На конференции Re:publica-2019 в Берлине был представлен Манифест журналистики вещей. Это новое направление в медиа, которое подразумевает использование и обработку данных, полученных от всевозможных сетевых, электронных устройств и датчиков.
Якоб Викари — пропагандист «Журналистики вещей». Собственно, он и придумал этот термин по аналогии с интернетом вещей.
Интернет вещей (IoT) — концепция сети физических предметов («вещей»), оснащённых технологиями для взаимодействия друг с другом или внешней средой. Как явление способно перестраивать экономические и общественные процессы.
Евангелисты журналистики вещей считают, что она должна стать отдельным направлением, как видео-, фото- или информационная журналистика. Потому что развитие интернета вещей будет тянуть за собой новую журналистику. Ожидается, что к 2022 году в мире будет 25 миллиардов сетевых объектов, которые собирают различные данные. Данные от фитнес-браслетов, дронов, смартфонов, пылесосов и вообще любых приборов можно обрабатывать и на этом основании рассказывать истории. И это делает вещи, с одной стороны, оборудованием для журналистов, с другой, собственно, даёт им некий журналистский статус.
У Якоба Викари есть успешный медиапроект, в котором использовались данные датчиков. Он был задуман как ответ на вопрос, который часто возникает у потребителей: «Всё ли в порядке с моим молоком?» Был создан сайт и аккаунты в социальных сетях, на которых люди в реальном времени могли следить за жизнью трёх реальных коров в Германии. Проект собрал совокупно более трёх миллионов человек аудитории.
В Манифесте журналистики вещей сейчас 10 пунктов:
- Dinge vermitteln die Welt. Вещи знакомят с миром.
- Dinge übernehmen Verantwortung. Вещи берут на себя ответственность.
- Dinge müssen zur Rechenschaft gezogen werden können. Вещи должны быть привлечены к ответственности.
- Dinge können Reporter sein. Вещи могут быть репортёрами.
- Dinge manifestieren Haltungen. Вещи формируют отношение.
- Journalismus-Dinge müssen nicht digital sein. Вещи не обязательно могут быть цифровыми (имеется в виду, что могут использоваться химические, биологические или физические исследования).
- Dinge sind Interfaces. Вещи — это интерфейсы (связь двусторонняя).
- Dinge können ein Mittel im Kampf gegen Desinformation sein. Вещи могут быть средством в борьбе с дезинформацией.
- Dinge beeinflussen, was sagbar ist. Вещи работают на улучшение.
- Dinge machen Journalismus greifbar. Вещи делают журналистику ощутимой.
Вещи могут размещаться там, куда не могут попасть люди: например, в дренажных трубах или пищеводе. Вместе с этим вещи, которые, например, определяют качество воды, становятся той инстанцией, которая принимает решения. Журналисты должны научиться проверять эти данные и рассказывать истории на их основании. С другой стороны, вещи — это и новый канал для распространения контента. Например, «умное» зеркало может каждое утро передавать индивидуально подобранные новости, и журналисты должны уметь делать новый контент для вещей.
В блоге Якоба Викари можно прочитать больше про Журналистику вещей (фото к материалу — с сайта Якоба Викари). Кстати, подписка платная, как и курсы в этом направлении в медиаакадемии. Судя по всему, новое направление уже позволяет монетизироваться.
А вы верите, что журналистика вещей будет развиваться как отдельное направление?