От пыльных бурь до культуры контроля женщин: журналистки из Таджикистана учат аудиторию рефлексировать

0
24
Гульнора Амиршоева с героиней репортажа во время съёмок, фото: "Вечерка"

Большой медиапроект журналистки Гульноры Амиршоевой из Таджикистана называется «Равные права — достойная жизнь». Её команда поднимает темы экологии, гендерного равенства, дискриминации и стигмы в отношении уязвимых групп — вопросы, которые невероятно актуальны для Таджикистана, но часто не находят понимания среди пользователей.

Впрочем, иногда журналистам, которые освещают эти темы, всё же удаётся попасть в самый нерв аудитории и помочь людям, как минимум, начать рефлексию.

О том, как это происходит — создательницы медиапроекта рассказали «Новому репортёру».

Как экологические темы заставляют людей рефлексировать?

Несмотря на то, что изначально журналистка и руководительница медиакомпании «Вечёрка» Гульнора Амиршоева задумывала «Равные права — достойную жизнь» как проект, сосредоточенный на теме гендерного равенства, со временем в него органично вошли и экологические сюжеты. Население Центральной Азии, включая Таджикистан, сегодня сталкивается с экологическими последствиями, о которых эксперты предупреждали десятилетиями. И именно женщины и дети чаще всего испытывают на себе влияние этих негативных изменений.

В июле, когда Душанбе тонул в пыльных, непрекращающихся бурях, команда «Вечёрки» подготовила лонгрид о том, как загрязнение воздуха может стать причиной депрессии.

«Этот материал вызвал самую сильную реакцию. Он набрал больше 30 тысяч охватов и почти 50 тысяч просмотров. В комментариях сразу почувствовалась эмоциональная вовлечённость: люди делились своими переживаниями, рассказывали, как пыльные бури влияют на их самочувствие и жизнь. Тема неожиданно объединила экологию и социальную повестку — в реакциях была и раздражённость, и поддержка. При этом аудитория выходила далеко за рамки бытовых жалоб. Люди обсуждали и региональные, и глобальные вопросы: что делает Центральная Азия для борьбы с пыльными бурями, деградацией земель, засухой, и как всё это отражается на психологическом состоянии. Тема задела очень глубоко», — рассказывает Гульнора Амиршоева.

Гульнора Амиршоева, фото: «Вечерка»

Кроме материал о загрязнении воздуха, такую же вовлеченность аудитория проявляла после материалов, о том, как изменение климата приводит к нехватке воды.

«По комментариям и реакциям было понятно, что люди очень переживают, причём, во время обсуждений они говорят не просто о бытовых проблемах, но и о глобальных вопросах, о будущем страны. Проблемы экологии сейчас для жителей Таджикистана — проблема номер один, и конечно, больше всего из-за них страдают женщины и дети», — объясняет Амиршоева.

Продолжение «Токсичного наследия»

Другая экологическая тема, на которую команда обратила внимание – это состояние городской реки «Душанбинки».

«Мы сделали материал про нашу речку «Душанбинку», вернее про то, во что она превратилась. Как она обмелела, превратилась в стройплощадку для добычи щебня, камней и песка, как её завалили мусором. Люди понимают, что река умирает, и каждый по-своему ищет объяснения — кто экологические, кто политические, кто бытовые. Почти все сходятся в одном: раньше «Душанбинка» была живой рекой, а теперь её нужно спасать, если ещё не слишком поздно», — рассказывает журналистка.

Во время съёмок репортажа, фото:»Вечерка»

По словам Амиршоевой, этот медиапроект позволил ей вернуться и к теме старых захоронений пестицидов в Таджикистане. Два года назад медиакомпания «Вечёрка» снимала документальный фильм «Токсичное наследие» об этой проблеме. Теперь Амиршоева решила продолжить эту тему, и посмотреть, что изменилось за эти годы.

«Когда я делала фильм, я обращалась в разные инстанции и мне спокойно давали информацию о проблеме. Мы даже с представителями комитета (по охране окружающей среды – прим.ред.) ездили по этим загрязнённым регионам. Сейчас эту тему закрыли, и источники стараются не давать комментарии. Пришлось работать с независимыми экспертами и с открытыми данными», — говорит Амиршоева.

Несмотря на сложности при получении информации, редакция всё-таки смогла выпустить лонгрид, посвящённый проблемам старых пестицидов. В нём авторы указывают на то, что в Таджикистане всё ещё находятся более 200 захоронений опасных отходов, рядом с которыми живут люди.

«Мы откатились назад — к тому, от чего ушли»

Однако, главным фокусом проекта «Равные права — достойная жизнь» всё-таки остаётся вопрос гендерного равенства. Из 30 единиц контента, который редакция производит в рамках этого проекта, большая часть посвящена именно этой теме. В команде с Амиршоевой работает Ниссо Расулова, известная таджикская гендерная исследовательница и журналистка. Она редактировала и готовила свой собственный контент для проекта.

«Гендерные проблемы всегда было тяжело освещать, а сейчас вообще с этим стало сложно. Мы живём в цикличной истории: были хорошие периоды — начиная с конца 70-х, когда эти темы активно поднимались, — а сейчас мы откатились назад — к тому, от чего ушли. Феминистки сопротивляются, но противостоять влиятельным мужчинам во власти очень сложно», — делится Расулова своими мыслями.

По её словам, несмотря на то, что она много лет освещает гендерные вопросы и знает о том, с чем в реальности сталкиваются женщины в Таджикистане, эта тема не перестаёт её удивлять.

«Меня поразила история нашей героини — девушки с инвалидностью. Она открыто идёт против своей семьи, которая, всячески пытается её задвинуть. Например, во время знакомства с будущими родственниками – мужа её родной сестры, родные люди этой девушки представила её как дальнюю, бедную родственницу. Сделали это, якобы для того, чтобы новая родня не подумала, что у них тяжёлая наследственность. И вот в таких условиях она сопротивляется. Более того, уверенно говорит о том, что сама хочет устроить свою личную жизнь», — рассказывает Ниссо Расулова.

Она поясняет, что в Таджикистане женщине вообще не принято вслух говорить, что она хочет выйти замуж, тем более это табуированная тема для женщин с инвалидностью.

«А наша героиня прямо говорит о своём желании. Она же мне рассказала, что в Таджикистане мужчины с инвалидностью спокойно устраивают свою личную жизнь, а женщине всё ещё приходится преодолевать давление и стереотипы», — говорит журналистка.

Она считает, что несмотря на то, что тема гендерного равенства теряет свою популярность в глобальной медиаповестке, продолжать освещать эти сложные вопросы необходимо. Тем более, что в Европе происходят важные для гендерного равенства события: внесение фемицида в уголовный кодекс в Италии, судебный процесс Жизель Пелико, которая обвинила своего мужа во множественных изнасилованиях во Франции.

«Внутри стран, как не хотели говорить на эти темы, так и не хотят, разумеется, пока их самих эта проблема не коснётся. При этом международные проекты закрываются, американские доноры избегают проектов, в которых звучит слово “гендер”. Конечно, всё это осложняет работу. Но у нас остаётся главное оружие — просветительская деятельность. Чем больше мы будем объяснять и просвещать, тем лучше», — утверждает она.

Гульнора Амиршоева выделяет и ещё одну тему своего проекта:

«Об этом очень мало говорят, но в Таджикистане женщина с детства и до самой старости живёт под надзором, и это не просто традиция, а целая система власти. Сначала девочка под постоянным контролем родителей и братьев, они дикуют ей, куда ходить, с кем дружить и т.д. Потом она выходит замуж, и тут начинается контроль со стороны мужа, свекрови. Но самое интересное, когда она достигает зрелого возраста, начинается система контроля со стороны взрослых сыновей. Это замкнутый круг, женщина постоянно под чужим контролем и не принадлежит себе. Вот на эту тему у нас мало кто обращает внимание».

Важной частью этого проекта стал и тот факт, что значительную часть своего контента «Вечерка» производила на таджикском языке. Для редакции это пусть и не новый, но полезный опыт, потому что большая часть материалов этого издания всегда выходила на русском языке. Теперь редакция наращивает таджикоязычную аудиторию и говорит с ней на важные для общества темы.

Реалити-шоу «Не мужское\женское дело»

Своей самой любимой частью проекта, Амиршоева считает реалити-шоу «Не мужское/женское дело», в котором она с помощью своих героев пытается развенчивать популярные в обществе стереотипы. Это видеосюжеты, в которых женщины или мужчины выступают в непривычных для общества Таджикистана ролях. Например, молодая девушка становится чабаном, а молодой парень идёт работать в детский сад. Это шоу Гульнора Амиршоева полностью взяла на себя – она продюсирует его, ездит на съёмки и даже выступает в качестве ведущей.

«Очень много стереотипов в нашем обществе относительно профессий. Но оказалось, что это не совсем так. И наши герои это подтверждают. Мы показали, как органично женщины и мужчины могут смотреться в непривычных для них профессиях, как они могут быть им интересны, как они с ними могут справиться. Получился очень живой контент, который мы делали с большим энтузиазмом», — рассказывает Амиршоева.

Журналистка говорит, что этот проект показал, насколько живым и востребованным может быть просветительский контент, когда он одновременно разрушает стереотипы, поднимает трудные гендерные темы и реагирует на реальные проблемы людей. И она также поддерживает идею о том, что в условиях, когда вопросы гендерного равенства переживают не самые лучшие времена, единственной устойчивой стратегией остаётся просвещение — именно оно помогает людям увидеть масштаб проблемы, услышать истории друг друга и постепенно менять отношение к равенству и правам человека.

«Равные права — достойная жизнь» создаётся в рамках регионального проекта «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории (CARAVAN)», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь