«Дом затопило, скотина ушла под воду, но я не унываю и пришла на выборы». Как СМИ Казахстана писали о последствиях весенних паводков

0
61

Ежегодные паводки в стране для СМИ — тема регулярная, такая же, как снежные заносы на трассах зимой, уборка урожая осенью или засуха летом. Вот и в этом году большая вода пришла в несколько регионов Казахстана, пострадало более сотни населённых пунктов, люди лишились крова, но весной 20203-го основная масса медиа была в основном вовлечена в освещение предвыборной гонки. Возможно, поэтому материалов на тему затопленных домов и дворов было не слишком много; а может, дело в цензуре или самоцензуре: зачем расстраивать электорат перед выборами?

Некоторые СМИ даже писали: вот, мол, жители, чьи дома затопило, с удовольствием плыли на лодках, чтобы проголосовать. Словом, мы не сможем ответить на вопрос «почему», но на вопрос «как региональные и центральные медиа Казахстана освещали проблемы паводков в этом году» попыталась ответить Елена Кулакова.

О чём писали региональные СМИ

Газета «Уральская неделя» постаралась по максимуму охватить начавшиеся в ЗКО паводки и ситуацию, в которую попали пострадавшие от них жители. Редакция подготовила несколько материалов. Но все они носили скорее информативный характер. С аналитической точки зрения к этой теме не подошли. Вот, например: В Уральске талые воды подтопили более 50 дачных домов, где постоянно живут люди. Или вот ещё: В Урал идёт большая вода.

«Уральская неделя» также сообщила, что во время наводнения в ЗКО жителя Чингирлауского района нашли мёртвым, и что разрушены дамбы — тут и тут.
Также газета предположила, что в Уральске брошенных на борьбу с паводком сил скорее всего хватит только на город, а дачные массивы могут остаться без внимания.

«Жайык Пресс» выпустило статью, озаглавив её Паводок — проблема общая. Автор материала ответственность за случившееся переложила на жителей. Издание пишет, что местные исполнительные органы и специальные службы готовились, а вот население отнеслось к проблеме несерьёзно. Автор Надежда Хрипченко заключила: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», — предложив мужчинам взять в руки лопаты и заняться делом.

В середине марта газета выдала большой репортаж с фотографиями из подтопленных мест. Описав ситуацию, автор материала написал, что у пострадавших от подтопления возникают вопросы — кто, как и когда будет возмещать убытки? Но ответа или хотя бы попытки получить комментарии у властей в материале не было.

Всё больше материалы этого СМИ походили на попытки сгладить острые углы при наличии реальной проблемы. Газета сообщила, что на реках вода вышла из берегов. Позже «Жайык Пресс» успокоил: паводок пошёл на спад, но расслабляться рано.

«Мой город» написал, что, по данным прокуроров ЗКО, спасатели несвоевременно провели конкурс на взрывные работы, и это усугубило паводковую ситуацию в регионе: «Вовремя проведённые взрывные работы на водоёмах области значительно уменьшили бы риск подтопления населённых пунктов». Пожалуй, это было одно из немногих СМИ, где попытались выяснить, почему всё так произошло, а не просто перечислить последствия. И то, сослались всё-таки на сообщения прокуроров, а не сами первыми к ним обратились.

Ещё один критический материал вышел 17 марта. Редакция раскритиковала работу властей и ДЧС словами пострадавших от подтопления жителей, которые заявили, что были вынуждены сами справляться с нахлынувшей водой. «На помощь от государства никто не рассчитывает», — пишет СМИ. Этой проблеме посвятили ещё один материал накануне, сообщив, что дачники Уральска самостоятельно начали защищаться от потопа.

Позже «Мой город» хотя и коротко, но всё же написал, что Россия не делится информацией о сбросе воды в водохранилище, от которого будет зависеть и положение дел на казахстанской стороне.

«Актобе Таймс», сообщая про обещания властей построить новые дома взамен рухнувших, приводит громкие фразы акима Актюбинской области: «Если мы всегда будем так друг друга поддерживать, наша страна будет стабильно развиваться». К слову, это СМИ спешило сообщить чуть ли не о каждом шаге чиновников — как аким Хобдинского района Болат Кулов на моторной лодке доплыл до посёлка Жарык, где встретился с местными жителями, или как эвакуировали жителей в Кобде. Этот репортаж посвящён действиям властей, и лишь одна строка — словам жителей.

Это СМИ, как и некоторые другие, в своих материалах оправдывало действия/бездействия госорганов. Например, здесь: Аким Актобе о паводке: «Есть две причины — либо снега много, либо денег не хватает».

Газета «Диапазон», которая тоже пишет о событиях в Актобе, посвятила паводкам много материалов. Но в них так же, как и во многих других СМИ, часто говорится о том, что власти принимают меры. Взять, к примеру, этот материал — Пять посёлков в Кобдинском районе отрезаны талой водой. Как власти им помогают?. Или вот как аким Актобе провёл совещание по вопросам устранения последствий весеннего паводка, где проблема с подтоплением списывается на множество построек и отсутствие ливневых и водоотводящих систем, но ни слова о том, почему эта проблема до сих пор не была решена. Автор материала процитировал слова акима, который сказал, что «изначально необходимо было разработать комплексный план, соответствующий градостроительным требованиям».

Газета выдала ещё один, на первый взгляд, интересный материал с мнениями жителей, озаглавив его так: Почему каждый год город тонет в талой воде. Но и там местами суть сводилась к тому, что власти якобы ни при чем, а это всё погода виновата. Но был всё же соблюдён баланс мнений.

Газета «Актобе инфо» больше писала о том, что делают власти, — точнее, как они стараются решить проблему. Вот, например: Более 70 тысяч кубометров воды откачали из подтопленных домов и дворов в Актюбинской области, или — Продуктами обеспечили отрезанных от автосообщения из-за паводка актюбинцев. Была даже попытка снизить накал: «Город тонет раз в году»: весёлый коммунальщик из Актобе рассмешил Казнет.

https://youtube.com/shorts/BluL2n_gAys?feature=share

Коротко и осторожно осветила последствия затоплений и обещания чиновников в Туркестанской области газета «Южный Казахстан». В материале описали февральский паводок, подтопивший несколько сёл, который якобы заставил власти зашевелиться. Заголовок Не было бы счастья, да несчастье помогло оказался в тему. Газета написала, что в селе Байылдыр по просьбе жителей устанавливают арычные лотки, а в селе Хантагы корректируют русло и укрепляют берега одноимённой реки.

Республиканские СМИ — нотки позитива

Сложилось впечатление, что перед выборами в основном именно республиканские медиа не хотели портить атмосферу, поэтому многие журналисты умудрялись о потопах говорить в позитивном ключе.

Tengrinews выдавал новости, перепечатывая их из других СМИ или релизов пресс-служб. Вот, например, повторяя за всеми, написал, что глава МЧС Юрий Ильин посетил затопленные районы. Банальный отчёт властей.

Соцсети — излюбленный источник информации для этого СМИ. Хотя на такую серьёзную тему можно было подготовить и собственный репортаж. Пожалуй, лишь броские заголовки «спасали» ситуацию с отсутствием своих материалов: Тащил лодку по грудь в воде: спасение людей попало на видео в Актюбинской области. Или: Такого потопа не видели 30 лет.

Была попытка у этого информагентства показать и серьёзность проблемы через какие-то истории, но, опять же, благодаря перепечатыванию чужих материалов: Без жилья, еды и одежды и Посёлкам в ЗКО не могут оказать помощь из-за затопленных дорог.

Ulysmedia.kz больше материалов посвятило выборному процессу, нежели пострадавшим от подтопления посёлкам в нескольких регионах страны. Но в одном из материалов медиа попыталось объединить две проблемы: тонущие посёлки и предвыборные скандалы. Материал вышел с «говорящим» заголовком Западно-Казахстанская область тонет в паводках и предвыборных скандалах. СМИ подняло вопрос о том, что сложная паводковая ситуация «сбила в Уральске волну интереса к скандалам предвыборной кампании».

Но, пожалуй, это одно из немногих медиа, которое сообщило, что в Актюбинской области вода прорвала защитную насыпь. И также выдало информацию с опровержением ДЧС ЗКО сообщений о двух погибших при паводках.

КТК в основном сообщал про обещания чиновников. Фраза «ситуация под контролем» стала чуть ли не девизом этой темы на телеканале.

Вот материал о том, что в Улытауской области талыми водами размыло дорогу, и жителям «пообещали новый мост стоимостью два миллиарда тенге». Ведущая КТК Светлана Булатова говорит: «Не успокаивает даже то, что происходит подобное каждый год и уже даже появился объездной путь». Однако почему это должно успокаивать людей? Может, надо выяснить, почему власти так долго не решают проблему? Официального подтверждения того, что мост построят, в материале, кстати, не прозвучало (только ссылка на некие абстрактные «власти» в самом тексте), несмотря на громкий заголовок. Зато чээсник в синхроне бодро рапортует: «Ситуация стабильная».

Телеканал также показал, что пострадавшие люди довольны и охотно идут на выборы. «У меня дом и сарай затопило, скотина ушла под воду. Но не унываю, пришла вот на выборы. Всех поздравляю!», «Сегодня пришёл на 418-й избирательный участок и сделал свой выбор. Наш аул пострадал от паводка. Но нас это объединило. Совместно с сотрудниками ДЧС мы днём и ночью спасали свои дома».

Пожалуй, лишь один раз телеканал выдал сюжет как бы с критикой в адрес власти. Пострадавшая предпринимательница сообщила, что прошлой весной тоже был потоп, но менее масштабный. «В прошлом году сказали, что тоже окажем помощь. Никакой помощи не было. Пожалуйста, в этом году хотим, чтобы предприняли все возможности», — приводит слова женщины телеканал.

В одном из сюжетов КТК сообщает, что в селе Каратал люди предполагали подтопление и заранее подготовили мешки с инертным материалом, тем самым продемонстрировав действия сельчан и бездействие властей. Правда, ситуацию это не спасло: вышедшая из берегов река мгновенно залила аул, из-за чего оборвался газопровод. Но и здесь КТК оптимистичен: в акимате уверяют, что опасности нет.

Телеканал Astana TV больше сообщал о том, что делают чиновники и партия власти, нежели о чаяниях пострадавших людей. Вот, например: В Кобдинском районе начали строительство домов для пострадавших от паводка. Но канал не задался вопросом: а устоят ли эти дома на мокрой земле?

Рассказывая о том, что глава региона поручил после ликвидации паводка разработать проект по устройству постоянных водопропускных труб, СМИ нисколько не подвергло критике действия/бездействия властей, а говорило только о планах и каких-то мерах по устранению последствий.

В другом своём сюжете Astana TV со ссылкой на МЧС сообщает, что из-за давления паводковых вод и критического уровня реки Уил защитное обвалование из земляной насыпи вокруг посёлка Каратал не выдержало напора воды, в результате чего «произошёл размыв обваловки». Вот тут самое время покритиковать власти, но СМИ очень аккуратно просто передало информацию от МЧС.

Телеканал хвалил партию власти AMANAT. «Сметная документация подготовлена, уже прошла госэкспертизу и в этом же году будет строительство специализированной дамбы охраняемой, чтобы в последующем таких разрушений и наводнений не было в Кобдинском районе», — приводит слова члена партии телеканал. Но у телезрителей наверняка возник вопрос: а при чём здесь партия, почему партийцы говорят за чиновников? Этот сюжет больше был похож на агитацию.

«Хабар 24» подготовил очень много сюжетов на тему паводков в регионах. Но все они были без какой-либо критики, а скорее о том, что чиновники принимают оперативные меры: как в 73 затопленных домах в ЗКО полностью откачали воду и как в селе Кобда спасатели укрепляют дома. «Ситуация находится на постоянном контроле», — сообщает «Хабар»: здесь и здесь. «Хабар» тоже рассказывал о помощи со стороны партии AMANAT.

Практически ни одно СМИ не попыталось проанализировать, почему ситуация повторяется из года в год, хотя каждый год чиновники разрабатывают какие-то проектно-сметные документации и принимают какие-то меры. Никто не взялся за большой аналитический материал с конкретными примерами: кто, что, где, когда и кому обещал и не сделал. А люди, между тем, страдают каждый год в одних и тех же регионах.

Многие писали, что власти «держат ситуацию на контроле», в то время как всё говорило об обратном, потому что дома тонули и противопаводковые дамбы и насыпи прорывало. Пострадавшим от подтоплений жителям журналисты практически не давали возможность высказаться, и уж тем более не спрашивали имена и фамилии тех, кто конкретно несёт ответственность за происходящее в их населённом пункте. А ведь на противопаводковые мероприятия выделяются миллионы в регионах и миллиарды по всей стране тенге. Но все будто воды в рот набрали перед выборами в Мажилис и маслихаты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь