсудимого или его защитников. Новость построена исключительно на обвинении.

Elorda info публикует даже мелкие происшествия — например, про то, как угонщик автомобиля порезал себя, убегая от полицейских, но ни строчки не написало про своих коллег-журналистов, которым поджигают и взрывают машины, не говоря уже о других угрозах. Лишь единожды за последние два месяца сайт опубликовал одно предложение: по итогам встречи глава государства поручил активизировать работу по раскрытию противоправных действий и провокаций, направленных против представителей гражданского общества и журналистов. Но в декабре несколько новостей посвятили задержанию журналиста Козачкова, публикуя их под такими заголовками: «Сегодня будет избрана мера пресечения в отношении Михаила Козачкова», «Известного казахстанского журналиста Михаила Козачкова задержали за связь с ОПГ». Эти новости были однобокими, без соблюдения баланса, необходимого в таких случаях, и с явным нарушением презумпции невиновности.

Tengrinews.kz очень коротко сообщило о взрыве машин оператора «Гиперборея» как просто о факте, без привязки к профессиональной деятельности.

Информагентство несколько раз писало о позиции властей и о расследовании травли журналистов: «В любом случае мы на стороне журналистов. Мы готовы оказать им поддержку», — приводит агентство слова министра. Также Tengrinews коротко сообщало и о позиции самих пострадавших журналистов, используя соцсети коллег и другие источники информации.

С обвинительным уклоном освещали ситуацию с Козачковым. Позиции его или адвоката не озвучили. Лишь пару раз среди десятка публикаций и то, очень-очень сухо, СМИ сообщило, что «общественники и журналисты сделали обращение по поводу нарушенных прав журналиста — тут и тут.

BaigeNews.kz практически все новости об атаках на независимых журналистов выдавало, опираясь исключительно на официальные сводки властей. Позиции пострадавших журналистов практически нигде не приведены, а если и указаны, то очень коротко и со ссылкой на другие источники или их сообщения в соцсетях. Здесь про то, что президент Казахстана поручил расследовать травлю казахстанских журналистов Гульнар Бажкеновой и Гульжан Ергалиевой и найти виновников, здесь — о задержании пяти человек, которых подозревают в том, что они подожгли машину Динары Егеубаевой и разбили стёкла входной двери редакции El Media. Однако СМИ не привело реакцию пострадавших журналистов по этому задержанию.

Издание BaigeNews, выдав новость, что неизвестные взорвали два автомобиля оператора канала Вадима Борейко, написало, что «МИОР РК не допускает воспрепятствования журналистской деятельности и оказывает всю необходимую помощь», но не рассказало, что сами же пострадавшие журналисты в комментариях другим СМИ говорили об обратном. Также BaigeNews поторопилось сообщить о якобы уже «проведённом досудебном расследовании» по факту взрыва машин. Была допущена неточность и по другому факту запугивания журналиста Борейко. Медиа пишет «о попытке запенить дверь его квартиры», тогда как сам автор и ведущий проекта «Гиперборей» сообщил об этом как о состоявшемся факте, а не попытке. Что это было со стороны СМИ — желание приуменьшить давление или что-то другое?

Однобоко BaigeNews.kz освещало ситуацию с уголовным преследованием Михаила Козачкова. В основном там публиковали информацию по его делу, которую предоставляли власти: здесь и здесь. Но ранее СМИ опубликовало отрывок из обращения журналиста к президенту: «»Моё уголовное дело затрагивает интересы высокопоставленных людей» — журналист Козачков обратился к президенту РК».

В феврале, ссылаясь на пресс-службу Акорды, СМИ опубликовало новость с громким заголовком: «Токаев поручил МВД активизировать работу по раскрытию провокаций против журналистов». Однако заявленной в заголовке теме было отведено лишь одно предложение в конце новости, без какой-либо конкретики и фактов.

«Жайык Пресс» буквально в трёх предложения, ссылаясь на другое СМИ, написало, что «президент поручил тщательно расследовать серии преступлений против журналистов». Однако там ни слова не сказали, какие это преступления и какие журналисты с этим столкнулись.

Подробно и с попыткой разобраться, что к чему

«Власть» подготовила расширенный материал, собрав все нападения на журналистов в Казахстане за последнее время. Там довольно смело заявили, что «по внешним признакам ситуация напоминает худший период правления Нурсултана Назарбаева». Также написали, что журналисты в Казахстане не видят поддержки со стороны государства, «остаются не только без защиты правоохранительных и профильных органов, но и без законодательной опоры». Тем самым «Власть» опровергла заявления властей, в частности слова главы комитета МИОР о защите и оказываемой помощи.

Пожалуй, «Власть» — одно из немногих СМИ, кто озвучил возможную причину уголовного преследования журналиста Козачкова и, ссылаясь на мнения медиасообщества и правозащитников, предположила заказной характер дела. «Сам Козачков своё преследование назвал личной местью председателя агентства финансового мониторинга Жаната Элиманова», — сообщило СМИ. Также «Власть» — одна из немногих, кто написал, что нападениями на независимых журналистов в Казахстане, которые продолжаются с осени 2022 года, обеспокоены дипломаты США, Великобритании и Евросоюза.

«Власть» более подробно рассказала о происходящем вокруг журналистки Динары Егеубаевой, указав, что она расценивает произошедшее как давление и связывает нападение на сына со своей профессиональной и политической деятельностью.

Детально освещала «Власть» и атаки на журналиста Вадима Борейко — тут и тут. «Последние акции устрашения журналистов Динары Егеубаевой, Гульжан Ергалиевой, Гульнар Бажкеновой, Самал Ибраевой и меня, возможно, координируются из одного центра. Делать дальше вид, что эти кейсы друг с другом не связаны и не имеют целью закошмарить несистемные медиа, думаю, уже бессмысленно», — приводит слова Борейко издание.

Ulysmedia.kz тоже подробно рассказало о происходящем вокруг Борейко, связав это именно с его профессиональной деятельностью, а не каким-то бытовым хулиганством. «Машины использовались в работе YouTube-канала «Гиперборей». Борейко связывает произошедшее с профессиональной деятельностью журналистов», — сообщает это медиа, главный редактор которого ранее сама столкнулась с угрозами.

Ранее Ulysmedia.kz подготовило материал о том, что в центре внимания представителей 23 дипломатических миссий оказалась казахстанская пресса, «которую уже полгода угрозами, нападениями и кибератаками неизвестные пытаются потеснить на медийном поле». Автор перечислил вопиющие случаи с журналистами: поджог автомобиля журналиста Динары Егеубаевой, освещавшей последствия январских событий в Казахстане, атаки на Гульнар Бажкенову, Гульжан Ергалиеву и Самал Ибраеву.

Ulysmedia.kz писало и само про себя, когда им в офис прислали коробку с потрохами животного и фотографиями детей главреда, и о том, что 18 января злоумышленники взломали сайт Ulysmedia.kz, опубликовав личные данные главного редактора и её семьи.

Медиа сообщало и об атаках на коллег из Orda.kz, когда им в редакцию прислали свиную голову и порванную фотографию главного редактора «Орды» Гульнар Бажкеновой. Также сообщили, что на редакцию Orda.kz участились атаки, содержащие в себе угрозы и провокации. Написали и о том, что в январе неизвестные разбили окна в офисе редакции сайта www.elmedia.kz. Выдали новость и про журналиста Козачкова, указав, что ему «сократили список статей, по которым он проходил подозреваемым».
Интересный материал подготовило это медиа о том, что «прессинг» журналистов уже давно никого не удивляет. Высказываясь об уголовных преследованиях коллег-журналистов, которые власти Казахстана пытаются «засекретить», Ulysmedia пишет: «Мы за справедливые суды, честные расследования и здоровую критику, но против неоправданных тайн, произвола и преследований».

Orda выдала подробный материал, объединив все последние атаки на журналистов. «Не успел начаться 2023 год Нового Казахстана, как с середины января по стране прокатилась волна преследований журналистов», — пишет издание.

Также Orda написала о том, что Комитет по защите журналистов CPJ «осудил преследование репортёров в Казахстане», подметив, что освещаемые попавшими в опалу журналистами темы были «наиболее нежелательными для властей Казахстана». Это как раз то, что, возможно, побоялись озвучить некоторые другие СМИ. Orda привела в статье мнение координатора программ CPJ по Европе и Центральной Азии Гульнозы Саид, которая сказала, что «заявления о Новом Казахстане так и останутся пустым звуком, если государство не обеспечит прессу безопасностью».

Газета «Время» обратила внимание на интересные факты в деле журналиста Михаила Козачкова: «Что примечательно, после того, как минул всего один месяц ареста Михаила, АФМ выступило с ходатайством о продлении заключения Козачкова под стражей до 18 марта. И вот довольно неожиданно по ходатайству самого же Агентства по финмониторингу нашему корреспонденту смягчили меру пресечения. Почему? Подробностей нет, так как уголовное дело засекречено».

«Время» сделало материал и про вспыхнувшие автомобили оператора YouTube-канала «Гиперборей». Автор материала пишет, что это не первый инцидент, связанный с именем журналиста Вадима Борейко. «За последнее время совершено несколько преступлений в отношении и других сотрудников СМИ», — пишет издание. Также газета сообщила, что личные данные главреда Ulysmedia.kz и её детей были выложены в открытый доступ, и что Махамбет Абжан приговорён к девяти годам заключения. Ссылаясь на агентство КазТаг, газета написала также о том, что США обеспокоены нападениями на независимых журналистов в Казахстане.

Elmedia, главный редактор которого Гульжан Ергалиева и редакция подвергались атакам неоднократно, выпустило на своем YouTube-канале передачу, где рассказало о преследованиях. «Эти атаки на редакцию вызвали реакцию в обществе, журналистские организации обратились к президенту страны с просьбой поручить государственным органам принять меры против преследований независимой прессы», — сообщает Elmedia.

Не обошло стороной медиа и историю с делом Михаила Козачкова. «Почему журналист, а не прежние «хозяева жизни» в зоне досягаемости компетентных органов?» — задаётся вопросом интернет-канал.

5Media, как и многие другие СМИ, написало о том, что президент потребовал найти заказчиков преступлений против журналистов. Хоть и вкратце, но там перечислили факты угроз и нападений на журналистов, о чём некоторые другие СМИ сказать не рискнули.

Про остальных забыли?

Многие СМИ, ранее писавшие об избиении журналистки издания «Дорожный контроль» из Атырау Олеси Вертинской, которая связывает произошедшее с профессиональной деятельностью, позже перестали освещать ход её дела. Хотя ранее в соцсетях журналистка призывала поддержать её в суде. С недавних пор Вертинская попала в орбиту и судебных разбирательств по обвинениям со стороны полиции и других лиц, однако и тогда этим почти никто из СМИ не заинтересовался. Видимо, случаи в центре страны волнуют коллег больше, чем преследования в регионах.

С начала года уже с десяток тревожных заявлений прозвучало от известных журналистов. Однако большинство казахстанских медиа не особо освещало проблемы своих коллег по перу и микрофону. Почему так происходит, где же журналистская солидарность, почему многие СМИ будто не замечают давление на своих коллег?

Выходит, что о преследовании журналистов пишут те медиа, которые и попадают под этот прессинг. Некоторые другие крупные СМИ сообщают о преступлении в отношении журналистов только в контексте того, что власти якобы сами обеспокоены происходящим и дают поручения найти и наказать. То есть выдают лишь официальную информацию. Без соблюдения баланса. Без малейшей попытки разобраться и понять, что же происходит на самом деле.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь