Шаг 4. Пять законов МИГ (10 минут)
Теперь, когда у нас уже есть начальные представления о медийной и информационной грамотности, обратимся к пяти законам МИГ. Они помогут нам узнать, является ли источник информации достоверным? Чем отличается нейтральная точка зрения от предвзятой?
В инфографике New Media Consorcium отражены основные законы МИГ, разработанные ЮНЕСКО:
- Медиа, технологии, интернет, библиотеки и любые другие формы представления информации предназначены для критического осмысления и устойчивого развития общества. Ни один формат не является более или менее значимым по сравнению с другими.
- Каждому человеку есть что сказать. У людей должен быть доступ к новым знаниям и самовыражению.
- Не все знания являются правдивыми или нейтральными. У потребителей информации должна быть возможность это понять.
- Каждый человек хочет узнавать и понимать новую информацию (даже если сам человек этого не замечает).
- Информационная и медиаграмотность развиваются постепенно. Это динамичный и сложный процесс.
Шаг 5. Основные концепции медиаграмотности (10 минут)
Знание пяти законов помогает лучше понять теорию медиаграмотности, впервые сформулированную в 1987 году в Канаде.
1. Все медиаматериалы сконструированы.
Это наиболее важная идея. Мы инстинктивно рассматриваем многие СМИ как прямые представления о том, что происходит в действительности, но это не так. Когда мы распространяем интернет-мем или постим селфи, мы также способствуем распространению медиаобраза, который не отражает нашей реальной жизни. Задача медиаграмотности — деконструировать эти сообщения (рассмотреть их отдельно, чтобы показать, как они сделаны).
2. СМИ формируют наше восприятие реальности.
Большая часть нашего мировоззрения основывается на медиасообщениях, созданных с определённой позицией, интерпретациями и выводами, уже встроенными в них.
Фотографии иногда кажутся нам самым объективным видом информации. Однако медиаграмотность учит нас: мы видим только то, что фотограф или режиссёр хотели показать, мы не можем видеть того, что происходит за объективом камеры. Цифровая технология позволяет фотографу легко менять содержание картинки, и мы даже не можем представить, что на самом деле было снято на камеру.
3. Целевые аудитории по-разному воспринимают одни и те же медиасообщения.
Смысл любого медиапродукта создаётся не только его производителями. Наоборот, он является совместной работой между ними и аудиторией. Разные аудитории потребителей информации могут отображать разные значения одного и того же события. Медиаграмотность учит нас понимать, как возраст, пол, раса, социальный статус, семейный и культурный бэкграунд, моральные принципы влияют на интерпретации информации, продуцированной СМИ.
К примеру, реклама «Поцелуй Курмангазы и Пушкина» вызвала большой скандал в Казахстане, вследствие чего её авторы были вынуждены покинуть страну.
Вопросы для обсуждения (5 минут):
- Как разные люди могут видеть эту рекламу?
- Какова её цель?
- Какие, на ваш взгляд, предположения или убеждения у её создателей?
4. Медиа — это прежде всего предприятия, ориентированные на прибыль.
Большинство медиа — это бизнес, который должен получать прибыль. Вопросы собственности и контроля главные: сравнительно небольшой процент людей контролирует то, что мы смотрим, читаем и слышим в медиа.
Медиасобственность стала ещё более концентрированной. Большинство новостей в мире контролируется и ограничено несколькими медиакорпорациями. Тим Бернерс-Ли, создатель интернета, британский ученый, который изменил мир, изобретатель URI, URL, HTTP, HTML, действующий глава Консорциума Всемирной паутины пишет: «Google, Microsoft, Yahoo, Apple, Facebook… Пока вы думаете, что пользуетесь их продуктами, они используют ваши данные, делят интернет между собой и начинают диктовать всё более жёсткие условия».
Также большинство из того, что мы публикуем, подвергается цензуре или ограничивается, в зависимости от того, соответствует ли оно интересам медиасобственников. Их мотивация к получению прибыли не только определяет те медиа, которые мы видим или не видим, но и то, что и кому обычный пользователь может постить и говорить онлайн. Примером тому могут быть новые алгоритмы Facebook, которые держат нас в т. н. «информационном пузыре».
5. Большинство медиасообщений идеологизированы и проповедуют те или иные ценности. Большинство медиапродуктов в определённом смысле является рекламой, поскольку они продвигают бренды, торговые марки, отдельных личностей, а также ценности и стили жизни. Медиа выражают, явно или скрыто, идеологические месседжи для стимулирования потребительского интереса, одобрения действий власти, и т. д.
По мнению российского исследователя медиаграмотности А. В. Фёдорова, «по большому счёту, медиаиндустрия не заинтересована в том, чтобы аудитория развивала критическое мышление по отношению к проблемам функционирования медиа в социуме и к медиатекстам любых видов и жанров». Медиаграмотность обращает внимание на скрытые сообщения. То, что отсутствует в сообщении, может быть более важным, чем то, что включено. Важно понимать не только то, что нам говорят, но и как нам говорят.
Как отмечал Маршалл Маклюэн, «каждая среда имеет свою собственную грамматику и кодирует реальность своим особым образом. Различные СМИ будут сообщать об одном событии, но создавать разные представления и сообщения».
Практическое задание 4
Рассмотрим следующие фото и заголовки из сообщений о боксёрском поединке спортсменов Геннадия Головкина с Саулем Альваресом:
Контрольные вопросы: (5 минут)
Какие концепции медиаграмотности уместны при ответах на следующие вопросы:
Кто заплатил за эти фото и почему? (Медиа — это прежде всего предприятия, ориентированные на прибыль)
Насколько точно и объективно отражен бой Головкина с Альваресом в этих фото? (Все медиаматериалы сконструированы)
Какие иные значения могут найти в этих фото другие люди? (Аудитории по-разному воспринимают одни и те же медиасообщения)
Какие ценности пропагандируют эти фото? (Все медиасообщения идеологизированы и проповедуют те или иные ценности)
Резюме. Медиаграмотность — необходимый навык в век цифровых технологий. Это умение хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать их суть. Под влиянием роста информационно-коммуникативных технологий, виртуальной реальности (VR), дополненной реальности (AR) и смешанной реальности (Mixed Reality) классическая формулировка медийной и информационной грамотности неизбежно трансформируется в «медиа- и цифровая грамотность».
Рекомендованная литература:
Кэти Уинг. Что такое интернет-грамотность
KEY CONCEPTS ABOUT MEDIA LITERACY
Социальная медиаграмотность: пять ключевых принципов