Команда OY-DETOX совместно с исследовательским центром PaperLab провела серию публичных фокус-групп в трёх городах Казахстана и проанализировала локальную медиаповестку. Открыто жители регионов говорили о низких зарплатах, росте цен на жильё, бездомных собаках и плохой инфраструктуре; политические темы обсуждали осторожнее. Также осторожно о политике говорят и местные журналисты, предпочитая оперативные новости аналитике.
Впрочем, проект показал: даже в небольших городах есть активные и неравнодушные жители, готовые обсуждать перемены. И есть медиа, которые несмотря на серьёзные проблемы, продолжают свою работу.
О том, что исследователей удивило в регионах Казахстана и как сейчас живут журналисты в разных частях страны – создатели проекта рассказали «Новому репортёру».
«Людям было важно почувствовать, что их голос важен»
«В регионах очень много неравнодушных людей. Они, возможно, не всегда выражают своё мнение в социальных сетях, но если их спросить прямо, то по многим вопросам у них есть чёткая позиция и хорошее знание ситуации. Все всё понимают», — рассказывает Айнель Амирхан, автор проекта OY-DETOX. В течение последних 10 месяцев Айнель с командой журналистов и исследователей из организации PaperLab изучала медиаповестку в регионах Казахстана, и пыталась понять, насколько она соответствует интересам их аудитории. Для этого команда сначала провела кабинетное исследование региональных СМИ, на его основе разработала вопросы для интервью и затем провела фокус-группы. Всего таких встреч было три: в Уральске, Костанае и Талдыкоргане. На важные темы, найденные во время проведения анализа, центральные журналисты позднее подготовили контент.
Всю эту большую работу команда журналистов и исследователей проводила в рамках регионального проекта «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории (CARAVAN)», реализуемого Internews при поддержке Европейского Союза. По сути этот проект объединил сразу несколько важных организаций на медиарынке Казахстана: проект OY-DETOX и PaperLab, а также интернет-издания Vласть и Manshuq которые выступили медиапартнёрами.
«Для меня главным открытием проекта стали простые люди. Я всегда считала, что в регионах участники будут менее откровенны, ведь они не блогеры и не медийные личности, которые привыкли к публичности. Но в итоге я была приятно удивлена: никто не отказывался, не уходил, не требовал исключить вопросы. И сами люди были искренне благодарны. Для многих участие стало новым опытом: они посмотрели на привычные вещи по-новому, отвечали на вопросы, о которых раньше даже не задумывались. Им было важно почувствовать, что их голос значим, что они могут влиять хотя бы на что-то в жизни своего города, и что кто-то приехал специально, чтобы узнать их мысли», – вспоминает Амирхан.

Она говорит, что во время проведения фокус-групп, люди охотно говорили о своих повседневных проблемах: о зарплатах, доступности жилья, инфраструктуре. Даже когда речь заходила об акимах, участники откровенно рассказывали, что им не нравится в работе местных руководителей. На вопрос, хотели бы они выбирать акимов, все без колебаний отвечали «да» и говорили, что с удовольствием проголосовали бы за того, кто соответствует их ожиданиям или победил бы в честном конкурсе. Однако, всё менялось, когда речь заходила о политике.
«Поскольку Уральск и Костанай находятся близко к России, мы задавали вопросы о соседстве с этой страной. Люди говорили, что раньше спокойно ездили туда, но теперь делают это реже — из соображений безопасности. Некоторые отмечали, что сейчас гораздо реже рассматривают Россию как место для обучения своих детей. Но на такие темы участники отвечали осторожно, долго обдумывали ответы, но всё же делились своим мнением», — рассказывает Амирхан.
О локальных проблемах от местных жителей узнавали и представители PaperLab.
«Мы обнаружили, что региональные медиа не дают достаточного понимания местных проблем. Официальные СМИ и паблики акиматов показывают «приглаженную» картинку, — говорит Серик Бейсембаев, руководитель PaperLab. — Нужно было погружаться в местные паблики, читать комментарии к постам, где люди открыто пишут о своих проблемах, спорят, требуют реакции. Для анализа местных проблем это оказалось ценнее, чем публикации в СМИ».
По его словам, местные блогеры больше заняты рекламой, чем острыми темами.
«На этом фоне яркими исключениями выглядят отдельные журналисты, как, например, Лукпан Ахмедьяров из «Уральской недели», который до своего переезда в Астану был, по сути, главным поставщиком независимой общественно-политической повестки в своем регионе. Но такие фигуры – это скорее исключение, подтверждающее правило», — говорит Бейсембаев.
«Обычно такой контент был на английском языке, а теперь на казахском»
Все результаты общения с респондентами команда OY-DETOX передала своим медиапартнерам. Так, на сайте издания «Власть» вышел большой материал о том, как в Уральске местные жители пытаются самостоятельно решить вопрос бездомных животных; акимат прибегает к их уничтожению. Из Костаная журналисты привезли историю о велодорожках: городской бюджет планировал выделить на них крупную сумму, и репортёры проверили, на каком этапе реализация. В Талдыкоргане, СМИ изучили доступность среды для людей с инвалидностью.
«Отдельно горжусь нашим сотрудничеством с «Властью». Они самостоятельно выезжали в регионы. Мы делились с ними результатами наших фокус-групп, они понимали, какие вопросы волнуют людей и затем мы вместе определяли темы для материалов», — говорит Амирхан.
Вторым медиапартнёром проекта стала редакция издания Manshuq. Журналисты из этого медиа подготовили большую историю об экоактивистке из Усть-Каменогорска, которая сначала сама убирала мусор, а затем основала бренд Quartz и занялась созданием изделий из переработанного стекла. Другая история была посвящена жительнице Талдыкоргана, которая решает вопросы здоровья своих сограждан в рамках общественного совета.
Кроме контента на сайте медиапартнеров, команда OY-DETOX готовила и собственные подкасты для своего YouTube канала. Эти выпуски также базировались на кабинетных исследованиях. Плюс, в непосредственной работе над подкастами, участие приняли специалисты из PaperLab.
«Обычно я работаю одна, а здесь у меня появился соведущий и партнёр, который занимался кабинетным исследованием, помогал формулировать вопросы и лучше узнавать регион. Мы вместе работали над каждой записью и выпуском. Для меня главная гордость в том, что мы сработались, за короткое время почувствовали себя одной командой», — признаётся Амирхан.
После публичной фокус-группы в Костанае, Айнель вместе с директором PaperLab Сериком Бейсембаевым, в своём подкасте обсудила механизмы влияния жителей на местное самоуправление, участие общественности, а также прозрачность и честность процесса принятия решений в новом Казахстане.
«Этот выпуск длился почти два часа, и его до сих пор продолжают смотреть. Сегодня я прочитала комментарий от девушки, которая написала: «Вау, обычно такой контент был на английском языке, а теперь есть и на казахском». Это было безумно приятно», — говорит Амирхан.
Чем живут местные журналисты?
По словам Айнель, главная проблема региональных медиа — нехватка финансирования. «Сейчас рынок сужается, и тем, кто раньше работал на грантовые или донорские средства, стало намного сложнее. Конкуренция за ресурсы выросла: на один конкурс теперь подаётся гораздо больше участников. К этому добавляются изменения в правовом поле, например, — новый закон о масс-медиа. И всё это влияет на работу редакций.
«При этом у некоторых изданий, которые давно работают в регионе, уже есть репутация и небольшой, но стабильный штат, а также собственное небольшое финансирование, чаще всего коммерческое», — рассказывает Амирхан.
О том, что региональным редакциям не хватает финансирования, говорит и Бейсембаев:
«Я думаю, что у региональных медиа сейчас ограниченные возможности для формирования повестки даже в масштабах своей географии. В основном, они существуют за счет госинформзаказа, соответственно, их контент сосредоточен на освещении деятельности госорганов и официальных лиц. Дополнительных финансовых источников у них, насколько я понимаю, очень мало. Это значит, что особо нет возможностей и ресурсов, чтобы становиться значимыми акторами. Поэтому в текущих условиях они не могут реализовать свое главное преимущество – это близость к местному контексту и доступ к локальным историям».
Эксперт перечисляет проблемы в региональной прессе, которые исследователям удалось обнаружить во время проекта.
«Во-первых, общей характеристикой журналистики в этих регионах является доминирование оперативной хроники. Большая часть исследованных нами СМИ – это новостные порталы или паблики в соцсетях, где сообщается о ДТП, официальных мероприятиях, коммунальных отключениях, криминальных сводках. Однако почти не было аналитических материалов, которые помогли бы разобраться в контексте и увидеть более детальную картину», — объясняет Бейсембаев.
Во-вторых, по его словам, исследователи обратили внимание на однообразие жанров и форматов. «Представленный в местных пабликах и новостных сайтах контент в основном состоит из коротких заметок и пресс-релизов. Крайне мало было обзоров, расследований и репортажей.
Также показалось, что эти регионы обошёл стороной бум подкастов — тренд, который можно наблюдать в Алматы и Астане. Мы не нашли ни одного популярного местного подкаста, где обсуждались бы городские проблемы, проводились дискуссии или рассказывались истории жителей», – объясняет он.
Кроме того, Бейсембаев заметил признаки стагнации общественно-политической журналистики в регионах.
«Практически нет независимых проектов, где можно встретить смелые материалы с критикой властей. В итоге ощущение вакуума, который заполняется либо официальной информацией, либо слухами из соцсетей», — поясняет он.
Таким образом, проведённое исследование показало: региональные медиа Казахстана остаются ближе всего к локальным проблемам, но редко используют этот потенциал. Недостаток финансирования во многом делает их уязвимыми. Тем не менее интерес аудитории к содержательным материалам и локальным историям есть — это подтвердили и фокус-группы, и реакции на уже опубликованные материалы. Если медиа смогут получить больше ресурсов, навыков и независимости, они способны стать ключевыми площадками для обсуждения изменений в своих городах.
Эта работа была произведена в рамках регионального проекта «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории (CARAVAN)», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.