«Если будет пожар, вы будете снимать или тушить?» Виталий Манский о современном документальном кино

0
115

С 10 марта по 25 июня в онлайн-формате проходит «Школа документального кино. Короткий метр». До середины апреля слушатели получают теоретические знания, далее им предстоит снять свою документальную короткометражку под руководством опытных менторов. В рамках Школы запланирован ряд открытых сессий, первая из которых прошла 11 марта. Режиссёр документального кино, продюсер, президент фестиваля «Артдокфест» и Национальной премии в области неигрового кино «Лавровая ветвь» Виталий Манский выступил с лекцией «Что такое современное документальное кино». Предлагаем вашему вниманию самые интересные моменты его выступления.

В документальном кино неискренность всегда вылазит наружу. Когда режиссёр стремится открыть миру глаза на что-то, научить всех чему-то, то ему не веришь. Это неверный путь в документалистике. Возьмем два примера: девушка снимает свою соседку по лестничной площадке, которая умирает от рака. Самый трогательный момент — как она пристраивает свою собаку. Или последние фильмы Майкла Мура — чем он отличается от тех, кто в телевизоре нас учит жизни? Озвучивает свое мнение, говорит, как правильно. Лично я смотрю его с любопытством, но не более. Не так, как смотрел одну из первых его работ 2002 года «Боулинг для Колумбины», посвящённый проблеме вооружённого насилия в США. Там есть доверие, там он идёт по своему кругу жизни.

Или вот фильм «Металлический хлеб» Чингиза Нарынова — очень мощное высказывание. Там героиня идёт собирать свинцовые цоколи на свалку. Представляете, режиссёр бы вмешался и спросил: «А у вас в городе есть покрупнее свалка?» Люди обычно очень подчиняются режиссёрам, а режиссёры склонны уводить от жизни. Никто драматургию не отменял, законы, конечно, существуют. Но когда вы знаете всё про свой будущий фильм, — это игровое кино, а когда не знаете — документальное. Именно поэтому документалист не может заранее полностью предоставить сценарий.

Это ошибка — начинать разговор не с кино, а с технических вопросов или денег. Сколько фильмов на моих глазах умерло, не родившись! Потому что пока дойдёт дело до кино, у создателей уже нет ни энергии, ни желания. Мы видим мертворождённые фильмы. А сколько фильмов, сделанных на телефон! Если у вас нет больших денег, я призываю вас быть смелыми. Все мои фильмы по-разному создавались. Вот взять «Наша Родина». Есть бюджет — будут продюсеры и согласования. Все требовали сценарий, а его не было. Была лишь идея: пообщаться с моими одноклассниками и выяснить, что для них значит Родина. Или фильм «Родные». Тоже была только идея посетить моих родственников в разных городах Украины и поговорить с ними о жизни «после Крыма».

Если у вас есть идея, делитесь ею с близкими. Им интересно слушать или нет? Не бойтесь отправлять на питчинги. Даже если питчинг не принесёт денег, он даст понимание, есть ли интерес, советы и рекомендации профессионалов. Если фильм готов, покажите его близкому кругу. Не бойтесь отправлять на фестивали, начинайте с региональных. Если картина заслуживает внимания, она не потеряется. Многие начинающие документалисты совершают эту ошибку: пренебрегают региональными фестивалями. Отправляют на большие фестивали, платят деньги за заявку, перевод. А фестивали поменьше — «ниже нашего достоинства». Если не подаваться на них, фильм может остаться в безвременье. А если у него есть потенциал, он дальше сам пойдёт. Так было с дебютной картиной Виталия Акимова «Мальчик», мы взяли её в конкурсную программу нашего фестиваля документального кино Artdocfest. И поняли, что у неё высокий потенциал. И сами показали её отборщикам IDFA (International Documentary Film Festival Amsterdam, один из крупнейших фестивалей документального кино). И они тоже взяли.

Что я думаю о фильме «Королевство тишины», который рассказывает об убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашогги?Кто снял этот фильм? Робот? Прекрасные съёмки. Нельзя сказать, что это плохое кино. Это кино сделал человек сформировавшийся, пресыщенный и неэмоциональный. Индустриальное серийное кино. О любой трагедии можно вот так снять кино. Посмотрите фильмографии авторов, которые вам нравятся. О чём-то личном, важном — первый-второй фильм. Шестой, седьмой и далее уже не про людей — про природу, животных. Автор со временем дистанцируется. Нужна большая сила, чтобы заходить внутрь людей, заходить в трагедии людей. Не просто заходить, а с камерой в руках. Самое главное — искренность с людьми.

Ошибка молодых режиссёров, когда они создают Вавилонскую башню, которая на третьем этаже рушится. Снимайте то кино, которое не снимут оскаровские режиссёры. Например, разговор с бабушкой — про её первую любовь, первое предательство, первую брачную ночь. Родственные узы, доверие могут помочь состояться этой истории. Драматургию никто не отменял, но и хитрость документального кино никто не отменял. Я бы советовал подчиняться реальности жизни. Когда вы начинаете натягивать жизнь на свою доктрину (трёхактность и так далее), то это почти никогда не срабатывает. Конечно, во всём есть исключения. Одно из них — фильм Алексея Погребного. На телевидение человек написал письмо: «Что вы за фильмы снимаете? Вы всё делаете не так. Я настоящий герой для фильма: передовик производства, играю в оркестре». Он приехал к этому человеку и начал снимать фильм так, как тот ему говорил… Мудрость, хитрость.

Я видел немало хороших картин, снятых на Go Pro. Например, «Осколки звёзд сорвутся с неба и исчезнут» Петра Старостина — парень из Владивостока снял трагедию своей семьи. Он снимает клип, когда ему по телефону сообщают о смерти мамы. Он прибегает домой, её выносят в простыне. Сложнейшая история взаимоотношений родителей, бешеное погружение, откровение, вскрытие человеческих пороков. На третьей минуте привыкаешь к неидеальной картинке. Как выбрать тему? Снимать о том, что вас самих волнует.

Если будет пожар, вы будете снимать или тушить? Был такой вопрос на форуме документалистов. Ответы были 50 на 50. Всегда есть нюансы. Если ты — как зевака, ты не документалист, а подлец. Стратегически если ты не способен быть адаптированным к растворению в другом человеке, ты не сможешь снимать. Вопрос этики внутри каждого из вас. Но чем больше в вас этических ограничений, тем меньше шансов подойти к истине, реальности, тем меньше документалиста.

Посмотреть полностью выступление Виталия Манского можно здесь:

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь