Визуальная эмпатия: восемь способов усилить эмоции при помощи изображения

0
507

Любая иллюстрация — это полноценный рассказ. Важно, чтобы ваш зритель смог его прочитать, — рассказывает Поля Плавинская, художница, иллюстратор, арт-директор в издательстве «Самокат».

Cчитывается иллюстрация в первую очередь на эмоциональном уровне. Задача художника — рассказать ту же историю на другом уровне, возможно, вывести за границы или заложить эмоционально больше, чем написано в тексте. Мы смотрим на картинку, и она нам либо нравится, либо нет. Вызывает страх или сочувствие. Это и называется эмпатией.

Как можно усилить эффект, позволить сильнее прочувствовать ситуацию? «Новый репортёр» собрал восемь инструментов и примеров к ним.

  • Метафора. Это первый инструмент, про который надо вспомнить, поскольку он позволяет усилить эмоции и рассказать с другого ракурса о чём-то важном.
Пример метафоры в иллюстрации из выступления Поли Плавинской. Портрет женщины, вписанный в пространство, может говорить что-то о правах женщин
  • Синестезия. Что происходит с вами, когда вы смотрите на лимоны? У вас выделяются слюни, вы ощущаете вкус лимона, его запах. Ассоциации приходят на уровне органов чувств. Когда человек, посмотрев на картинку, начинает чувствовать запах, слышать звук или ощущать холод и фактуру предмета, это называется синестезия.
Скриншот из выступления Поли Плавинской. При взгляде на картинку у некоторых может свести челюсть или возникнуть дискомфорт. Зритель как бы ощущает боль человека, у которого вылетают зубы
  • Композиция. Восприятие расположения предметов относительно листа, относительно друг друга.
Скриншот из выступления Поли Плавинской. Про композицию проще всего рассказывать на примере абстрактных картин. Возьмите белый лист бумаги и попробуйте выложить на нём абстрактные предметы. Мозг начинает додумывать некоторые вещи
  • Цвет. Белое пространство в изображении. Важно умение взаимодействовать с формой и контраформой. Когда вы строите композицию, не бойтесь белого.
Скриншот из выступления Поли Плавинской. Правильно подобранный цвет создаёт настроение, передаёт ощущения. Не бойтесь использовать белый — во многих иллюстрациях это полноценный цвет, а не пустота
  • Ритм. Чаще всего он ассоциируется со звуком. Когда мы говорим про ритм в иллюстрации, мы ощущаем то же, что и во время прослушивания музыки.
Скриншот из выступления Поли Плавинской. Разные люди, которые куда-то идут, их ноги создают ритм, и зритель представляет их шаги
  • Рифма. Когда какие-то объекты рифмуются друг с другом. Мы понимаем, что они взаимосвязаны.
Скриншот из презентации Поли Плавинской. Клавиши пианино, которые превращаются в улетающих птиц, — один из примеров удачно зарифмованных объектов
  • Пространство. Мы можем увидеть эту точку как дерево сверху или муху рядом. Это пространство позволяет маневрировать. Настроение пустоты, разлуки, но мы очень чувствуем настроение персонажей.
Скриншот из презентации Поли Плавинской. Люди, их тени и ничего вокруг создают у зрителя ощущение пустоты или разлуки
  • Образ героя. То, как можно по-разному передать одного и того же персонажа или его настроение.
Скриншот из презентации Поли Плавинской. Это фантастическое свойство иллюстрации — можно одного и того же героя изображать по-разному, с разными эмоциями и настроением

Больше интересных примеров можно посмотреть в выступлении эксперта:

Мастер-класс Поли Плавинской — часть инновационной лаборатории «СТОРИКРАФТ 2020 — Создаём. Играем. Вовлекаем». Региональная инновационная лаборатория проводится в рамках проекта «Усиление устойчивости к радикализации и дезинформации в Центральной Азии», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь