Злой орёл и польские монашки: лучший документальный фильм об Астане

0
165

Телепрограмма «Хабара» на этой неделе пестрит документальными фильмами: по случаю Дня столицы, который казахстанцам предстоит отметить 6 июля, канал распечатал свой сундук с лучшими образцами госпропаганды. Документальные свидетельства величия столицы органично дополняют художественные свидетельства незаурядности её главного зодчего — на экранах ежедневно с понедельника киноэпопея о жизни Нурсултана Назарбаева.

Авторство большинства документальных фильмов об Астане ожидаемо принадлежит телерадиокомплексу президента. Именно его творческий коллектив, напомним, за месяц до начала в республике предвыборной агитации выпустил стилизованный под «Игру престолов» ролик, который некоторые пользователи соцсетей посчитали откровенной насмешкой над предстоящими выборами президента.

Как бы то ни было, в 2019 году телерадиокомплекс главы государства впервые удостоился национальной телевизионной премии «Тумар». Награда ему досталась за документальный фильм «Столица Великой степи», презентация которого состоялась год назад.

Фото с официального сайта телевизионной премии «Тумар»

Однако несмотря на то, что работа заслужила столь высокие оценки авторитетного жюри, в этом году «премиальный» фильм в предпраздничный марафон «Хабара» почему-то не попал. Зато у зрителей «Хабара» будет аж две возможности посмотреть посвящённый Астане документальный фильм Каната Бейсекеева «Моя Астана», который тоже был презентован в 2018 году. Надеемся, узнавшие о Канате после просмотра зрители поспешат зайти на YouTube и по достоинству оценят ещё и его работу о дне после взрыва в городе Арысе. По «Хабару» этот фильм вряд ли когда-нибудь покажут — уж слишком выпуклыми выглядят в нём рядовые казахстанцы, пережившие ужас бегства из родного дома.

Та же «проблема» у документального фильма Бейсекеева об Астане — он наполнен человеческими историями. Откровенный взгляд в камеру, смущённая улыбка, сбивчивая речь. Ничего из этого в документальных творениях телерадиокомплекса президента не найти. Единственный живой человек появился в «Столице Великой степи» на 12-й минуте. В кадре неожиданно — после вереницы синхронов эсэнгэшных президентов — возникло лицо женщины в каске, зазвучал несмелый голос.

Машинист башенного крана Татьяна Джексенбинова, конечно, появилась в кадре как типовой элемент любого фильма о том, как столица строилась. И по всем правилам жанра ей — как представительнице простого рабочего народа — выпала честь отвечать на узловой вопрос фильма: «Если бы вам представилась возможность встретиться с Нурсултаном Назарбаевым, что бы вы ему сказали?»

«В первую очередь поблагодарила бы его за то, что после таких тяжелых 90-х я попала в Астану, и у меня намного улучшилась жизнь. Еще поблагодарила бы его за то, что у нас спокойно, и я могу ходить на работу, с работы. Я уверена, что завтра я буду работать и получу зарплату. Конечно, это приятно», — произнесла уже немолодая женщина чуть уставшим голосом. Вряд ли это именно то, за что жители страны, стремящейся в тридцатку развитых стран мира, должны благодарить своё правительство.

Неожиданное признание в любви казахстанским властям прозвучало и на 41-й минуте фильма. Эту часть авторы назвали «Астана — территория мира, согласия и толерантности». Визуальный ряд вдруг изменился: вместо столичных небоскрёбов с высоты птичьего полёта перед зрителями предстала идиллическая картинка небольшого зелёного поселения на берегу реки. И пока закадровый голос бессменного автора патриотичных журналистских работ Ерлана Бекхожина что-то вещал про «уникальную духовную среду», на экране появились четыре католические монахини. За решёткой.

«Прежде всего мы очень благодарны возлюбленному, достойному президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, что принял нас в эту землю, что мы можем здесь молиться днем и ночью за весь мир. Особенно как мы здесь теперь живём в Казахстане, мы молимся за всех жителей Казахстана, за каждого человека. Особенно мы молимся за власть Казахстана. Каждый день во время святой мессы, святого служения мы молимся особо за президента Казахстана Нурсултана Назарбаева», — с блаженной улыбкой и характерным акцентом говорила на камеру голубоглазая польская монахиня-затворница матушка Иоанна.

Но, пожалуй, самым экзотичным в этом документальном фильме стал его эпиграф. Авторы изловчились и нашли для Астаны столь великолепное сравнение, что у историков древнего мира наверняка округлились бы глаза. «В самом древнем письменном памятнике мира — библиотеке ассирийского царя — есть клинописная глиняная табличка. На ней почти три тысячи лет назад была записана шумерская легенда об основателе цветущего города по имени Этана. Есть в ней такие слова: «Город великий был задуман богами, посередине высокие храмы и башни. Здесь вырос огромный до самого неба тополь — это Древо жизни, которое даровано людям. И в кроне его ветвей обитает орёл»», — зачитал с таблички закадровый голос Бекхожина.

Дальше последовали ожидаемые манипуляции, и оставалось, как говорится, просто следить за руками: древний артефакт «практически предсказывает реальность современного Казахстана — основание его новой столицы», слова «Астана» и «Этана» «невероятно созвучны» (если вслушаться, предупреждает голос за кадром), шумерский тополь «в реальности оказывается Байтереком», и так «удивительно схожи образы» орлов.

Поверхностное изучение вопроса с помощью Google показало, что «Этана» — это не название некого цветущего города, а имя шумерского царя, который правил в городе Кише (не очень-то созвучно с Астаной, если вслушаться). Этана, если верить многочисленным интерпретациям легенды, царём был хорошим, но бездетным, и здесь в нашу историю действительно вступает орел, обитавший раньше на вершине огромного дерева. Бог солнца спустил орла с дерева в яму в тот самый день, когда в сердце птицы поселилось зло, и она съела детёнышей жившей под деревом змеи. Этана вытащил орла из ямы и отправился с ним на небо, чтобы добыть «растение рождения»…

О том, что было дальше, табличка умалчивает, но и этого достаточно, чтобы понять: у создателей документальных фильмов во славу нашей Родины, вероятно, иссяк запас точно описывающих «казахстанское чудо» древних легенд, и теперь в ход идут даже те, где репутация великолепного орла уже не так однозначна. Впрочем, как и репутация некоторых восхищавшихся дальновидностью первого президента Казахстана глав других стран СНГ. Но простим это авторам — никто из них не мог спрогнозировать политический кризис в Молдове, когда Игорь Додон в беседе с Бекхожиным рассуждал о необходимости принимать непопулярные решения с расчётом на то, что в будущем их обязательно оценят.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь