Стигматизация. Когда читатели или зрители сталкиваются с ней в медиа, они часто её попросту не замечают. Это явление, которое, по сути, — поражение в правах, для казахстанского общества до сих пор является чем-то обыденным. Ей подвержены самые разные группы людей — от жертв насилия до представителей сексуальных меньшинств. И именно с ними до сих пор, в 2023-м году, в народе порой связывают ВИЧ и СПИД.
Причём очень немногие разбираются в этом вопросе хотя бы поверхностно. Не знают, что носители ВИЧ при должной терапии могут жить полноценной жизнью, заключать браки, заниматься сексом, рожать здоровых детей. К научно доказанным способам передачи ВИЧ, а именно — от матери к ребёнку во время беременности, родов или грудного вскармливания, через кровь и при незащищённом половом контакте, некоторые ошибочно относят рукопожатия, поцелуи или использование общих бытовых предметов. Поэтому многие заболевшие продолжают сталкиваться со стигматизацией и пренебрежительным отношением со стороны других людей. Журналисты по определению должны быть людьми передовыми, хорошо образованными, знакомыми хотя бы с основами фактчекинга. Медиакритик Анжелика Арзамасцева выясняла, есть ли в нашей республике такие продвинутые сотрудники СМИ и как вообще освещают эту тему в медиа.
Новости о ВИЧ/СПИД
Материал «Вич и спид в ЗКО: идём по нарастающей» от «Жайык Пресс» описывает ситуацию в Западно-Казахстанской области, где заметно увеличилось число заболевших ВИЧ-инфекцией. В статье приводится статистика по заразившимся, которая в последующем переходит в общую информацию о ВИЧ и СПИД, а также о том, куда нужно обращаться, чтобы узнать свой ВИЧ-статус. Информации касательно самой инфекции здесь больше, чем информации о ВИЧ-инфицированных на западе республики. Однако это никак не влияет на качество материала, так как читателям, помимо сведений о заболевании, рассказывают о Центре СПИД в Западно-Казахстанской области и даже дают номер телефона доверия.
Однако есть в тексте не совсем удачные моменты. Во-первых, это заголовок, в котором аббревиатуры вируса иммунодефицита человека и синдрома приобретённого иммунодефицита представлены как «Вич и спид». Правила оформления аббревиатур подразумевают их написание прописными буквами — ВИЧ/СПИД. Второй момент, на который обращаешь внимание, — лид, а именно — предложение «Благо, что в новых рядах заражённых хотя бы нет детей и подростков», что звучит некорректно по отношению ко взрослым ВИЧ-инфицированным. Авторы материала, выделив отдельные группы, а именно — детей и подростков, как бы намекнули, что заболеть ВИЧ во взрослом возрасте не так уж и страшно, как, допустим, в детстве, но не стоит забывать, что вирусом иммунодефицита человека может заразиться каждый, вне зависимости от возраста.
Следующие несколько материалов касаются одной темы — миграции в Казахстан ВИЧ-положительных россиян, о чём в прошлом году активно писали казахстанские СМИ. Среди таких статей — «Мигранты из России привозят в Казахстан не только деньги и экспертизу, но и ВИЧ» от Forbes Kazakhstan, «Миграция ВИЧ-положительных из РФ: стоит ли опасаться?» от Tengrinews, «В Казахстан заехало более 200 ВИЧ-инфицированных россиян» от inbusiness.kz. Во всех материалах журналисты повествуют об обеспокоенности граждан РК наплывом в страну ВИЧ-инфицированных жителей РФ и обращаются за комментариями к экспертам, которые сообщают, что, несмотря на миграцию, эпидемия ВИЧ Казахстану не грозит. Вопрос заключается в инфоповоде, который в какой-то степени распространяет и без того присутствующую в обществе стигму по отношению к ВИЧ-инфицированным.
Чтобы не отходить далеко от темы миграции, приведу материал «Алматинцы с ВИЧ рожают здоровых детей и создают семьи» от InAlmaty.kz, в котором рассказывается о конференции, приуроченной ко Всемирному дню борьбы со СПИД. В статье, помимо основных тезисов касательно ВИЧ, также был поднят вопрос миграции ВИЧ-положительных граждан РФ. Автор материала приводит слова одного из спикеров — директора Казахского научного центра дерматологии и инфекционных заболеваний Асылхана Абишева, который, в свою очередь, отметил распространение негативных комментариев из-за наплыва ВИЧ-положительных жителей России в Казахстан и призвал не создавать вокруг темы панику, ведь вирус не передается воздушно-капельным путём. В этом случае материал представлен именно в том виде, в котором должна проходить борьба со стигматизацией людей с ВИЧ.
Правда о вирусе: жизнь ВИЧ-инфицированных
Почитав новости со статистикой по ВИЧ и интервью с экспертами, невольно начинаешь думать, что на просторах медиа почти совсем не освещают жизнь людей с ВИЧ, благодаря рассказам которых и складывается настоящая картина жизни инфицированного; однако это не так, и следующие материалы — тому подтверждение.
Подкаст «Пришёл положительный результат на ВИЧ. Кстати, с днём рождения!» от интернет-журнала «Власть» открывает глаза на ВИЧ через рассказы его носителей. В гостях — двое казахстанцев с ВИЧ-положительным статусом. Они делятся своими мыслями, не скрывают подробностей касательно вируса и того, как он ворвался в их жизни, и, конечно же, рассказывают об отношении окружающих к их ВИЧ-статусу. Несмотря на серьёзность темы, гости подкаста повествуют о ВИЧ в неформальной обстановке, без употребления сложных медицинских терминов и фраз, иногда шутя, как бы подтверждая: ВИЧ не приговор, и при надлежащем лечении с ним можно жить.
Статья ««Страх меня буквально парализовал»: история человека, живущего с ВИЧ» от издания Steppe тоже раскрывает всё то, о чём часто не говорят в новостях — о стигматизации, психологическом давлении и реакции других людей. Всё это, естественно, читателям преподносится через опыт ВИЧ-инфицированного человека, который рассказывает о дискриминации не только со стороны окружающих, но и врачей, принципиально отказывающихся обслуживать его из-за положительного ВИЧ-статуса. Материал показывает и рефлексию героя, и его последующую трансформацию — от депрессии и мыслей о смерти до, как говорит сам собеседник, «выхода из зоны комфорта», что и помогло ему преодолеть возникшее давление. В завершении материала также приводится необходимая информация по ВИЧ: как передаётся и где можно проконсультироваться и сдать все необходимые анализы.
Некоторые порталы подходят к просвещению темы вируса иммунодефицита человека весьма оригинально. Так, Liter.kz сделал подборку фильмов о ВИЧ и СПИД, которые демонстрируют персонажей с вирусом и, как отмечают авторы материала, развенчивают самые распространённые мифы о болезни. Стоит отметить грамотное оформление материала: помимо описания к фильмам и идущим после трейлерам, были добавлены комментарии кинокритиков, благодаря которым составляется целостное представление о картине.
«Информбюро» с материалом ««Я не монстр». Наступит ли время равенства для людей, живущих с ВИЧ в Казахстане?» снова обращает внимание на существующую в обществе стигму и рассказывает историю девочки-подростка, которая получила ВИЧ от мамы и столкнулась с дискриминацией со стороны родственников. Этой истории в отнюдь не маленьком материале авторы отвели всего три абзаца, а остальной текст уже был посвящён мыслям по поводу ВИЧ от эксперта-эпидемиолога Казахского научного центра дерматологии и инфекционных заболеваний Министерства здравоохранения РК Акерке Раушанбек. Если говорить кратко о содержании интервью, то в фокусе — существующая в обществе стигматизация людей с ВИЧ, важность своевременного лечения, статистика по заболевшим, трудность в принятии диагноза. Информация важная, однако по мере прочтения материала возникает ощущение, что рассказ о девочке с ВИЧ резко прерывается, ну а вопрос, заданный в заголовке, и вовсе остается без ответа. Так наступит ли время, когда люди с ВИЧ будут считаться обычными людьми, просто заболевшими отнюдь не стопроцентно смертельной болезнью?
По традиции следует вывод, и он таков: несмотря на некоторые недочёты в освещении темы, журналисты в большинстве случаев в уважительной форме пишут про ВИЧ-инфицированных, стараясь в полной мерее охватить все необходимые сведения о болезни. Однако, несмотря на большое количество материалов, доказывающих, что ВИЧ — не приговор, а люди с этим диагнозом не представляют никакой угрозы обществу, возникает вопрос: а работает ли всё это в реальной жизни? Думаю, что работает, хоть и постепенно; стигма всё ещё присутствует, но её уровень в сравнении с прошлыми годами заметно снизился. Поэтому необходимо продолжать развеивать мифы о ВИЧ и СПИД, чтобы инфицированные могли чувствовать себя полноценными членами общества, а не изгоями.