В 2013 году сразу несколько СМИ выпустили крупные мультимедийные проекты, поражающие технологическим совершенством, необычным дизайном и завернутой во все это сильной историей. Станет ли такая журналистика стандартом отрасли или останется модной технологической игрушкой?
Последний эксперимент The New York Times в области мультимедийного сторителлинга (то есть повествования какой-либо истории, от английского “story telling”) – репортаж Эллен Барри «Забытая Россия»(The Russia Left Behind). Эффектная «заходная» фотография: женщина в платке, снятая со спины, идет к церкви с золотыми куполами. Прокручиваешь страницу ниже и видишь карту – маршрут от Санкт-Петербурга до Москвы. По мере прочтения и прокручивания страницы вниз слева от текста ползет «ниточка» пути, останавливаясь на населенных пунктах, упоминаемых в тексте: Великий Новгород, Валдай, Черная грязь.
Репортаж Эллен Барри «Забытая Россия»(The Russia Left Behind) онлайн
Текстовая масса щедро разбавлена крупными фотографиями и видеороликами, вокруг текста много «воздуха» (фактически – репортаж размещен на отдельном подсайте) — все рассчитано на серьезное, долгое, вдумчивое чтение и смотрение. Сам текст и выбор тем для него абсолютно в стиле западных репортажей о России: цыганская свадьба 14-летних, церковь неподалеку от секретной резиденции Путина, «известный своими проститутками» городок и т.д.
Выпуск этого мультимедийного репортажа был приурочен к перезапуску международного издания The New York Times, издавна носившего название The International Herald Tribune. C 14 октября 2013 года эта газета стала называться The International New York Times, чтобы расширить и унифицировать глобальное влияние материнского бренда. Материал про «забытую Россию» – на первой полосе обновленной газеты.
Снегопад удачи
Это уже не первый подобный мультимедийный проект The New York Times – все началось в конце 2012 года с выхода уже ставшего легендарным материала «Снегопад»(“Snow Fall”), повествующего о сходе лавины в Каскадных горах США и нескольких горнолыжниках, погребенных под снегом. На экране завывала интерактивная вьюга, а камера летала над 3D-моделью гор, показывая в деталях место происшествия – и все это работало как на настольных, так и на мобильных устройствах. Не говоря уже о превосходном тексте, который, несмотря на все технологические приблуды, оставался гвоздем программы.
Конечно, мультимедийные истории делали и до «Снегопада»: издатели в интернете давно догадались, что дополнительные фото, видео и прочая инфографика могут обогатить любую историю. Но сделать это так технологично и эстетически выверено, как в случае со «Снегопадом», до него не удавалось никому. «Нужно убедиться в том, что это подходящий сюжет с подходящими элементами», — объясняла после выхода материала исполнительный директор The New York Times, Джилл Абрамсон.
Неудивительно, что само название проекта практически стало нарицательным для обозначения подобных мультимедийных историй, как «Ксерокс» в свое время из торговой марки превратился в обозначение любой копировальной техники.
репортаж Эллен Барри «Забытая Россия»(The Russia Left Behind) в газете
Название затерлось до такой степени, что группа энтузиастов UsVsTh3m даже выпустила пародийный проект «Ледяная неудача» (Icefail), в котором с помощью похожего макета, отсылок к «Звездным войнам» и ироничного текста высмеяла «Снегопад».
Однако команде The New York Times и правда было чем гордиться. Количество просмотров страницы проекта и упоминаний в соцсетях било все рекорды. «Думаю, мы доказали, что [подобного уровня] произведение представляет интерес; хотя, может быть, мы все это время недооценивали читателей», — сказал вскоре после первых оглушительных результатов автор проекта Джон Бранч.
Вау-эффект от упаковки
Получается, что все разговоры о необходимости писать короткие дробные тексты для интернета, о людях с клиповым мышлением, о невозможности публиковать так называемые лонгриды (то есть предназначенные для длительного вдумчивого чтения тексты) в сети оказались неправдой? Возможно, это так. А возможно успех «Снегопада» кроется в дурманящей новизне проекта, ставшего глотком свежего мультимедийного воздуха для газетной индустрии.
Действительно, дизайн «Снегопада» производит тот самый вау-эффект, ради которого стоит открыть эту страницу и смотреть за тем, как падает снег или крутится камера виртуального оператора над горным ущельем. Но сколько людей дочитали текст репортажа до конца? Вряд ли удастся определить точное их число. Подтвердить или опровергнуть успех формата, выбранного The New YorkTimes, могли только последователи. И они не замедлили появиться, в том числе и в России.
Скажем, Lenta.ru в октябре подготовила спецпроект, посвященный событиям в России 1993 года. Материал, получивший название «Конец советов: 20 лет», предполагал схожую со «Снегопадом» механику действий: крути колесико мышки, щелкай на заинтересовавшие видеоролики, читай кусочки текста. Этот проект изначально ставил перед собой более глобальную задачу: не рассказать одну-единственную сильную историю, а постараться воссоздать целую мозаику событий октября 1993 года.
Креативный директор портала sports.ru Михаил Калашников в той же ветке дискуссии на фейсбуке выразил мнение, что этот проект – «штука из серии «все лайкают, никто не читает»». Слова в ней выступают орнаментом, несмотря на их очевидную журналистскую ценность, а впечатляет всех в основном дизайн, отметил Михаил.
Расчетливая «Огненная буря»
Однако, как выяснилось, можно просчитать и результат, который удовлетворит самую широкую аудиторию – от развалившихся в кресле любителей лонгридов, готовых смаковать каждую мультимедиа-деталь, до наклонившихся вперед интернет-торопыг, желающих прикоснуться к качественной журналистике на пять минут в обеденный перерыв. Надо только правильно спланировать навигацию и представление информации. Об это свидетельствует опыт проекта «Огненная буря» (Firestorm), который сделала британская The Guardian, тоже, кстати, приурочив его выход к запуску своего австралийского издания в мае 2013 года. «Огненная буря» рассказывала о судьбе простой семьи из Тасмании, едва выжившей после жесточайших лесных пожаров, охвативших остров. Контент для проекта создавала целая команда: журналист-фрилансер Джон Хенли, оператор и специалист по мультимедиа Лоуренс Топхэм и разработчик Робин Бейтра.
Учитывались и такие важные для успеха предприятия детали, как более низкая скорость интернета в Австралии – девелоперы Guardian буквально вылизали код «Огненной бури», чтобы она быстро загружалась и исправно работала даже при плохом соединении и на мобильных устройствах.
Дорогая прокрутка
При первом взгляде на все эти проекты кажется, что все они безумно дороги и требуют баснословных инвестиций, а также целого взвода программистов для полноценной работы. И в случае с «Огненной бурей» и «Снегопадом» это действительно так. Однако в интернете уже появляются сервисы, способные предоставить готовый шаблон сайта-«простыни», в который удобно интегрировать любой контент. Вам останется только потратиться на его, этого контента, производство. Компания Scrollkitвообще в качестве саморекламы полностью воссоздала «Снегопад», но только на своем, простом в употреблении и доступном для каждого движке. Правда, потом из-за спора об авторских правах «подделку» пришлось удалить, но на компанию уже обратили внимание и начали активно пользоваться ее услугами. Сейчас Scrollkit каждую неделю отчитывается о трех-четырех интересных проектах, сделанных на своем движке.
Так все-таки, станет ли бесконечно прокручиваемая страница с понатыканными тут и там видеороликами и трехмерной инфографикой стандартом для интернет-СМИ или издатели поиграют в «снегопады» да и вернутся к своим коротким текстам?
Похоже, пространство для развития подобных проектов все еще есть и потенциал читательского внимания и произведения вау-эффекта еще не выбран. Просто снегопады-2014 будут становиться еще более мультимедийными, поливариантными и рассчитанными на аудитории с самыми разными привычками, устройствами и лимитом времени.
И разной степенью лени. Вот и The New York Times незадолго до «Забытой России» выпустила в содружестве с канадским режиссером Катериной Чижек «Краткую историю небоскребов» (A Short History of the Highrise). Там даже колесиком мышки крутить необязательно – знай себе, смотри на экран, изучай 2500-летнюю историю вертикальных сооружений, приобщайся к качественной журналистике.
Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №11/2013